Flight TV - Выпуск 15




Неудачная покупка. Частный пилот Илья Кудряшов рассказывает о нашумевшей истории с Як-52 в Ишиме.

Авиапочта. Директор АОПА-Россия, частный пилот Андрей Иванов решил возродить забытую страницу авиационного братства.

FlightTV организовывает семинар для обсуждения долевого владения. Записывайтесь на нашем сайте www.flightTV.ru

Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин, здравствуйте!

Неудачная покупка. Частный пилот Илья Кудряшов рассказывает о нашумевшей истории с Як-52 в Ишиме. (АУДИО)

Авиапочта. Директор АОПА-Россия, частный пилот Андрей Иванов решил возродить забытую страницу авиационного братства.

21 июня в Ишиме произошло известное, пожалуй, всей стране событие. Частные пилоты прилетели на аэродром ДОСААФ забирать купленный ими у физического лица Як-52. Руководство местного отделения ДОСААФ подало заявление о угоне воздушного судна. По итогам этой покупки возбуждено уголовное дело. Попавший в переплёт покупатель Як-52 Илья Кудряшов и его инструктор Рамаз Шемардини дали нам эксклюзивное интервью и рассказали о ситуации. (АУДИО, в начале сюжета)




В Авиацию Илья пришёл в 15 лет, начав летать на мотодельтапланах в расположенном напротив его дома аэроклубе АСТК (читать АэСТэКа) «Энергия». Потом жил и работал в Европе, купил в Англии и привёз в Россию самолёт Соката Горизонт, стал летать на нём. Потом понял, что в полётах его всё чаще и чаще посещает мысль летать на пилотаж.



Илья Кудряшов, частный пилот

Не сдав, провалив в первый раз физкультуру в на экзаменах в отряд космонавтов я подумал, что нужно себя чем-то мотивировать, чтоб заниматься физкультурой, а лучшей для меня мотивацией, чем летать на спорт и поддерживать себя в форме я как бы не вижу. Поэтому можно сказать, что полет, полеты на пилотаж это маленькая-маленькая ступенька к мечте

Поняв, что ему нужен пилотажный самолёт, Илья стал искать объявления в интернете, на авиационных порталах и форумах.



Илья Кудряшов, частный пилот

Это объявление нашел на авиапорт. Также объявления этого авторы были, я потом увидел на reaa.ru. Там был и телефон и e-mail.Ну я позвонил, я написал мэил. Мне ответили, завязалась переписка, долго переписывались, в результате которой мы поехали в город Ишим смотреть самолёт. Долго договаривались о том, когда приедем, точно ли будет готов самолёт. Да, приезжайте, приехали. Ишим. Зима. Подходим к самолёту он практически по плоскости в снегу. И какие тут полёты? Мы посмотрели, вот мы, вот самолёт, молодцы, хорошо.

И нет бы насторожиться на этой стадии в части адекватности и честности продавца, когда вместо готового самолёта Илья с Рамазом приехали к полуразобранному конструктору. По хорошему, обнаружив такой обман, нужно было уезжать, списав расходы на туристическую поездку в зимнюю Сибирь. Но понадеялись на сарафанное радио – по информации от знакомых, это был не первый самолёт, проданный этим продавцом.



Илья Кудряшов, частный пилот

Нам сказали, что это очень хороший честный человек, честный очень опытный летчик. Практически бессеребренник. И что ему практически можно верить на слово. Мы написали здоровый список того, что нужно устранить и устно договорились о сделке, что сначала мы переводим 400 тысяч, а когда приезжаем забирать самолёт, по факту платим остальное.

Всего за самолёт продавец Валерий Белявский запросил миллион рублей. Что интересно, Валерий Белявский работал пилотом Ишимского аэроклуба ДОСААФ, при этом он позиционировал себя как частный пилот, и что все свои самолёты он собирает сам из списанных агрегатов и деталей, и что к ДОСААФ они отношения не имеют. Ишимский аэродром принадлежит ДОСААФ, но является аэродромом совместного базирования, и такая схема бывает на многих аэродромах страны.



Илья Кудряшов, частный пилот

Значит, если бы была регистрация РФ, естественно ни о какой продаже речи быть не может. Мы многократно спрашивали у всех сотрудников аэродрома: чей это самолет? У продавца и на аэродроме. На что везде получали одинаковый ответ - это части самолета, купленные на личные деньги у физических лиц на личные деньги продавца. Которые он собрал в какую-то конструкцию, похожую на самолет.

Договорились, что зимой и весной Валерий Белявский доводит самолёт до ума, и в начале лета Илья прилетает за ним второй раз, когда он будет окончательно готов, и отдаёт остаток в 600.000 рублей. Дальше продавец систематически просил деньги на ремонт.



Илья Кудряшов, частный пилот

Ещё зимой я начал переводить деньги. Перевел сразу 500 тысяч, хотя договорились 400. Ну надо, ну подумаешь. Попросили. Дальше вопреки договоренности стали поступать такие сообщения, звонки: ой извини, нужно купить чего-то там переведите еще 50 тысяч рублей. Ну ладно, хорошо. В результате так набралось 850 тысяч рублей.

В июне Илья с Рамазом прилетели в Ишим второй раз, и увидели, что, несмотря на все обещания и практически полностью полученную сумму, самолёт так и не был готов.



Рамаз Шемардини, пилот-инструктор

Как оставили в феврале, так и осталось. Ну кроме мелочей. Пару приборов установили. В двигателе все гайки там законтрили. Винт зашпинтовали. А остальное там ничего не сделано. Он говорит, что вообще-то я хотел его себе оставить, может вы откажитесь? Да ради Бога, давайте деньги, и мы остаемся друзьями. Не, деньги я могу вернуть там, ну может через месяц, через 2, а может через 3. Ну я так понял, что никогда. Ну тогда уже было принято решение, хочешь не хочешь, а придется самолет забирать.



Илья Кудряшов, частный пилот

Мы подписали договор купли-продажи и акт приема-передачи. Я также написал долговую расписку, что я обязуюсь вернуть оставшуюся от суммы 170 тысяч. В течение двух недель по отлёту

Стороны составили новый список, и Валерий Белявский и его товарищи под присмотром Рамаза стали доводить Як-52 до лётного состояния. А тем временем в самом Ишиме московскими гостями заинтересовались силовые структуры



Илья Кудряшов, частный пилот

Сразу после прилета по неизвестной нам причине местные силовые структуры оказывали очень сильное психологическое давление. В частности держали нас в отделении и по 12 часов без всякой мотивации. Наружное наблюдение, прослушивание телефонов, слежка вообще очень давит на психику.



Рамаз Шемардини, пилот-инструктор

Они заранее знали, что мы террористы.

На 12 часов Илью и Рамаза задержали за нарушение кодекса об административных правонарушениях, и оштрафовали на 2500 рублей Рамаза за то, что он прилетел в Ишим на самолёте Соката Горизонт, который не имел СЛГ, и Илью за то, что он как собственник воздушного судна разрешил выполнять полёт на воздушном судне без СЛГ.



Илья Кудряшов, частный пилот

При этом, когда я офицеру сказал, что у вас тут на аэродроме летает 3 незарегистрированных борта, один из которых Л-29, не имеющий вообще никакой регистрации. Можно я напишу сейчас в простой письменной форме заявление, чтобы вы провели проверку. Он засмеялся и сказал: нет-нет-нет, спасибо мне вас на всю жизнь хватит.

Через несколько дней, когда самолёт был более-менее готов, встал вопрос об облёте. Но летать над аэродромом на этом Як-52 продавец и его представители категорически запретили, аргументировав тем, что самолёт уже облётывали ещё до приезда покупателей.



Рамаз Шемардини, пилот-инструктор

Облёт не разрешили. Неоднократно я говорил - ну пойми, Валерий Павлович, что мне лететь больше 2000 км и на твое честное слово, напротив твоего честного слова на чашу весов с другой стороны я ставлю свою жизнь. Да не переживай, там все хорошо. Несколько раз я это спрашивал. Раз мне не дают облетать, ну хотя бы хоть на совесть подействовать, что если там какие-то подводные камни сказал бы: вот на это надо обратить внимание – ничего подобного.

Вечером перед вылетом Илью и Рамаза поселили в казарме. Старший авиационный начальник аэроклуба разрешил вылет самолётов, им привезли топливо. Утром пилоты запустились, прогрели двигатели и полетели. Илья на Сокате Горизонт, Рамаз – на Як-52. Первая договорённость о посадке была с екатеринбургской площадкой имени Кузнецова. Однако уже через полчаса Рамаз понял, что не зря им в Ишиме не дали облетать покупку.



Рамаз Шемардини, пилот-инструктор

Сплошные перебои в двигателе через полчаса, 35 минут. Чем дальше, тем хуже. Двигатель все больше и больше терял мощность. Тяги не было. Приходилось потихонечку планировать, топливо было, по приборам все было прекрасно, давление, температура, все в норме, но двигатель не работал. Он чихает. Прекращает работу, опять начинает, прекращает, опять начинает. Ощущение было такое, что как-будто фильтр забивался. Постепенно, постепенно, постепенно. Ну понятно было, что мы куда собирались лететь, туда ни в коем случае не долетим. Ну во всяком случае, я не долечу. Я решил дотянуть до Ялуторовска. Слава Богу дотянул. Спасибо самолету. Но когда я уже понял, что всё уже, я дотягиваю до полосы, начал выпускать шасси – шасси не вышло. Попробовал, поскольку высоты уже не было и времени было тоже не очень много, попробовал с перегрузочкой вытряхнуть, шасси не вышли и двигатель встал.

Сел Рамаз, как говорится, на брюхо, с полностью выключенным двигателем и без шасси. И так вышло, что, со слов пилотов, администрация Ялуторовского аэродрома по каким-то личным причинам была к ним враждебно настроена ещё до этой посадки. Илья с Рамазом приняли решение оставить самолёт и улететь домой, вернувшись за самолётом позже.



Рамаз Шемардини, пилот-инструктор

Руками самолет не поднимешь. Нужны инструменты, нужны приспособления. На чужом аэродроме, при том еще враждебно настроенном. С его подачи местные правоохранительные органы за нами гонялись-охотились и, в принципе, оставаться там зная, что такое настроение у правоохранительных органов в наш адрес, не было никакого желания. До сих пор там 90-е годы. Там Урал, и там медведь прокурор. Законов, как таковых, вот они есть, на бумаге, для них это не законы.

Прилетев в Москву, Илья и Рамаз с удивлением для себя узнали, что стали героями федеральных СМИ – интернета, газет, телеканалов. И решили поехать объясниться в Федеральную Службу Безопасности.



Рамаз Шемардини, пилот-инструктор

Интересно еще было то, что мы еще ехали в машине, а по радио, в машине радио работает, а по радио уже передают, что нас уже задержали и нас уже допрашивают

После того, как пилоты написали объяснительные, их отпустили. Несмотря на поданное в Ишиме заявление об угоне воздушного судна, в подмосковном ФСБ Сергиев-Посада их задерживать не стали, и Илья с Рамазом поехали по домам. Но вечером следующего дня им позвонили из Следственного комитета Уральского Федерального округа и предложили приехать в аэропорт Домодедово дать показания. Там им объявили, что они являются подозреваемыми по статье 211 уголовного кодекса – «Угон воздушного судна», и этапировали в Екатеринбург. Их продержали 3 дня в изоляторе, после чего отпустили под залог. Дальше происходят непонятные события.



Илья Кудряшов, частный пилот

Заявление об угоне подал начальник аэроклуба, Мякишев. Скорее всего, это было мотивировано тем, что у него должна была быть проверка, и он хотел удержать этот самолет и, возможно, скорее всего, наш самолет тоже на аэродроме, чтобы проверке наши самолеты выдать за свои Сейчас идут следственные действия, мы по-прежнему обвиняемые по статье 211 ч.2 УК РФ «Угон воздушного судна». Судя по всему, следствие будет пытаться посадить нас в любом случае. Потому что они возбудили дело без, по не полностью проведенной проверке. Это их нарушение, должностное. И чтобы его скрыть они будут всеми силами доводить дело до суда. На следственные действия заходил подполковник следственного управления, который угрожал мне тем, что он все равно найдет статью и все равно меня посадит. Когда я спросил за что? Твоя проблема, что ты не поймешь за что я тебя посажу. Судя по всему, следствие имеет явно обвинительный уклон и давление от генералитета уральского следственного управления.

В среде частных пилотов есть мнение, что ДОСААФ в ситуации с Ильёй решил провести показательную «охоту на ведьм» и громким делом прекратить практику покупки частными лицами воздушных судов гражданской авиации. Однако в центральном аппарате от этой версии решительно открещиваются



Игорь Филимонов, начальник пресс-службы ДОСААФ

А какие у нас могут быть претензии к Илье Кудряшову? У нас нет претензий. Я ещё раз повторяю, что версия о том, что самолёт был угнан, нами не подтверждается У нас к нему конечно нет никаких претензий. Как я уже сказал, мы предполагаем, что он мог стать жертвой какого-то сговора. По результатам расследования комиссии ДОСААФ России в Ишимском и Тюменском аэроклубах обнаружен ряд нарушений, ну или так скажем, ряд недостатков в деятельности должностных лиц, в том числе это нарушение должностных полномочий, это халатное исполнение своих обязанностей, это признаки сговора сотрудников аэроклубов с целью незаконного получения финансовой выгоды. Данный самолёт был сделан из агрегаторов и деталей списанной авиационной техники, которые должны были быть утилизированы, но по какой-то причине не были.

Через несколько дней после того, как было записано это интервью, с Ильи взяли подписку о неразглашении материалов дела. Заведено встречное уголовное дело на Валерия Белявского по статье «Кража». Следствие продолжается.

Евгений Максимов, Владимир Шульман, Марат Мансуров, FlightTV







Давно ли Вы получали обычную почтовую открытку или бумажное письмо в свой почтовый ящик? Не казённое, от государства или рекламный спам, а простую открытку, написанную человеком. Получить такую открытку в наш век соцсетей и электронной почты – уже само по себе удивительное событие. А если такая открытка будет привезена на частном самолёте – влюблённым в небо это будет особенно приятно.

Бумажное письмо от старого друга или родственника. Скорее всего, это было настолько давно, что немногие и вспомнят, когда это было в последний раз. Слово последний в авиации не очень жалуют, поэтому свои крайние почтовые открытки от пилота Андрея Иванова получили сотни людей не только из России, но так же из-за рубежа.



Андрей Иванов - частный пилот

Первая отправка такая массовая. Она разошлась по таким странам, как Германия. Новая Зеландия, США, Швейцария, Испания, Казахстан. Очень много обращений было из Белоруссии, Украины, Литва. В общем-то это почта друзей, поэтому друзья отправляют друзьям. Когда посыпались просьбы прислать, я полночи сидел, только адреса писал.

Авиационной братии частный пилот Андрей Иванов в представлении не нуждается. На своей «Сессне» он облетел, пожалуй, все аэродромы малой авиации и не только. Лётчик, путешественник и непревзойдённый романтик решил оживить воздушную почту. При поддержке АОПА Россия была выпущена серия уникальных открыток, которые он лично привез на праздник «Крылья Пармы» в Перми. Почта друзей оказалась многим интересна и многие захотели получить такую открытку себе.



Андрей Иванов - частный пилот

Сейчас мир электронной техники. Люди по почте практически ничего не получают, поэтому было несколько обращений от родителей. Пришлите моему ребёнку открытку, чтобы он получил настоящее бумажное письмо.

Марки на открытках так же были на авиационную тематику. Они выпускаются Почтой России ограниченными тиражами, но их можно найти на центральных почтамтах и в магазинах филателистов. Держа в руках такую карточку, невольно вспоминаются романы Экзюпери, хочется перечитать «Ночной полёт» и вспомнить историю. Доставка писем по воздуху начала развиваться задолго до появления авиапочты как регулярной службы, доступной для широкой публики. Наиболее древним способом пересылки писем по воздуху является голубиная почта. Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой к родному гнезду люди начали пользоваться ещё до нашей эры, и почтовые голуби использовались для доставки сообщений вплоть до XX века. Первая доставка корреспонденции воздушным судном состоялась в 1785 году и была осуществлена на воздушном шаре, и в 19 веке, до массового распространения электрического телеграфа авиапочта была очень популярна. А ещё Андрей обращает внимание друзей пилотов на то, что письма можно не только получать, но и доставлять!



Андрей Иванов - частный пилот

Мы, как АОПА Россия, будем к значимым мероприятиям в авиационной сфере выпускать ограниченным тиражом открытки. Эти открытки будут распространяться бесплатно по всем желающим, как это было на «Крыльях Пармы». Плюс можно передавать эти открытки через пилотов. Открытка будет идти между аэродромами бесплатно на самолёте частной авиацией, а далее уже отправляться почтой России с маркой уже до конечного адреса.

Впоследствии можно даже устраивать соревнования между пилотами - кто больше открыток доставит, и выбирать лучших. Интересно, романтично и очень по-доброму. А у вас есть такая открытка?

Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, FlightTV



-



В одном из наших прошлых выпусков мы рассказали вам про долевое владение. Материал, как ожидалось, пилотов заинтересовал, и мы решили продолжить идею. На сайте ФлайтТв.ру открылась страничка, где желающие купить самолёт вскладчину могут оставлять свои заявки и искать друг-друга, а также можно ознакомиться с типовым договором по юридическому оформлению долевого владения. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки в фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся.