Flight TV - Выпуск 13


Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин, здравствуйте!
Создавая новый класс. Самолётопланер Штемме – два в одном.
Самолёты прошлого, которые ЛЕТАЮТ. Конструктор, инженер и пилот Владимир Невский о деле всей своей жизни.
Новости авиации
Свыше 200 человек и 75 летательных аппаратов в этом году собрал международный слёт «Микродельтос 2015». Владельцы дельталётов, аэрошютов, паралётов, аваимоделей, автожиров и самолётов приехали и прилетели в Ясногорский район Тульской области на площадку Калинаево. Это место приобретает большую известность в авиационных кругах и славится своим гостеприимством. Целых три дня авиаторы, их семьи знакомились, общались, и, конечно, летали. Все участники отмечают высокий уровень подготовки и организации, выражая благодарность Ивану Елопову и Сергею Калинаеву. Интересно было всем. Дети посетили местный зоопарк, а пилоты даже посоревновались в точности посадки и бомбометании. Но всё же главной целью слёта была дружеская встреча единомышленников, которых оказалось немало. География прибывших на «Микродельтос» с каждым годом расширяется, что не может не радовать.
В США на авиационном мероприятии в Миннесоте на статичной экспозиции один из зрителей, 6 летний мальчик, смог запустить вертолёт Мэйо Клиник. Экипаж находился неподалёку и сравнительно быстро остановил двигатели, но два человека получили лёгкие травмы в виде синяков и ушибов от опрокинувшегося солнцезащитного тента, который стоял неподалёку. Будут ли оштрафованы родители мальчика и планирует ли виновник инцидента стать пилотом, не сообщается.
В субботу 8 августа на аэродроме Северка пройдёт чемпионат России по Авиаралли. Соревнования пройдут в двух классах – профессиональном и любительском, причём в любительском классе могут участвовать все желающие. Записаться можно у организаторов и в Федерации Любителей Авиации. Брифинг начнётся в 10:00, продолжительность соревнований будет зависеть от количества участников.
Напоминаем, что в Крыму с 3 по 6 сентября состоится четвёртый Джип-авиа-съездо-слёт «Земля-Воздух-Вода 2015». Мероприятие традиционно пройдёт на горе Клементьева в Коктебеле. В программе слёта -
Обзорная экскурсия на внедорожниках, обзорные полеты над красивейшими местами Крыма, мастер-классы управления внедорожником по пересеченной местности, мастер-класс управления авиационной техникой, морская прогулка вдоль побережья, и конечно же, дружеские праздничные вечера – застолья. Пока ещё не поздно, записывайтесь и продлите летние дни в хорошей компании.
--------------------------------------------------------------------
Пилоты-самолётчики и пилоты-планеристы друг друга уважают, но вкусами всё-таки расходятся. Самолётчиков в планере не устраивает невозможность самостоятельного взлёта и полёта по запланированному маршруту вне зависимости от направления ветра. Планеристам не нравится, что самолёты не умеют полноценно парить, и с выключенным двигателем там можно лететь только на посадку. Но есть аппарат, который сочетает в себе полнофункциональные возможности и самолёта, и планера. Мотопланер Штемме в России пока мало известен, но с недавних пор у нас появился официальный дилерский центр Штемме, и поэтому мы решили вам рассказать о Штемме. Подробности из Германии - в материале Евгения Максимова.
Компания Штемме, базирующаяся под Берлином в городе Штраусберг, была основана в 1988 году, и сразу начала свою работу с создания концептуально нового класса летательного аппарата. Задумкой основателя компании доктора Райнера Штемме было совмещение «в одном корпусе» мотопланера с качеством планирования 1 к 50 и скоростного экономичного самолёта с дальностью полёта не менее 1200 километров и крейсерской скоростью не менее 190километров в час. То есть, была поставлена задача сделать то, чего ещё не было.
MVI_2531 Оливье де Сполберг – основной акционер компании Stemme
Будучи сам активно летающим частным пилотом, и проведя много времени в путешествиях по странам Европы, я заметил, что достаточно многим частным пилотам нравиться как летать, так и парить. А для того, чтобы парить, нужно покупать планер, ставить дополнительный ангар, и нести расходы за второе воздушное судно. Но ведь если есть самолёт, у него есть крылья, почему нельзя сделать так, чтобы самолёт парил?
Задумано – сделано. И уже в 1990 году в небо поднялся первый прототип Штемме S10 c четырёхцилиндровым оппозитным двигателем Лимбах. Впоследствии, с появлением всем известного турбированного Ротакса 914, в 1997 эволюция мотопланера остановилась на модели Штемме S10 VT Турбо с максимальной крейсерской скоростью 260 километров в час, и дальностью полёта в самолётном режиме без выключения двигателей с двумя стандартными баками по 45 литров 1300 километров, а с увеличенными баками по 60 литров –1700 километров. Но поскольку это не только самолёт, но ещё и планер, и здесь можно выключать двигатель и лететь в режиме парения, то максимальная беспосадочная дальность S10 в режиме «набор-планирование» вообще не поддаётся расчёту и ограничена только желанием и физическими возможностями пилота.
Файл 0029= MVI_2663 Тило Харсдорф – менеджер по маркетингу
05:36 Для демонстрации характеристик и лётных качеств один из владельцев планера S-10 совместно с компанией Штемме организовали демо-полёт на Эверест. S-10 пролетел более 10 тысяч километров до Катманду, а затем совершил серию полётов в самом высоком районе мира, в том числе в режиме парения перелетел через Эверест. 06:10 На наших планерах владельцы регулярно совершают беспосадочные перелёты по Европе и США свыше двух тысяч километров.
Минимальный расход топлива у Штемме S10 в самолётном режиме - 8 литров в час, стандартный – 12-15 литров авгас 100ЛЛ или автомобильного 95 бензина. Для комфортного парения в высокогорных районах в кокпите S10 предусмотрена установка кислородных баллонов для полётов на высоте свыше 3000 метров. Ведь мотопланер с размахом крыльев в 23 метра в режиме парения может набирать высоту свыше 8 километров. Для сравнения – потолок поршневого самолёта типа Сессна 172 чуть более 4000 метров, а дальность полёта – 1500 километров.
00128=MVI_2692 Андреас Хебнер, шеф-пилот Штемме
06:39 С точки зрения пилота эргономика кабины Штемме очень продумана. Для длинных полетов и больших скоростей, в частности, очень удобная позиция пилота, почти лежачая, очень отклоненная назад. И поэтому, когда меняются пилоты, один может даже вполне комфортно поспать. Сиденья бок о боки двигатель в центре тяжести позволяют летать без балласта.
Двигатель у S10 расположен позади кабины пилотов и крутящий вал проходит через кабину к расположенному по стандартной схеме винту. Передача крутящего момента от мотора к винту идет через центробежную муфту сцепления и одноступенчатый клиноременной редуктор. Сам воздушный винт представляет из себя уникальную запатентованную конструкцию со складывающимися лопастями. Во время запуска двигателя лопасти винта под воздействием центробежных сил распрямляются и принимают свое рабочее положение, обеспечивая самолету необходимую тягу. После выключения двигателя лопасти плавно убираются обратно за счет специальных пружин, расположенных в шарнирах ступицы винта, а носовой кок закрывается пилотом из кабины. Охлаждение двигателя - воздушное с помощью хорошо отлаженной системы дефлекторов. Заборники воздуха, расположенные слева и справа на фюзеляже, а также под ним, выдвигаются автоматически при открытии кока винта.В задней части фюзеляжа расположены солнечные батареи, служащие для подзарядки дополнительного аккумулятора, обеспечивающего работу приборов во время парения.
Файл 0029= MVI_2663 Тило Харсдорф – менеджер по маркетингу
Обычно, чтобы летать на дальние расстояния, на самолёте устанавливают транспондер, радиоэлектронное оборудование, GPS и другую аппаратуру, как, например, кислородную систему и т. д. Стандартный аккумулятор ёмкостью 7 ампер-часов обеспечивает надёжную работу этой аппаратуры в течение 3–4 часов, что явно недостаточно с учетом дальности и продолжительности полёта нашего планера. Поэтому мы установили солнечные элементы для обеспечения дополнительной мощности. За счёт подзарядки дополнительного аккумулятора в полёте вы можете провести в воздухе неограниченное время, не беспокоясь при этом о вероятном отключении аппаратуры.
Философия полёта Штемме объединяет его владельцев. Они общаются между собой, несколько раз в год летают вместе в разных странах, и ежегодно при поддержке производителя собираются на глобальный слёт в рамках программы «Горизонты» - потусоваться, полетать, обменяться мнениями. Производитель обеспечивает хорошие отели и рестораны, выделяет планеры для тех, кто прилетает с другого континента, и организовывает маршруты в красивейших местах, где много воздушных потоков и хорошие условия для парения. В этом году в рамках слёта «Горизонты» было 10 мотопланеров и 26 участников, в том числе сделавший заказ на Штемме S10 частный пилот из Калининграда, и съёмочная группа FlightTV. Маршрут слёта прошёл из Берлина в Шамбери с полётами над швейцарскими Альпами, затем участники отправились в французский город По, полетать над Пиренеями, и на обратном пути в Берлин заглянули в Бельгию, пролетев над Арденнами и Валлонией.
Файл MVI_2688 и MVI_2689 – Клаусс Кёрнер, частный пилот, участник программы «Горизонты»
Двигатель отключен, и вы просто играете в воздухе. Ощущения фантастические! Этот мотопланер даёт возможность испытать такие ощущения вновь и вновь! Для меня это своего рода спорт. Я ставлю собственные рекорды, затем стараюсь побить их и ставлю новые. Сначала это 300 км в планирующем полете, затем 500, 1000 – с этим планером я не ограничен по дальности и могу летать столько, насколько хватит сил и времени.
Летая на большие расстояния, нельзя достоверно знать погоду, и, если она плохая, никому не хочется совершать посадку в неизвестном районе. Тогда я просто включаю двигатель и улетаю из этого района туда, где можно парить.
Штемме – не пилотажный планер. Тем не менее он рассчитан на перегрузки от плюс пяти до минус двух с половиной, что позволяет безопасно летать и парить при достаточно высокой турбулентности воздуха. Колёса шасси увеличенной размерности позволяют летать на грунтовых аэродромах, и пугающий на первый взгляд размах крыла в 23 метра - не проблема. Внешние части крыльев складываются и устанавливаются одним человеком и мотопланер можно хранить в стандартном ангаре. Если на аэродроме ограниченное пространство, рулить на старт можно со сложенными крыльями, а их раскладка и фиксация – дело двух-трёх минут. И, естественно, немцы не были бы немцами, если бы не сделали конструкцию S10 максимально безопасной
00128=MVI_2692 Андреас Хебнер, шеф-пилот Штемме
08:10 Расположение крыла сзади очень удобно и безопасно для пилота. Оно практически никак не загораживает передний и боковой обзоры, а его верхнее расположение позволяет при любом крене и поворотах видеть землю без помех.
09:08 Также к пассивной безопасности можно отнести специальный сплав металла шасси. Были случаи, что пилот очень рано или высоко начинал выравнивать самолёт на посадке, и шасси у них гнулись, но выдерживали перегрузку.
10:06 На скорости сваливания, если брать ручку на себя и не давать ноги, то он постепенно теряет скорость и потом пускает нос. Ввод в штопор возможен только при динамических перегрузках в развороте с полностью перекрещенными рулями, а для выхода достаточно просто перевести рули в нейтральное положение.
Планеры Штемме разлетелись по всему миру, и география их продаж – более 30 стран, вплоть до Южной Африки и Южной Америки. Приезжают в Штраусберг на демо-полёты и российские частные пилоты.
Файл 00127 Геннадий Колмогоров, частный пилот
00:23 Аппарат легко управляется. Мне удалось порулить им в воздухе порулить. Рулить мягко, летит очень стабильно, потому что огромный размах крыльев. Управляется легко, за ручкой ходит, и очень хороший инструментарий. 00:36
Файл MVI_2685 Андрей Захаров, частный пилот
01:21 Посетя выставку в Крокус-Экспо, мы увидели вот эту безумно красивую птицу 01:26 // 01:34 Сегодня первый раз в жизни поднялся на этом планере. Я всегда мечтал почувствовать себя птицей без двигателя. Это фантастические впечатления, настолько завораживающие, что начинаешь думать, не приобрести ли себе такой планер. 01:50 // 03:33 Очень качественно, добротно и на высочайшем профессиональном уровне. То есть безупречные аэродинамические формы, великолепные характеристики лётно-технические. И конечно это вызывает белую зависть. Хочется иметь такое у себя 03:48
В этом году Штемме открыла официальный дилерский центр в России. Представлять интересы Штемме у нас будет компания Авиамастер, и в скором времени будут доступны демо-полёты на базирующемся на аэродроме Большое Грызлово Штемме S10. Как говорится – будете неподалёку, не проходите мимо.
Евгений Максимов, Владимир Шульман, Геннадий Колмогоров, FlightTV.
----------------------------------
Имя Владимир Невский мы, да, скорее всего, и вы, слышали не раз. Как ни прилетишь на какой-нибудь праздник или слёт, там обязательно будет ретро- самолёт. Спрашиваешь, откуда взяли? Тебе отвечают: «Володя Невский собрал» Команда Флайт ТВ уже давно собиралась приехать в гости к мастеру, и вот буквально на днях, встреча состоялась.
Он с детства мечтал стать лётчиком... Это, пожалуй, самое популярное начало для рассказа о любом пилоте... Но наш герой особенный, он не просто мечтал, а шёл к поставленной цели. Владимир Невский - пилот-любитель, авиаконструктор, парашютист и человек, интересующийся историей авиации. А началось всё с авиамодельного кружка, где у Владимира весьма успешно получались маленькие летающие самолёты, удавалось даже занимать призовые места в специализированных конкурсах и соревнованиях. А тем временем желание летать становилось всё сильнее.
Владимир Невский - пилот, авиаконструктор
Пошёл в планерную школу в Тушино. Сделал там первые подлёты, понравилось, потом стал летать на Бланиках. Вылетел на Бланике. Сказали, что из меня может получится хороший пилот и пригласили летать на ЯК-52. Сделал несколько вывозных полётов с инструктором и нужно было выполнить 3 прыжка. Сделал и здесь у меня крышу сорвало. Когда небо почувствовал вот так вот руками. Ну, короче ушёл в парашютисты.
Это было только началом авиационного пути, который продолжается и по сей день. Активные полёты на всём, что летает начались лет в 25, говорит наш герой. Довелось летать на парапланах, дельтапланах, парамоторах, аэрошютах... В то время многое приходилось делать самому. Вот тогда-то и стало понятно, что интересно не только летать, но и создавать то, на чём потом можно летать.
Владимир Невский - пилот, авиаконструктор
Это сейчас всё просто... Можно пойти и купить, дозаказать. А тогда всё своими руками.Сейчас все самолёты. сверхлёгкие самолёты так же как и автомобили похожи друг на друга. Пока вплотную не подойдёшь - не поймёшь, что за самолёт. Они все одинаковые, даже мотор. Плюс- минус 10 км/ч. А вот ретро- самолёты - это история...
К ретро самолётам у Невского особенное отношение. О каждом своем крылатом он говорит с определенной ноткой в голосе. И это понятно на создание каждого уходит от года. Чертежи находят в Интернете или в зарубежных ретро-клубах. За свою жизнь Владимир сконструировал и собрал 7 воздушных судов и что самое главное - все они летают. На данный момент в мастерской ожидают своего лётного часа ещё 2 самолёта. Один из них «Летающая блоха » HM 93 в прошлом был на вооружении французских ВВС.
Владимир Невский - пилот, авиаконструктор
Вот эта машина по чертежам 36 года. Я здесь ничего не придумывал. Просто тупо, незатейливо повторяем. Сложно с материалом. Страна лесов, но леса у нас нет. Сложно подбирать материал. Фанера у нас сейчас или американская, или финская, потому что наши все заводы закрыты.
Проблемы удаётся решать сообща. Владимиру помогают такие же энтузиасты, как он сам, в их числе, кстати, и его сын. Ведь далеко не всё можно решить большим рублём, хотя денег, конечно, не хватает. Наш герой принимает заказы от частных лиц на сборку любой летательной техники. Причём существуют весьма успешные примеры такого взаимодействия. Владимир вспоминает, что вертолёт, собранный им из кит-набора, сразу же полетел и летает до сих пор.
За все эти годы Владимир Невский попробовал себя в разных областях: занимался точностью приземления, служил в поисково-спасательной службе инструктором, занимался подготовкой космонавтов, работал в ОКБ «Сухого». Он конструирует и летает, а ещё очень увлеченно говорит о своей мечте - создать музей летающей авиационной техники. Например, в США такие музеи пользуются большой популярностью. В России же о таком пока можно только мечтать.
Владимир Невский - пилот, авиаконструктор
Противно смотреть, когда снимают фильмы, и когда ты видишь грубо сбитые из фанеры подобие самолётов. Просто огромная страна с большой историей. А у нас же по авиации нет ничего. В Монино только из-за ребят волонтёров оно живет. Там разваливается всё. Если бы не они, музея не было бы давно. Старой техники уже нет. Вот молодежи говоришь, э то По-2. Они не знают... Говоришь, вот «Ночные ведьмы». А! Это швейная машинка!
Прийти в музей, послушать историю того или иного самолёта, а затем подняться на нём в небо... Прекрасная идея, которая не может не воодушевить. Плюс человек, заражающей своей энергией и энтузиазмом всех вокруг... Мы очень надеемся, что в скором времени будем снимать репортаж о том, что такой музей открылся в Подмосковье. Ну, а пока Владимир Невский заканчивает кабину для тренажёра аэродрома «Новинки», где сейчас и творит мастер, ставя перед собой новые цели.
Ольга Кузнецова, Сергей Емельянов, FlightTV
-------------------------
А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки в фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся.