Flight TV - Выпуск 22






Почему закрываются АУЦ? Проблемы малой авиации на президентской комиссии.
Лучшие автогиро! В Воскресенске прошёл второй Кубок Устинова.
Народный вертолёт! ОКБ «Ротор» презентовало новый Р-33.
Сельскому хозяйству. «Фермер-500» компании МВЕН готов к авиахимработам.
Стартовый предзаказ. Двухместная амфибия «Борей» в полном комплекте за $85000

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо! Спонсор нашего выпуска, компания «Аэроволга» известный производитель восьмиместной амфибии La-8, приступила к серийному производству новой двухместной амфибии «Borey» и предлагает первым 10 покупателям приобрести самолёт всего за 85000 долларов США в комплектациях UL и LSA. В студии с вами Александр Швыдкин. Здравствуйте!

Почему закрываются АУЦ? Проблемы малой авиации на президентской комиссии.

Лучшие автогиро! В Воскресенске прошёл второй Кубок Устинова.

Народный вертолёт! ОКБ «Ротор» презентовало новый вертолёт Р-33.

Сельскому хозяйству. «Фермер-500» компании МВЕН готов к авиахимработам.

Стартовый предзаказ. Двухместная амфибия «Борей» в полном комплекте за $85000


Александр Швыдкин: В понедельник в подмосковном вертолётном центре «Хелипорт-Истра» состоялось заседание президентской комиссии по вопросам развития авиации общего назначения. Что обсуждалось на комиссии и в её кулуарах, и есть ли у нашей авиации общего назначения хоть какое-то развитие – в репортаже Евгения Максимова.

На повестке дня были обозначены две темы – обеспечение безопасности полётов и авиационной безопасности и о реализации проектов Минпромторга России по созданию авиационной техники. Из двух с половиной часов заседания два часа было посвящено первой теме. В частности, губернатору каждого региона в центральном федеральном округе было дано задание сосчитать все места, где летает АОН.

Александр Беглов, полномочный представитель Президента в центральном федеральном округе

Правительством воронежской области составлен реестр объектов авиации общего назначения на территории региона. В результате проведённой работы выявлено 49 взлётно-посадочных и вертолётных площадок, из которых на 1 января 2015 годы было зарегистрировано только шесть.

О санкциях в отношении владельцев незарегистрированных аэродромов на Комиссии не сообщили, но сказали, что информация по незарегистрированным площадкам и ауцАм, которые работают без разрешения, собирается, и по итогам комиссии будут подготовлены предложения Президенту. Потом слово взял губернатор московской области, и рассказал, что в Подмосковье находится 15 аэродромов и 55 вертолётных площадок, при этом из них, из них, оказывается, за последние 2 года построено всего 3 новых. Сказал, что в целом он не против малой авиации, что это 21 век, но важно, чтобы все частные пилоты соблюдали правила, которые периодически нарушаются.

Андрей Воробьёв, Губернатор Московской области

Я могу привести пример. Дом нашего правительства находится аккурат напротив одной вертолётной площадки. И вот там один инструктор, подчёркиваю, не пилот, не ученик, а инструктор, постоянно показывает нам высший или низший пилотаж. По этому поводу я нашего министра профильного, предложил ему написать письмо на имя Александра Васильевича Нерадько, чтобы он разобрался. Я считаю, что нужно жёстко наказывать тех, кто создаёт угрозу жизни людей и нарушает лётные правила.

Потом журналистов по уже сложившейся традиции попросили выйти из зала.

Хотел бы поблагодарить участников, после заседания к вам выйдут и всё расскажут, о чём мы здесь говорили.

Далее на заседании обсуждались ключевые болевые зоны малой авиации, основная из которых - проблемы в обучении, которые усугубляются продолжающимися закрытиями действующих АУЦ, обладающих хорошей репутацией. У некоторых участников комиссии из лагеря авиаторов сложилось впечатление, что Росавиация лоббирует свои учебные центры, чтобы все учились только в государственных лётных школах. Сейчас в России осталось всего 16 авиационных учебных центров, и большинство из ещё оставшихся может не выдержать процедуру дальнейшей сертификации

Сергей Минигулов, частный пилот, председатель ДОСААФ Республики Башкортостан

Это поставили перед фактом. За решение об этом никто по большому счёту на себя ответственности не взял, даже Росавиация. Это преподнесли как некий такой эволюционный этап, но он почему-то из эволюционного превратился в революционный, потому что, по большому счёту, осталось 5 авиационных учебных центров по подготовке пилотов авиации общего назначения. Я слышал такие в общем-то разговоры, что руководители крупных авиационных учебных центров хотят отказаться от подготовки АОН, потому что в этом проблема – «мол, мы падаем, и поэтому меняем статистику происшествий гражданской авиации». Я боюсь, что её сейчас, эту авиацию общего назначения настолько зарегулируют, что мы вернёмся к тому, с чего начали.

Как вариант решения этой проблемы на Комиссии был поднят вопрос о возможности вывода АОН из общей авиации в отдельную структуру с отдельными кураторами в Росавиации и МТУ, которые занимались бы только частными пилотами. Как, например, это сделано в речном флоте, где есть государственная инспекция по маломерным судам.

Потом был затронут вопрос громоздкой и дорогой процедуры получения документов на воздушные суда, в том числе отметили незаконность так называемых сертификационных центров, когда владельцев воздушных судов заставляют оплачивать не указанные напрямую в законе услуги по сертификации. Получение свидетельства лётной годности в России стало настолько долгим и тяжёлым процессом, что частные пилоты по сути насильно загоняются в «партизаны». И предложили подумать над вариантом такого решения, чтобы получение СЛГ занимало максимум 2 недели.

Потом снова вернулись к вопросу авиационных учебных центров, и напомнили, что работа авиационного учебного центра - это не только первичное обучение, но и повышение квалификации пилотов, которое повышает безопасность полётов. Также отметили факт игнорирования законодательства, дающего право индивидуальным инструкторам обучать курсантов без АУЦ.

Также на заседании был поднят обсуждавшийся в прошлом году вопрос по доступу частных пилотов на аэродромы ДОСААФ и их совместному базированию.

Владимир Иванов, президент Федерации авиационных видов спорта России

 Эта тема вновь сегодня звучала, она якобы не согласована по причине финансовой составляющей. Я думаю, что это какое-то искажение и этот вопрос будет повторно рассмотрен. Безусловно, все должны вместе летать и садиться на аэродромы – и ДОСААФ, и авиация общего назначения. И только мы сможем развиваться и летать все вместе.

Потом на заседании был поднят вопрос о причинах карательного подхода к любому инциденту в малой авиации, что приводит к мотивации скрывать даже мелкие события. Было отмечено, что в практике больших авиакомпаний сбор и анализ инцидентов, которые не привели к серьёзным последствиям, строится на принципе добровольности и отсутствия наказания за такую информацию. Было сделано предложение не наказывать пилотов за инциденты, о которых они сообщили добровольно. Вообще, в отличие от предыдущих, это заседание в целом получилось конструктивным.

Сергей Минигулов, частный пилот, председатель ДОСААФ Республики Башкортостан

Игорь Евгеньевич сказал, что Комиссия – это единственная площадка, на которой мы можем хотя бы о чём-то договориться. И поэтому нужно договариваться, а не вступать в конфликт и защиту своих интересов. К сожалению, пока идёт защита своих интересов. Росавиация проходила этот опыт бесконечно, Минтранс пытается там создать со своей точки зрения, Ространснадзор свои проблемы видит, прокуратура видит, что все, по большому счёту, нарушают закон. Сейчас накопилась критическая масса, которая должна во что-то вылиться, и мы сейчас должны как владельцы аэродромов её просто перетерпеть.

Услышит ли Росавиация пожелания пилотов или частной авиации в России придётся ещё больше уходить в тень, время покажет.

Евгений Максимов, Роман Коробкин, FlightTV


Александр Швыдкин: В подмосковном авиацентре Воскресенск состоялся второй кубок Устинова – единственного в России соревнования пилотов автожиров. Участники Кубка соревновались в личном и в командном первенстве. Подробности - в репортаже Дениса Снеткова.


Александр Швыдкин: Опытное конструкторское бюро «Ротор» из города Кумертау впервые на МАКСе презентовало новинку – вертолёт Р-33. По сравнению с предыдущей моделью Р-30 у тридцать третьего значительно улучшился внешний и внутренний дизайн кабины, а также лётно-технические характеристики. А цена осталась прежней – 100.000 евро.

Вертолёты «Роторфлай» частные пилоты ждут уже не один год. И, как это часто бывает в России, хорошая идея без финансирования подвисает. В прошлом году мы рассказывали вам про то, что в ОКБ «Ротор» пришли китайские инвестиции, и как итог – вертолёт Р-30 поступил в свободную продажу, а на МАКС из Кумертау привезли уже новую разработку – модель Р-33.

Виктор Хрибков, Генеральный директор ОКБ «Ротор»

Мы изменили лопасти, мы изменили немного редуктор, там и зубчатую пару, мы изменили мотораму, мы поставили новую авионику, а так всё то же самое.

При внешнем сходстве и той же самой компановке изменения есть практически во всех агрегатах. На вертолёте установили немецкие лопасти несущего винта, чешские приборы ТР-Электроникс, новый вариант прибора контроля оборотов двигателя, естественно, с автономным питанием, отдав должное привычкам пилотов, оставили на приборной доске отдельное место для хозяйского планшета. В отличие от предыдущей модели Р-30 с «Ротаксом» 912 здесь поставили 914 «Ротакс», за счёт чего увеличили взлётный вес Р-33 до 600 килограммов с возможностью нести полезную нагрузку в 300 килограммов.

Виктор Хрибков, Генеральный директор ОКБ «Ротор»

Мы поставили двигатель 914, а не 912. Он с турбонаддувом, он на 15 сил больше, но самое главное – у него получилась высотность. То есть с высотой этот двигатель не теряет мощности, и мы надеемся до 5,5 километров подняться на таком вертолёте.

Кабина «Роторфлая» очень просторна для вертолётов такого класса. С ровным полом и длиной салона чуть более двух метров есть вариант даже спасательного или санитарного использования Р-33.

Виктор Хрибков, Генеральный директор ОКБ «Ротор»

Либо комфортное, очень комфортное расположения для двоих, либо компактное для троих, или даже мы предусматриваем, что на втором месте могут расположиться носилки и лежачий человек, а сбоку ещё может подсесть медсестра.

Для комфортабельных посадок на Р-33 установили новые подрессоренные полозья, а для безопасности на всех моделях «Роторфлая» установлена штатная быстродействующая парашютная система. Также прежней осталась дальность полёта с максимальной нагрузкой, но в ОКБ «Ротор» думают над улучшением и этой характеристики.

Виктор Хрибков, Генеральный директор ОКБ «Ротор»

Бак там стоит такой же как и на предыдущей модели, ну несколько конфигурация изменилась, и стандартная дальность на 350 километров рассчитана. Но поскольку несущая способность этого вертолёта больше, то ничто нас не ограничивает поставить туда ещё бак на 50 килограммов и дальность увеличить до 600 километров.

Сверхлёгкий двухместный вертолёт по цене хорошей иномарки, летающий на 95м автобензине, в своей ценовой категории «Роторфлай» на данный момент не имеет конкурентов и вполне доступен частным пилотам. Остаётся только пожелать производителям, чтобы «Роторфлаи» стали такими же популярными, как «Птенцы».

Евгений Максимов, Антон Чекрыгин, FlightTV


Александр Швыдкин: Два года назад мы рассказывали о сельскохозяйственном направлении казанской компании МВЕН, в том числе и про проект перспективного самолёта «Фермер» 500. И вот на МАКСе самолёт впервые презентовали авиационной общественности.

Взлётный вес у цельнокомпозитного «Фермер-500» получился полторы тонны, это на 400 килограммов больше, чем у предыдущей модели «Фермер-2». Взлётная дистанция при этом увеличилась несущественно – 250-270 метров с полными баками даже в условиях летней химплощадки, для которых он и проектировался. Усиленные стойки шасси позволяют не беспокоиться об идеальном состоянии грунта. Это самолёт целевой, и производителю, пожалуй, удалось соблюсти все требования «химиков».

Виктор Ермоленко, Генеральный директор компании МВЕН

Сейчас конкуренция в сельском хозяйстве – она очень высокая. Все считают деньги, считают себестоимость выполнения авиационно-химических работ, стоимость гектара. Этот самолёт, он позволяет работать с большими нормами, у него больший размах крыла, имеет более высокую производительность. Очень хороший самолёт получился с точки зрения аэродинамики, он более летучий. На рулении обзор хороший, а в полёте нос опускается и пилот видит перед собой на расстоянии 10 метров землю.

Помимо аэродинамики, самолёт может похвастаться хорошей тяговооружённостью, которую оценит любой пилот. На «Фермере-500» установлен 540 Лайкоминг, который позволяет набирать до 8 метров в секунду при минимальной загрузке. На участках, граничащих с высоким лесным массивом, это хорошее средство активной безопасности. Также на всех самолётах МВЕН традиционно устанавливается спассистема собственного производства.

Виктор Ермоленко, Генеральный директор компании МВЕН

Многие спрашивают, зачем парашютная система на высоте 5 метров, на которой летает самолёт? Дело в том, что парашютной системе, парашюту всё равно, он тормозит скорость.

Полное время срабатывания системы – 3-4 секунды. Но тормозной парашют начинает работать через 2 десятых секунды и частично гасит скорость даже на небольшой высоте. Также производитель позаботился о пассивной безопасности, установив бак с химвеществами между двигателем и пилотом. В отличие от вариантов с задним расположением химбаков, дополнительное пространство повышает вероятность сохранения жизни пилоту.

Как специализированный «химик», «Фермер-500» cпроектирован с учётом минимального обслуживания – ему требуется только менять масло через каждые 100 часов, и есть возможность заправлять автомобильным бензином.

Виктор Ермоленко, Генеральный директор компании МВЕН

Здесь используется Лайкоминг 540 мощностью 235 лошадиных сил, он дефорсирован, можно использовать автомобильный бензин. Но на самом деле это всегда плохо – на самолётах нужно использовать хороший, качественный бензин. Это ресурсы, потому что в автомобильном бензине всегда присутствуют спирты, эфиры, сера, и всё это в конце-концов отлагается.

Помимо неприхотливости в обслуживании, «Фермер-500» заточен на оперативность в работе. Производитель утверждает, что заправка 500 литров рабочей жидкости с применением наземной станции занимает всего 3 минуты. Поскольку самолёт позволяет поднимать большую массу рабочих веществ, под фюзеляжем поставили дополнительный бак под лёгкий абсорбент на случай нехватки объёма встроенного бака. Также на нём установлены форсунки, норма внесения которых рассчитана на скорость до 200 км/час.

Виктор Ермоленко, Генеральный директор компании МВЕН

Если нам нужно добиться определённого расхода какого-то, то это достигается подбором форсунок с определённым диаметром. Если химическое оборудование у вас качественное, хорошее, то можно летать на скорости 200 километров в час. Этот самолёт позволяет это делать. У них очень хорошо срабатывает осечка, там есть пороговое давление, после чего она запирается. Это же очень важно, чтобы вы поливали там, где вам это необходимо.

При этом, чтобы самолёт не был односезонным, его производители думают и над вспомогательными задачами. Например, поставили замок для буксировки и распределили нагрузку на композиты таким образом, что «Фермер-500» позволяет поднимать одновременно по 2 планера. Но самое интересное, в компании МВЕН задумали сделать революцию в авиахимработах и отправить на поля беспилотники.

Виктор Ермоленко, Генеральный директор компании МВЕН

03:16 Ведутся работы по созданию беспилотного варианта летательного аппарата, такой момент тоже есть, что авиационно-химические работы, они выполняются обычно в дневное время суток, а удобно выполнять работы именно ночью, потому что ночью тихо, ночью более приемлемые температуры, и такой беспилотный комплекс, он позволит работать ночью 03:44

А пока беспилотник разрабатывается, посидевшие в кабине нового «Фермера» пилоты отмечают, что сиденье получилось удивительно комфортным, эргономика и функциональность кабины на высоте, и на самолёте наверняка будет удобно работать.

Евгений Максимов, Антон Чекрыгин, Сергей Емельянов, FlightTV


Спонсор нашего выпуска, компания «АэроВолга», предлагает российским частным пилотам приобрести новую двухместную амфибию «Borey» c двигателем Rotax 912, комплексом Dynon 180 и радиостанцией Garmin по цене 85000 долларов. Цена действительна до 1 января. Первый взнос – всего 10%, получение самолёта – в начале лета. Кстати, первые 6 машин уже проданы в Европу, и одна из них будет базироваться на одном из красивейших озёр Европы - итальянском Комо, где можно будет пройти учёбу на «Borey» и получить европейскую лицензию на амфибийную летающую лодку.

Пилоту нужен хоть какой-нибудь летательный аппарат, парашютисту нужен парашют. А как насчёт того, чтобы полетать вообще без какой-либо техники? Сегодня в нашей рубрике «без комментариев» - воздушный кордебалет в аэротрубе. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки на фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. В студии был Александр Швыдкин. Увидимся!