Flight TV - Выпуск 14






Кругостветка одиночки. История выживания частного пилота Сергея Ананова.
S7 Airlines стала генеральным спонсором российской сборной команды по высшему пилотажу на планерах.
Самые везучие из лучших. Репортаж с Чемпионата России по вертолётному спорту в «Конаково».

Текстовая версия выпуска


8 августа в авиакатастрофе над Истринским водохранилищем в результате столкновения трагически погибли частный пилот Михаил Ермольчев и чемпион мира, мастер спорта международного класса, пилот-инструктор Вадим Бухтияров. Вадим оказал большую помощь телепроекту Pilot TV, и в том, что этот проект сейчас существует в виде Flight TV, также есть его заслуга. Наша команда скорбит вместе со всеми. Жаль, что в этот день смерть забрала так много людей, больно, что погибли дети.


Здравствуйте! В эфире FlightTV – народная программа для людей, влюблённых в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин, здравствуйте!



В 10 выпуске FlightTV в сюжете с подмосковного Аэродрома Шевлино мы показали интервью с Сергеем Анановым, который планировал в одиночку облететь планету на лёгком R-22. И запланировали показать интервью о возвращении. Но вернулся Сергей без вертолёта – техника подвела, и вертолёт упал в море между Канадой и Гренландией. Историю, без преувеличения говоря, чудесного спасения Сергея Ананова, знает уже полстраны, которые хоть иногда следят за новостями. Несколько дней про этот случай рассказывали федеральные телеканалы, крупнейшие печатные СМИ и интернет-агентства. У меня несколько раз спрашивали далёкие от авиации знакомые – «Ты слышал? Знаешь про такой случай?». При том, что корреспондент Flighttv Ольга Кузнецова была, наверное, единственным журналистом, который взял интервью у Сергея на старте его перелёта на вертослёте в Шевлино. Это и понятно – интерес к АОН у средств массовой информации появляется, только когда там происходит какое-то «громкое» событие. Вот и сейчас – рассказывали в основном про спасение, и очень немногие обращали внимание, что это был перелёт не на 66м или 44м Робинсоне, а на двадцать втором.




Сергей Ананов, частный пилот

Тогда ещё на эти дистанции никто не летал, да и сейчас никто не летает, честно говоря. Это машина для подготовки пилотов, для тренинга в районе аэропорта, там по маршрутику слетать небольшому. А вот так вот значит, ну пасут овец на нем, известное дело, значит новозеландцы. Значит, американцы летали с восточного на западное побережье. австралийцы из Перта в Мельбурн. Ну вот все равно на, тогда на 7000 км я маханул – это был рекорд дальности. Значит ну и тогда я еще сказал себе: 7000 км легко пролетел, так же пролечу и 40.000. И вот хочу в кругосветку.
7000 километров – это перелёт Сергея из Москвы в Якутск, который он совершил на 22 робинсоне вскоре после получения пилотского, и он стал мировым рекордом скорости по установленному маршруту на этом типе вертолёта. Потом Сергей поставил рекорд по общей дальности перелёта на R22 без дозаправки – 1240 километров, и ещё три рекорда. И этот кругосветный перелёт должен был стать шестым – на вертолётах меньше тонны вокруг света ещё никто не летал – ни вдвоём, ни поодиночке. Решено – сделано. В процессе подготовки к кругосветке Сергей использовал нестандарное решение – получил европейскую лицензию частного пилота и взял вертолёт с немецким регистрационным номером. И получил разовое разрешение от Росавиации на перелёт по территории России.




Сергей Ананов, частный пилот

Это обусловлено для того, чтобы вообще иметь возможность пролететь кругосветку в принципе. Потому что не заступив на Аляску – нельзя это сделать. Аляска – территория США. В США нельзя летать по ПВП, по правилу визуальных полётов. Не только русским, ещё северокорейцам, еще китайцам, еще суданцам, еще иранцам, кубинцам. Европейский борт и вот я легален в Америке. Никаких вопросов. А по России как раз вопросы есть, потому что все тоже самое зеркально, запрета нет, как в Америке, но и разрешение надо получать очень трудно, поэтому длительные переговоры с разрешающими инстанциями и такие разрешения получены, в порядке исключения.
Ещё отличительная особенность этого перелёта в том, что он – соло. В одиночестве, когда в пути не с кем пообщаться, обменяться мнениями и впечатлениями.




Сергей Ананов, частный пилот

Одному тяжело лететь, конечно. Я животное общественное, тоже. Поэтому меня спасала музыка. мой друг Лёха записал мне 32 Гб инструменталки. Там фанк в основном был. Я под фанк летел. Музыка спасала. Пел песни сам себе.


Отправившись в путь 13 июня, Сергей за 40 дней пролетел почти 34000 километров, в день преодолевая в среднем по 1000 километров. И условия в 22 робинсоне были не лёгкими – эргономика вертолёта рассчитана на непродолжительные полёты.


Сергей Ананов, частный пилот

В воздухе мне было очень комфортно, летаю я, слава Богу, вот но, значит, ограничения приходилось постоянно испытывать. Т.е. это очень жаркая кабина в горячих местах, там очень тесно, конечно, очень тесно. Ребята поймут меня. Прикасаешься к каким-то металлическим деталям – просто обжигаешься. В холодных – наоборот и так далее. Вот. Очень внимательно надо следить за весом, чтобы, значит, не сильно перегрузить машину. За балансировкой, за всем. Ну гидравлики нет, она трясется – это скутер такой, воздушный скутер.
Россию Сергей пролетел за 5,5 дней, затем, чтобы соблюсти правило кругостветчика в 40000 километров, летел зигзагом по территории США – смотрел достопримечательности, встречался с людьми, фотографировал, писал заметки – по возвращению Сергей планировал написать подробный рассказ о своём перелёте




Сергей Ананов, частный пилот

Останавливался, знакомился с людьми, было очень интересно. И жара была и холод был. Столько значит усилий было потрачено, ресурсов, сил и всё полярному медведю под хвост. Пропилил сквозь Америку 20.000 км, дальше Канада, север и пошел вот на прямую уже. И вот надо ж было, что на скачке на этом, через Большую воду, Гренландию, посередине случилась вот эта техническая поломка. Совершенно неожиданно. Полёт проходил очень хорошо, вдруг удар в хвост, машину трясет, очень трясет, разворачивает налево, по тангажу нормально, по курсу выравниваю, не хочет, я педали больше, мощь теряется. Я пытаюсь найти золотую середину, чтобы с минимальной нагрузкой все-таки горизонтальный полет сохранить, не получается. Либо скорость теряется, либо продавливаюсь по высоте. А я иду между туманом, который над чем-то, что там, вода понятно, какая-то и первым слоем облаков
Понимая, что его внимания и концентрации не хватит, чтобы удержать вертолёт в горизонтальном полёте, Сергей переключился в режим авторотации, снизившись под туман, увидел несколько льдин, выбрал ближайшую по курсу, но не успел дотянуть до неё около 50 метров.


Сергей Ананов, частный пилот

Никакого замедленного кино нет, всё происходит моментально, очень быстро, никакого вот этого вот, что время остановилось, ничего подобного. Водой наполняется всё. Я успеваю что, я успеваю отстегнуться. В этот момент я, да я ж сломал лопасти, свалив его налево. Все как учили, что называется. Остановил все это я вращение, вращательные моменты. Дальше начинаю заниматься собой. А он раз, он уже тяжелее этой стороной и он опять направо. Я понимаю, что он сейчас перевернется вот так вот, я окажусь под ним, а тут вода. Вообще неприятно. Я его назад значит. То есть немножко потерял времени на этой балансировке. Потом отстегиваю, значит, ремни. Открываю калитку. Туда, конечно, вода поступает. Вот так значит уже вода. Я за спасательный плот. Я знаю, что мне надо в последний момент захватить какое-то средство связи, лучше всего спутниковый телефон. Он вот здесь вот у меня в чехле. Я его заворачивал в целлофановый пакет. Значит я смотрю на это место – его нет. Он из крепления выпал куда-то.


Под рукой был жёстко зафиксированный к панели трекер InReach, но чтобы его снять или нажать кнопку SOS, требовалось несколько секунд, которых у Сергея не было. И он покинул вертолёт со спасательным плотом, не имея при себе ни одного средства связи.


Сергей Ананов, частный пилот

Через несколько часов появился самолёт. По звуку я его услышал, светло еще, он летает над облаками и конечно меня не видит совершенно. Над туманом, он летает где-то высоко. Спуститься на бреющий полет ему не позволяют свои регламенты, видимо. Но если б спустился, то там где-то туман был, не лежал еще на воде. Он был значит футов 150 был. На грани фола он мог бы там пролететь и увидеть меня. Но, видимо, так они не хотят. Полетал и улетел. Бесполезно, он мог бы вообще не летать, потому что сплошной туман и всё
Больше самолётов в этот день не было. На следующий день самолёт прилетел ещё раз, но туман был ещё гуще. Поиски также оказались бесполезными. В спасательному плоту было 3 факела. Два из них Сергей потратил на первый же самолёт.


Сергей Ананов, частный пилот

На первый же самолёт, который ко мне летел. Я стоял уже с поднятым факелом. Я был готов. Я думал, вот сейчас он покажется, вынырнет из тумана. Ничего подобного, он далеко, высоко. Ни шанса не было меня найти. Посчитал, что если они просто разделят на квадраты и будут квадратами меня бить, там получалось около 100 км2 – этому вертолету на 10 дней работы. На 10 часов работы. А он работает по одному часу. Дальше он улетает. На следующий день, когда я уже был на грани, прошли сутки, на секундочку, я на льдине. Он час поработал, но он еще 10 дней мог так работать.
Основываясь на этом опыте, в следующий перелёт Сергей планирует брать с собой как минимум 6 факелов. Ну и вообще провёл анализ того, какими средствами спасения и как следует пользоваться. Например, что нужно брать с собой ракетницы. И что цветовой порошок распылять заранее нет никакого смысла.


Сергей Ананов, частный пилот

Была еще пудра такая, которую по ветру разносишь и она окрашивает в яркий-яркий цвет снег. Я всю эту льдинку свою окрасил, но она через 2 часа гаснет. Она не вечная. Она очень легко блекнет. Принципиально была допущена одна ошибка и я себя клял 500 раз за эту ошибку. Я не проявил достаточного упорства в том, чтобы все-таки в этих последних секундах каким-то образом, ныряя, подныривая, но все-таки достать из последних сил одно из средств связи. Один из электронных трекеров, которые дают спутниковый сигнал SOS.
Как оказалось, Сергею очень сильно повезло – оставшийся в вертолёте трекер InReach на прощание именно в момент погружения передал свою последнюю точку, чем и спас Сергею жизнь. Ведь с момента поломки вертолёта и авторотирования прошло 2-3 минуты, а это – дополнительные десятки квадратных километров поиска, что сильно уменьшало его шансы на поиск.


Сергей Ананов, частный пилот

Сил хватает у спасательных служб, чтобы прийти на точную точку и точно человека снять оттуда. А если точка дрейфует – уже всё, беда. А если туман – беда, беда в квадрате. Поэтому мои шансы на спасение упали с 70%, практически, до 1%. И я это всё хорошо понимал. если б льдины рядом не было я б раскрыл плотик. Плотик-то со мной был. Т.е. я на 200% был застрахован от утопления. Вот чего-чего, я утонуть я б не утоп. Поэтому я и молился и говорил, ребята поймите, меня искать надо, потому что я точно живой.


Поскольку друзья Сергея непрерывно следили за его перелётом по трекерам, уже через несколько минут Андрею Каплин, Михаилу Фарих и Ирина Грушина инициировали спасательную операцию и передали координаты трекера канадским спасателям. За Сергеем на указанную точку отправился ледокол канадской береговой охраны. А на льдину к нему тем временем пришли хозяева тех мест – полярные медведи.


Сергей Ананов, частный пилот

Плотик меня защищал от ветра и был полезным средством пугания медведей. Потому что я под ним прятался и неожиданно выскакивал на медведя и бросался на него. Больше ничего не оставалось. Здесь либо он дрогнет, либо я дрогну. Их там много. Просто много. Вот за двое суток три медведя прошли в относительной близости от меня и могли почуять меня и заинтересоваться мной. Ну а потом я на них нагонял страха, как мог. Как Леонов в «Джентльменах удачи» на детском утреннике «А-А-А-А», вот так и я примерно. Они по 100 км могут проплыть. Это вообще непонятно, оно сухопутное или морское больше животное. Полярный медведь. Он в воде себя также чувствует, как на суше. И бегает он 60 км/ч.


Так Сергей провёл на льдине полтора дня. В холоде, в промокшем спасательном костюме, без сна, питаясь протеиновыми галетами.


Сергей Ананов, частный пилот

Вот были эти галеты. Разделил их на 3 части, потому что более 3-х дней я не планировал там оставаться в живых. Понемножку их ел жадно. Там были еще пакетики с водой, ну это буквально пол литра там было воды в этих пакетиках. Очень неудобные, кстати, пакеты. Всё это для нормальных условий пребывания не на льдинах. Не было никаких горелок. Я воду топил во рту. Отморозил небо себе немножко. Пить хотелось до смерти.


Частным пилотам, которые летают по северным маршрутам, обязательно нужно учесть, что в спасательном наборе, который Сергей взял с собой, нет ничего для северных широт. Ни горелок, ни тепловых саморазогревающихся салфеток. Сергею в который уже по счёту раз повезло, что температура воздуха была чуть выше ноля, и он не получил серьёзного обморожения, отделавшись лишь лёгким обморожением первых фалангов пальцев. Ну а потом пришёл ледокол. Ему потребовалось полтора дня, чтобы пройти то расстояние, которое Сергей пролетел за 3 часа.


Сергей Ананов, частный пилот

В конце вторых суток туман поднялся. И я смог увидеть вдалеке огонь. Яркий свет. Ни шума, ничего – огонь. Подал сигнал, последний, уже темнело – это хорошо было, что в темноте и третий помощник капитана, их там 20 человек на мостике было, хотя обычно 3 человека. Увидели в последние секунды, взяли азимут и выслали вертолётик, у них на борту был вертолётик. Сказали, ты можешь лететь, да я могу лететь. Он мог пролететь несколько миль по прямой без тумана. Смог пролететь – молодец. Я прыгнул на борт. Они не ожидали такой прыти от меня. Я хорошо сохранился, слава Богу.


Дальнейшую историю все знают. Новость про русского пилота-одиночку, которого спасли канадцы, была, наверное, во всех центральных СМИ Америки и России.

Евгений Максимов, Владимир Шульман, Марат Мансуров, FlightTV


Авиакомпания S7 стала генеральным спонсором российской сборной команды по высшему пилотажу на планерах. На очередном Чемпионате Мира, который проходит сейчас в чешском городе Збраславица, российские пилоты выступают на планере Swift S-1, окрашенном в фирменные цвета S7. Нанесение ливреи большого пассажирского самолета на планер - первый подобный опыт в мире. С середины 90-х годов российские пилоты регулярно становятся чемпионами пилотажа на планерах в самом сложном классе "Без ограничений". В состав национальной сборной входят Георгий Каминский - трехкратный Чемпион Мира, Владимир Ильинский - Чемпион Мира и Валерий Корчагин. Руководит пилотами заслуженный тренер России, многократный чемпион в пилотажных самолетных дисциплинах - Николай Никитюк.


Юбилейный 50-й по счёту Чемпионат России по вертолетному спорту состоялся в Тверской области на аэродроме «Конаково». За звание лучших боролись спортсмены мирового уровня, 30 сильнейших экипажей. Посмотреть Чемпионат и поболеть за наших приехали и прилетели более 7 тысяч зрителей, в их числе и команда Флайт ТВ.


Винтокрылая техника словно танцует, но на самом деле экипажи выполняют задания 50 Открытого Чемпионата России по вертолётному спорту. Пилоты и операторы соревнуются в дисциплинах: навигация, полёт на точность, развозка грузов и слалом. Все упражнения основаны на элементах поисково-спасательных операций и требуют от спортсменов безупречной техники пилотирования, ювелирного владения вертолётом и полного взаимопонимания в экипаже.



Максим Сотников, руководитель международной академии вертолётного спорта

Все летают примерно на одном уровне. Вопрос только в нервах. Кто сумеет собрать нервы в кулак на важнейший полёт. На тренировке десятки полётов, на соревнованиях он только один и самый первый. Т.е. ты должен выиграть и не проиграть.



Максим Сотников пример того, что вертолётный спорт - дело семейное, летает и сын, и племянник. Кроме того Максим один из создателей Международной академии вертолетного спорта. Он из числа спортсменов- вертолётчиков, благодаря усилиям которых аэродром Конаково преобразовался в новую тренировочную базу вертолётного спорта России.



Максим Сотников, руководитель международной академии вертолётного спорта

Академия вертолётного спорта - это место и несколько десятков людей, которые посвятили этому свою жизнь, либо свой досуг. Это образное название места, где вы можете всегда прилететь и интересно провести субботу-воскресенье. Мы здесь раскладываем маршруты, летаем по карте, пытаемся поориентироваться, найти цели.



В Академии не занимаются первоначальным обучением пилотов, здесь обучают мастерству вертолётного спорта тех, кому неинтересны просто полёты по маршрутам.



Ирина Грушина - Президент ФВС России

Некоммерческое партнёрство, которое объединило нескольких членов сборной команды по вертолётному спорту, и они тратят своё время и силы, средства, энергию не только на свои собственные тренировки и на участие в соревнованиях, ну и вообще чтобы вертолётный спорт в нашей стране жил. Вот эта прекрасная база – аэродром Конаково, это их заслуга. Я их назову – это Максим Сотников, Елена Жуперина, Александр Жуперин, Андрей Орехов.



30 экипажей боролись за право называться лучшими и, конечно, самое главное - за возможность представлять нашу страну на предстоящем 15-м Чемпионате мира ФАИ в августе этого года в Польше. На поле непрерывно работала судейская бригада в составе 35 человек, профессионалы, прибывшие на Чемпионат из разных городов России, а также из Австрии, Белоруссии, Германии, Польши, Украины. О факторах, влияющих на результат, а так же о важной роли оператора в экипаже рассказал судья международной категории.



Валерий Смирнов - судья международной категории по вертолётному спорту, заслуженный тренер РФ

На малой высоте - здесь лётчик и его именно мастерство, а остальные все виды и навигация, слалом, развозка грузов - это операторов работа. Но именно синхронность экипажа, слётанность, слаженность, психологическая подготовка. Это очень здорово зависит.



Ещё успех в победе зависит от тренера, от того, как он соберёт с точки зрения мастерства и психологической совместимости. Когда счёт идёт на секунды и сантиметры, важно как полное взаимопонимание экипажа, так и их слётанность. Здесь, как и в любом спорте, успех определяют часы упорных тренировок. А вот на вопрос, какой вертолёт лучше приспособлен для соревнований – Ми-2 или Робинсон 44, однозначного ответа нет.



Ирина Грушина - Президент ФВС России

У каждого из этих вертолётов есть свои преимущества и свои недостатки. У Робинсона, например, лыжи мешают операторам носить ведро или груз на развозке грузов. С другой стороны Робинсон более шустрый. У нас в этом году абсолютным чемпионом стал экипаж на двойке. В прошлом году абсолютными чемпионами был экипаж на Робинсоне 44. Так что я ещё раз говорю, мастерство экипажей – это самый важный элемент.



Абсолютными победителями 50-го Открытого Чемпионата России по вертолетному спорту стали заслуженный мастер спорта Виктор Дегтярь и мастер спорта международного класса Петр Васильев. Второе место заняли многократные победители российских и международных соревнований, двукратные Чемпионы мира Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, третье – у экипажа мастеров спорта международного класса Сергея Тупикова и Алексея Пинтелина (ВВС России). В вертолетных гонках победили Максим Сотников и Олег Пуоджюкас.



Ирина Грушина - Президент ФВС России

Я очень горжусь тем, что у нас дружная команда, очень дружная сборная, хотя на аэродроме они непримиримые соперники. Это не борьба типов вертолётов, это борьба мастерства экипажей.



Пожелаем нашим спортсменам везения, удачи и будем болеть за команду России на 15 Чемпионате мира ФАИ в Польше!


Евгений Максимов, Ольга Кузнецова, Марат Мансуров, FlightTV


У авиакомпании Трансаэро в рамках проекта «рейс надежды» уже несколько лет летает специальный боинг-747, раскрашенный разноцветными ладошками. Он ставится на обычные регулярные рейсы, а на его борту во время полёта можно сделать взнос в благотворительный фонд "Линия жизни" на проведение операций детям с опасными для жизни заболеваниями. Недавно в парке компании добавился ещё один Боинг 747, носовую часть которого в рамках поддержки центра «Амурский тигр» раскрасили под тигриную голову. Цель нового проекта -привлечь внимание общественности к сохранению редких и исчезающих видов животных. Предлагаем вам посмотреть видео о том, как окрашивали самолёт, и подумать над тем, могут ли частные пилоты что-то сделать для поддержки общественных организаций. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки в фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся!