Flight TV - Выпуск 19


Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо. С вами Александр Швыдкин, здравствуйте!

Новости авиации!

По сообщению делового авторитетного британского издания индэпэндент фанаты сверзвукового реактивного самолёта «Конкорд» из одноимённого Club Concorde собрали 40 миллионов фунтов стерлингов из планируемых 180 миллионов на выкуп и ремонт двух конкордов. Первый самолёт, который инициаторы надеются приобрести за 40 миллионов фунтов, находится на стоянке в аэропорту Париж-Орли. Его планируют перевезти в Лондон и сделать музеем. Уже решили, что за вход на борт с посетителей будут брать по 16 фунтов. Второе воздушное судно, выставленное в аэропорту Ле-Бурже и находящее в более лучшем состоянии, планируется выкупить за 120 миллионов фунтов. Энтузиасты хотят использовать его для показательных полётов на авиасалонах и для выполнения чартеров. Авиакомпании Air France и British Airways, владеющие «Конкордами», пока не планируют продавать их, однако активисты не теряют надежды преодолеть скептицизм нынешних собственников легенд сверхзвуковой авиации и заразить их своей идеей. Напомним, что в России есть только один пример покупки большого гражданского самолёта частной компанией – это Ил-86, купленный питерской компанией «Хелидрайв» для создания авиационного музея.

Новосибирские конструкторы Виктор Леонов и Владимир Фёдоров под руководством Сергея Пискунова путём интегрирования лёгкого вертолёта в раму свободно ориентированной перемещающейся платформы создали вертолётный комплекс для получения первоначальных навыков управления вертолётом на висении и перемещении у земли. Диаметр устройства 4,5 метра, вес 150-200 килограммов, в зависимости от веса прикреплённого вертолёта. Платформа механически ограничивает высоту полёта и позволяет выполнять приземные манёвры, предотвращая опрокидывание и перемещение за пределы заданной площадки. Платформа позволяет выполнять полёты на одноместных и двухместных вертолётах. При полётах на одноместном хеликоптере курсант самостоятельно управляет вертолётом, а инструктор находится за пределами площадки, руководит обучением и может при необходимости остановить двигатель вертолёта с помощью пульта дистанционного управления. При выполнении полётов на двухместном вертолёте инструктор находится в кабине. Этот тренажёр может использоваться для выполнения полётов на первоначальном этапе лётного обучения, а также как развлекательный аттракцион. Также в планах Сергея Пискунова создание федерации по фигурному пилотированию на вертолётах с использованием этой платформы.

Начался приём заявок на 13 международную олимпиаду по истории авиации и воздухоплавания. Олимпиада проводится ежегодно некоммерческим партнёрством «Клуб авиастроителей» и Академией наук авиации и воздухоплавания. Участвовать в ней могут юноши и девушки от 12 до 18 лет, проживающие в любом городе и любой стране. Олимпиада проходит в 2 этапа – сперва нужно выбрать одну из 120 предлагаемых тем, и написать по ней историко-исследовательскую работу, затем победители 1 этапа в апреле следующего года приглашаются в Москву на Молодежный симпозиум. Оплата дорожных расходов и проживания производится за счет средств спонсоров Олимпиады. Приём заявок осуществляется до 31 декабря. Более подробную информацию об олимпиаде смотрите на сайте as-club.ru и в 5 выпуске FlightTV



В Крыму в Коктебеле прошёл Джип-авиа съёздо слёт, где в рамках одного мероприятия джиперы прокатили пилотов по горам, а пилоты показали джиперам красоту полёта. Вопреки известному анекдоту про спор таксиста и пилота, здесь довольными остались все. Подробности – в репортаже Евгения Максимова

Слёты среди любителей того или иного хобби – дело обычное. Альпинисткие походы, яхтенные регаты, мотопробеги байкеров и игры ролевиков. Как правило, собираются на таких мероприятиях фанаты, увлекающиеся одной темой, и другие им не интересны. Оно и понятно – если, к примеру, на слёте радиолюбителей предложить радистам копать клады, а кладоискателям искать в эфире волны, то они, скорее всего, пожмут плечами и с фразами «спасибо, не хотим», пойдут заниматься своим хобби. То же самое и у авиаторов – они на слётах обычно предпочитают летать, и для этого и собираются. Но бывают и исключения.

Андрей Елецкий, организатор ДжипАвиаСъездоСлёта

В 2012 году мы встретились с пилотами в Херсонской области, на золотых песках. И на джипах были ребята-пилоты. Мы как-то пообщались и решили в Крыму встретиться и покатать друг-друга. И у нас получилось здорово, мы назвали это земля-воздух.

И джиперам, и пилотам совместный отдых понравился. Пилотам было интересно оказаться на внедорожниках в тех местах, куда на обычных машинах не заедешь, а джиперы оказались в восторге от полётов на АОН, которые по ощущениям совершенно не похожи на привычные перемещения регулярными авиарейсами. Договорились встретиться и на следующий год, и поехало/полетело. Четвёртый ДжипАвиаСъездоСлёт традиционно прошёл в Коктебеле, на известной всем авиаторам горе Клементьева.

Первый день слёта прошёл под знаком «земля» и начался с приветственных речей организаторов – представителей регионального отделения ДОСААФ по Крыму и Федерации любителей авиации и возложением гвоздик на мемориальной аллее, где установлены бюсты советских авиаконструкторов, учившихся и работавших в Коктебеле. Потом участники слёта отправились на находящуюся неподалёку смотровую площадку «Звездопад воспоминаний», откуда открывается хороший панорамный вид на аэродром и окрестности.

Затем джиперы рассадили авиаторов по свободным местам и организованной колонной из 25 джипов отправились в Феодосию, где припарковались на площади у железнодорожного вокзала.И пока жители Феодосии и курортники рассматривали стоявшие в ряд джипы, участники слёта посетили художественную галерею Айвазовского и древние храмы. А после небольшого перерыва отправились покорять горы по заранее проложенному маршруту

Артур Швыряев, джипер, соорганизатор слёта

Брали золотую середину, чтобы было и интересно, и красиво, и посложнее, то есть золотую середину. Единственное требование было, чтобы полный привод, 4х4, потому что дорога не прямая и подняться было не очень просто.

И джиперам, и авиаторам впечатлений хватило - подъёмы и спуски на некоторых участках дорог были до 40-45 градусов, да и сами дороги пролегали порой по самым вершинам хребта, где нельзя было свернуть ни вправо, ни влево.

Георгий Панасюк, джипер,

Может быть джип любой, но если человек не представляет, можно навернуться хорошо. Высоты там были хорошие, можно было кульбитов 5-10 сделать. Крымские горы позволяют хорошо тренироваться, на них зацеп хороший, и трассы хорошие – не так как у нас, песок и болота, больше ничего. А здесь нормально, здесь как раз по Триалу очень хорошо.

Михаил Шишов, Джипер

У нас был хороший челлендж, который мы с честью выдержали. Поднялись на весёлые горки – было весело, страшновато, но нам понравилось.

Неподалёку от посёлка Орджоникидзэ на вершине Джан-Куторан на высоте 240 метров над уровнем моря сделали небольшой привал, чтобы полюбоваться окрестностями и дать остыть перегревшимся моторам некоторых джипов. Соорганизатор слёта со стороны джиперов Артур Швыряев и его товарищ Владимир Рысак сказали, что это ещё не самые сложные трассы, и при прокладке маршрута они выбирали участки, которые будут по силам джиперам/любителям, а для профессионалов есть ещё более сложные трассы. Но авиаторы итак были в восторге.

Евгений Конюхов, пилот-инструктор

Было здорово. Это своё, это земля, у них свои правила, оффроад, профессиональный водитель пилотировал, поэтому мы не боялись, и посетили несколько вершин холмов, город. Это очень классно.

Василий Стрелков, пилот-инструктор

Мы проехали по очень интересной трассе, респект организатору за это удовольствие. Мы побывали на вершине – молодцы водители. Я был с экипажем ребят – мастеров своего дела, так что я очень доволен. – Понятно, а джиперов сегодня катали? Как у них впечатления? – Вот, отрабатываю то, что должен теперь я.

Второй день слёта под названием «Воздух» прошёл на аэродроме, где авиаторы знакомили джиперов с небом и совершали ознакомительные полёты на своих воздушных судах. Джиперы также были в восторге. Некоторые из них летали на малых самолётах впервые, и ощущение полёта было совершенно новым впечатлением

Андрей Носков, джипер

Он хорошо крылышками помахал в районе Тихой бухты. Было очень здорово – тот, кто сзади сидел, он пищал от восторга.

Елена Ерина, джипер

Я даже не представляю, мне кажется, это другое, параллельная какая-то реальность. Просто потрясает.

Флот воздушных судов, собравшихся на слёт, был разнообразным. Два аэростата, робинсон-44 из Темрюка, лёгкий пилотажный RV-7 из Тулы, SportCruiser из Волгодонска. Самый дальний гость ДжипАвиаСъездоСлёта на самолёте С-72 прилетел из Самары.

Олег Козловский, частный пилот

Машина такая первая, единственная. Мы испытываем её потенциал, возможности, вместе с Дмитрием Греховым – это самарская компания, которая построила этот самолёт, и мы решили прилететь на этот слёт – совместить, так сказать, приятное с полезным. Нам очень понравились и маршрут, и дорога, и условия. Тем более вы же понимаете, что гора Клементьева, Коктебель – это вообще исток, это истоки авиации России. В далёком детстве, когда Крым был наш, советский, мы постоянно приезжали сюда отдыхать. Мои родственники с северного Крыма родом, так что земля для нас не чужая.

Вообще, многие участники слёта были в Крыму и в Коктебеле не в первый раз. В частности, донской казак из знаменитой Вёшенской Василий Стрелков в прошлом году привозил сюда свою дочь учить полётам на параплане, а на слёт свой дельталёт «Фрегат» привез на машине.

Василий Стрелков, пилот-инструктор

Мне не всё равно судьба горы Клементьева, исторического места, на котором летал Королёв, планерная школа. Я ещё воспитан отцом, с 15 лет сюда приезжал летать, с 75 года. Пока что с обстановкой не был знаком, на джипшоу ехал на прицепе, вёз аппарат. Но надеюсь, я проверил, что всё нормально, надеюсь летать в следующий раз из ростовской области своим ходом 01:36

Посетили слёт и активно путешествующие пилоты из подмосковного аэроклуба «Аист» Владимир Конюхов с сыном Евгением.

Евгений Конюхов, пилот-инструктор

Летаем с женой, с папой, путешествуем по России. Скоро будем путешествовать по всему миру. Хотим слетать в Европу, вокруг России, дальше, может быть, в Америку. По стопам отца? По стопам отца, да. Отец летал в Америку, в Австралию на таком маленьком самолётике, Як-18Т.

Они были в Крыму впервые, и обратили внимание на то, что воздушное пространство полуострова излишне зарегулировано. В Крыму полностью отсутствует зона «гольф», а заявки на полёты по полуострову часто отклоняются или диспетчеры предлагают существенное изменение маршрута. И помимо стандартной процедуры подачи плана через интернет требуется обязательный созвон по телефону

Евгений Конюхов, пилот-инструктор

Помимо того, что ты подаёшь план, здесь нужно получать разрешение по телефону, получить условия. Но условия я итак знаю, какие частоты, все они обозначены в аэронавигационной документации, по картам, в сборниках и так далее. Я думаю, к этому и Крым придёт. Хотел слетать вокруг всего Крыма, но нас пустили только до Алушты.

Частный пилот из Ростова-на-Дону Александр Беляев был на Коктебеле за полтора года около 30 раз, но на слёт всё равно прилетел уже как к себе домой, и не считает отсутствие зоны «гольф» критичным

Александр Беляев, частный пилот

Каких-то особых проблем нет. То есть подаётся заявка, и мы вылетаем. Мы же ездим по правилам автомобильного движения по дорогам. Соблюдайте правила, всё хорошо будет. Я про это мероприятие слышал, что оно не первый год уже проводится. Очень всё необычно. То есть новые знакомые, интересные люди - это очень интересно, за этим, наверное, будущее. Это способствует, мне кажется, туризму и развитию Крыма.

Проблему с открытостью неба для малой авиации в руководстве республики Крым признают, но отмечают. Что она связана с большим количеством на полуострове военных аэродромов и активными полётами военных. К примеру, вокруг Симферополя за исключением центрального пассажирского аэропорта в радиусе 100 километров находится 6 военных аэродромов. На полуострове создана рабочая группа, которая сейчас проводит консультации с военными о возможности введения зоны «гольф» на высоте до 1200 метров с ограничением трасс полётов военных не ниже полутора километров.

Иван Сало, диспетчер-инструктор Крымаэронавигации, парашютист-спортсмен

Это очень большая, очень больная проблема для Крыма – класс воздушного пространства «Гольф», так как у нас его нету, у нас везде класс воздушного пространства С. Мы непосредственно участники рабочей группы по введению класса воздушного пространства G над Крымом, чтобы облегчить полёты авиатуристов, собственников малых летательных аппаратов авиации общего назначения по Крыму.

В рабочую группу по введению в Крыму класса «гольф» входят представители Крымаэронавигации, крымского отделения Росавиации, Ростовского МТУ, рядовые эксплуатанты и пользователи воздушного пространства. И будем надеяться, что у них это получится

Андрей Елецкий, организатор ДжипАвиаСъездоСлёта

Мы ждём этого, чтобы всё-таки заработал у нас гольф, хотя некоторые говорят, что особо никакой разницу нету, но всё-таки она есть. Если пилоты говорят, значит она должна быть у нас, такая зона. Крым должен туристическим быть во всех моментах, и в воздушном пространстве, и в морском, и также и в наземном, поэтому мы ждём поддержки от правительства, от государства.

Но крымская малая авиация всё равно развивается. Так, организаторы слёта взяли себе за правило каждый год в рамках слёта открывать на полуострове новые аэродромы для полётов, и в этом году состоялось торжественно открытие ещё одной площадки на берегу озера Сиваш на севере Крыма.

Андрей Елецкий, организатор ДжипАвиаСъездоСлёта

Ежегодно приняли решение открывать новые геоточки. В прошлом году мы открыли «Медовую» в Бахчисарае, в этом году мы открыли Геоточку в Нижнегорске, Пётр Петрович Ласси, П.П. Ласси, чтобы нашим гостям, авиатуристам, было интересно в Крыму, и не только здесь, в Коктебеле, но и чтобы смогли полететь дальше.

Для популяризации туризма в Крыму организаторы ДжипАвиаСъездоСлёта сделали для участников и минимальный регистрационный взнос всего в 2500 рублей. В эту сумму входили три ужина в ресторане, экскурсия с гидом и посещение музея Айвазовского, а также морская прогулка на теплоходе. Делает всё возможное, что в их силах, и администрация Феодосии, к которой относится Коктебель. В частности, есть планы обновить ведущую наверх на аэродром асфальтовую дорогу

Макар Макаров, заместитель главы администрации г.Феодосия

Туда будет проложена хорошая, качественная дорога, для того чтобы пилоты всех видов лётных средств, которые там летают, могли туда добираться более комфортно и удобно. Мы думаем, что это даст определённый толчок развитию этого направления. На базе Узун-Сырт, горы Клементьева, уже развиваются детские секции авиамоделирования, занимаются ребята, учат новичков парапланеризму, дельтапланеризму, планеризму. Мы понимаем ДОСААФ, они понимают и помогают в воспитании молодёжи. То, чего нам много лет не хватало,и сейчас мы все вместе это делаем.

Закончился второй день ужином в ресторане и голосованием, где джиперы выбрали лучшего пилота, а пилоты – лучшего джипера. Победители - председатель московского клуба владельцев джипов «Тойота Тундра» Михаил Шишов и донской казак и дельталётчик Василий Стрелков в качестве награды получили сувенирные бюсты, причём все отметили высокий профессионализм скульптора, который смог сделать их бюсты с натуры буквально за полчаса.

А на третий день участники слёта отправились на морскую прогулку на зафрахтованном теплоходе. Море, солнце и рыбалка весьма способствовали обсуждению слёта и подведению его итогов.

Николай Мазурин, президент ФЛА

Авиационная часть удалась. Мы здесь в Коктебеле, на горе, с именем которой связаны все великие свершения советско-российской авиации, мы смогли провести мероприятие, которое показало, что и у Крымчан есть большой интерес к этому мероприятию, и что есть люди, которые хотят летать, умеют летать. Было очень интересно.

Также на корабле состоялась конференция, где участники слёта помимо уже упоминавшейся проблемы с отсутствием зоны гольф обсудили уменьшение ставки транспортного сбора с воздушных судов АОН с 25 до 2,5 рублей за лошадиную силу, уменьшение налоговой ставки на земли, выделяемые под аэродромы авиации общего назначения и создание государственно-частного партнёрства «Авиакрым».

А после конференции – снова море, солнце и рыбалка. Погода в Крыму в этом сентябре была вполне летней – около +30 в тени на воздухе и +24 температура моря.

Евгений Максимов, Павел Бажов, Владимир Шульман, FlightTV

Опыт мотоциклиста, который проехался на байке по волнам на Таити, понравился и авиаторам. Сегодня в нашей рубрике «без комментариев» опыт рационализаторов, которые доказали, что и сухопутный самолёт может использовать для посадки водную поверхность. А я с вами прощаюсь. Ставьте нам лайки в фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся.