Flight TV - Выпуск 23


Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо! Спонсор нашего выпуска, компания «Аэроволга» известный производитель восьмиместной амфибии La-8, приступила к серийному производству новой двухместной амфибии «Borey» и предлагает первым 10 покупателям приобрести самолёт всего за 85000 долларов США в комплектациях UL и LSA. В студии с вами Александр Швыдкин. Здравствуйте!

Традиционная девятая конференция АОПА-России на Волжанке.

«Лиза Алерт». Как частные пилоты учатся спасать жизни людей.



4 ноября возле аэродрома Коктебель потерпел катастрофу самолёт цессна-336 под управлением Олега Сокола. На борту находилось 4 человека, все погибли. Главное следственное управление возбудило уголовное дело в отношении директора аэродрома и собственника разбившейся цессны Бориса Небреева. Борис был взят под стражу на 2 месяца на основании того, что он как руководитель аэродрома может препятствовать расследованию путём давления на свидетелей. В России это первый случай, когда руководителя посадочной площадки арестовали после авиационного происшествия. Также Борису Небрееву предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве и в оказании услуг, не отвечающих требованием безопасности. Ответственность – до 10 лет заключения. Российские авиаторы пишут обращения в прокуратуру и следственный комитет с просьбами освободить Бориса Небреева, который к тому же инвалид и имеет трёх несовершеннолетних детей. Апелляция в крымский суд меру пресечения не изменила. Для желающих финансово помочь семье Бориса – номер счёта сестры его жены - Шарапова Юлия Викторовна



На аэродроме «Юрьевское» в тверской области прошла традиционная отчётно-выборная конференция общественной организации частных пилотов АОПА-Россия. И как всегда традиционно, обсуждаемые вопросы касались не только и не столько деятельности самой АОПА, сколько всей малой авиации в целом. Подробности – в репортаже Евгения Максимова.

Волжанка – это то место, куда с удовольствием летают многие наши пилоты. Живописная природа вдохновляет и окрыляет. Наверное, поэтому конференции АОПА-России проводятся именно здесь. Вот уже 9 лет подряд каждую осень сюда слетаются авиаторы, которым небезразлична судьба малой авиации. Для каждого эта встреча – повод повидаться, поговорить о наболевшем. Темой, вызвавшей наибольшей интерес собравшихся, стало спасение людей. Александр Михайлов поделился успехами, которые удалось достичь в организации поисков потерявшихся.

Александр Михайлов – частный пилот, руководитель поисково-спастельного отряда «Ангел»

Оказание помощи с воздуха – это та единстенная работа, которую АОН может проводить безвозмездно и с огромной пользой для общества. Если мы хотя бы одну жизнь спасём – это уже большй вклад наш в гражданское общество. А то, что получилось у нас в этом году 102 человека на сегодняшний день за этот сезон.

Также традиционно большой интерес был к темам нововведений в правовом поле АОН. Недавно в силу вступили новые федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к организациям по техническому обслуживанию. Андрей Шнырёв рассказал и о новшествах, касающихся регистрации посадочных площадок.

Андрей Шнырёв, частный пилот, замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранспорта

Это достаточно сложные процедуры были, очень сильно платные. Причём размер этой платы был ни кем не установлен и сроки тоже размыты. Сейчас процедура осуществляется уполномоченными органами, причём в регионах тоже. Сертификаты будут бессрочными. Его не надо будет продлевать. Проверки будут происходить исходя из требований, установленных ФАПами.

Также из хороших и ожидаемых новостей стало сообщение о подписании министром транспорта приказа о подтверждении авиационных правил, устанавливающих требования к ауцам.

Андрей Шнырёв, частный пилот, замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранспорта

Там тоже планируется получение бессрочного сертификата и установлен конечный перечень тех причин, которые могут повлиять на приостановление или аннулирование действия сертификата.

К сожалению, вопросам, связанным с получением сертификата лётной годности, пока далеко до статуса «выполненных». Всем понятно, что на этой процедуре некоторые зарабатывают очень немалые деньги. Однако идеи по разрешению ситуации в пользу пилотов весьма неплохие, и если планы Андрея Шныпёва сбудутся, в конце года новый ФАП по СЛГ будет отправлен на государственную регистрацию, а в первом полугодии следующего – вступит в силу.

Владимир Тюрин, частный пилот, президент АОПА-Россия

Сертификат лётной годности будет выдаваться один раз и навсегда. Тем не менее будет периодически проводится инспекция, которая будет проводить либо сертифицированная организация АТБ либо техники, которые уполномочены, имеющие соответствующие отметки, позволяющие это делать.

Представители АОПЫ из Новгородской, Новосибирской областей и Башкортостана поделились своим успешным опытом взаимодействия с местной властью. Конференция на Волжанке собирает не просто пилотов, а тех, кто старается на благо всех авиаторов АОН страны. А постоянный участник всех Президентских комиссий по развитию АОН Рубен Аганбедян рассказал о работе Комиссии и том, что хотя явных результатов её работы не видно, но благодаря ей частных пилотов защищают от закона, который существенно усложнил бы полёты.

Рубен Аганбедян, частный пилот, руководитель рабочей группы в Комиссии по развитию АОН

Мы его не чувствуем с точки зрения того, что это не что-то стало лучше, а с точки зрения, где не стало хуже. Это вопрос о транспортной безопасности. Вы знаете, что было принято это законодательство, оно безумно жёсткое. В отношении малой авиации оно бессмысленно жёсткое, как в отношении посадочных площадок, так и в отношении летательных аппаратов. Вот уже почти два года удаётся сдержать распространение этого закона на малую авиацию, что приведёт к диким затратам вокруг посадочных площадок типа оцепления колючей проволкой, установкой рамок, видеорегистрации, сертифицированной охраны, написание диких томов каких-то безумных документов о транспортной безопасности в этих вопросах.

После выступлений был обеденный перерыв, где пилоты могли не только пообедать, но и осмотреть технику друг у друга на стоянках и неформально пообщаться. А в холле мини-выставку устроила компания «Фронтлайн авионикс», представив вниманию пилотов свой пилотажно-навигационный комплекс Glance Efis. Появившаяся в прошлом году разработка московских инженеров набирает популярность за счёт своей цены, которая по карману любому дельталётчику.

Владимир Соколов, Генеральный директор Frontline Avionics

В комплект входит сам прибор и кроме всего необходимого для подключения входят курсы вертикали для того, чтобы работал авиагоризонт. Дополнительно можно добавить следующие модули: блок контроля двигателя. Он есть под любой из существующих моторов. Есть на М-14П, появился блок контроля двигателя под инжекторный Ротакс.

Новинка, появившаяся в продаже этой осенью – параметрический самописец Glance Flight Recorder, который также можно устанавливать как дополнительный модуль на любое воздушное судно.

Владимир Соколов, Генеральный директор Frontline Avionics

Внешний параметрический регистратор, который может записывать всю полётную информацию, контроль двигателя, весь мониторинг. Всё, что будет на экране, всё будет записываться на карту. Потом это можно посмотреть в гугле. Просмотреть, как вы летели.

После перерыва конференция продолжилась выступлениями Александар Михайлова про деятельность вертолётного поисково-спасательного отряда «Ангелы», Леонида Тюхтяева, рассказавшего о своём перелёте через Тихий Океан, и Сергея Минигулова, который отчитался о проведении слёта любителей авиации в Нижнекамске. А потом настало время награждений. Начиная с этого года, АОПА-Россия награждает лучших пилотов памятным значком «Крылья АОПЫ». Идея этой награды принадлежит известному вертолётчику-путешественнику Михаилу Фариху

Михаил Фарих, частный пилот

Дух соревновательности, то это  стимулирует людей на какие-то поступки. Я уже несколько лет предлагал сделать награды от нашей АОПЫ наиболее активным членам. Впервые в истории российской АОПА будут награждены, по мнению правления, лучшие пилоты года. Дизайн значка разработало правление АОПЫ, заказали у ювелиров, золотые крылья из золота, серебряные – из серебра. Всё без дураков. Я очень надеюсь, что это сподвигнет наших лётчиков летать дальше, выше, быстрее, интереснее.

В этом году в номинации «Золотые крылья» премию получил Евгений Кабанов за идею и участие в беспрецедентном в мировом масштабе перелёте на Робинскон-44 в Новую Зеландию, за экспедицию на три Северных полюса, а также активное участие в поиске и спасении людей. Серебряные Крылья были вручены планеристу за высокие спортивные достижения Дмитрию Тимошенко, инструктору Юрию Володарскому за подготовку более 500 пилотов-планеристов и самолётчков, Михаилу Кизилову за создание и развитие аэродрома Орловка. Номинацию «инженер-конструктор года» посмертно присудили Алексею Анненкову за разработку более 30 самолетов разных типов и модификаций. Всего было 7 номинаций, с полным списком победителей можно ознакомиться на сайте аопы. Как отметили почти все участники, получать золотые и серебряные крылья – приятно и очень почётно. АОПА обещает, что эта премия станет традиционной и ежегодной.

Помимо «Крыльев Аопы» отдельный приз был вручён компанией «Фронтлайн Авионикс» Виктору Михайлову за участие в экспедиции на Диксон – пилотажно-навигационный компекс Glance Efis для его самолёта Скай Рейнджер.

Виктор Михайлов, частный пилот

Очень тронут подарком, пригодится однозначно, мылюди северные, на месте не сидим. На будущее обязательно поставлю в самолёт.

Завершился этап награждения вручением премии «Шило в заднице» вертолётчику Сергею Ананову, который этим летом осуществил попытку мирового рекорда – одиночного кругосветного перелёта на Робинсоне-22.

Впервые за 9 лет проведения конференции в зале, рассчитанном на почти сотню человек, не было свободных мест, и некоторые стояли и слушали выступавших в коридоре. А потом – традиционные песни у костра и продолжение неформального общения.  Пилотское братство растёт и охватывает всё больше регионов.

Евгений Максимов, Ольга Кузнецова, Роман Коробкин, Виктор Галенко, FlightTV



На аэродроме Кудиново состоялись традиционные ежегодные учения, которые прошли в рамках 2 всероссийского форума общественного поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». К некоммерческой организации, объединяющей тысячи добровольцев, у которых есть время и ресурсы принимать участие в поиске пропавших людей, присоединились десятки частных пилотов, которые на своей воздушной технике безвозмездно помогают в буквальном смысле спасать жизни.

Антон Филиппов, частный пилот, доброволец вертолётного поисково-спасательного отряда «Ангел»

В поле я бы не сказал, что легко найти. Поле бывает и скошено, а бывает заросшим с высокой травой. В этом случае вертолётный поиск более перспективный, чем пеший. Бывает такое, что человек лежит в двух метрах от проходящего поисковика, но он может пройти мимо. Вертолёт позволяет более эффективно закрывать большие территории.

Антон Филиппов уже три года не просто летает на вертолёте, он помогает искать заблудившихся в лесу людей. Пилоты уже несколько лет успешно сотрудничают с волонтёрскими поисково-спасательными отрядами, а в этом году они создали свой, вертолётный. Название говорит само за себя - «Ангел».

Григорий Сергеев – председатель поисково- спасательного отряда «Лиза Алерт»

В этом году при помощи частных пилотов мы вытащили более 100 человек из леса. Если бы это делали пешими, то это заняло гигантское количество сил, времени. И многих людей спасти бы просто не удалось.

На масштабные учения «ЛизаАлерт» приехали добровольцы из 27 регионов нашей родины. Это сотни людей, готовые в любое время совершенно бесплатно искать пропавших людей. У каждого из них своя история появления в отряде. А сама история отряда началась 5 лет назад, когда 5-ти летняя Лиза Фомкина со своей тетёй заблудилась в лесу Орехово-Зуевского района. В течение 5 дней их никто не искал. И только когда информация попала в интернет, сотни неравнодушных людей начали поиски своими силами. Ребёнка нашли. На 10 день. Но было слишком поздно.

В память о ней и о том, как важно не упустить время, назван  отряд — Лиза и «Алерт», в переводе с английского — «внимание!» И вот уже 5 лет ЛизаАлерт помогает людям возвращаться домой живыми.

Григорий Сергеев – председатель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»

Мы имеем такую статистику по природной среде. Если мы получаем заявку сразу же, то у нас в 95% случаев найдены живыми. Если мы получаем заявку на третий день, то результативность менее 50%.

Каждый поиск будь то наземный или с воздуха имеет свой чёткий алгоритм, выполнение которого позволяет найти пропавшего человека в максимально короткие сроки. Антон, как опытный пилот и поисковик, рассказывает о своих действиях.

Антон Филиппов, частный пилот, доброволец вертолётного поисково-спасательного отряда «Ангел»

В первую очередь нам необходимо определить точку входа человека в лес, после этого – район вероятного его следования. Соответственно если человек пошел за грибами, то в первую очередь нужно обрабатывать тот лесной который граничит с полями. Вряд ли человек перейдёт поле и начнёт искать там. Хотя это тоже вероятно.

Антон рассказал нам и об ошибках, которые совершают люди, потерявшиеся в лесу… Основные из них следующие. Камуфлированная одежда, в которой разглядеть человека просто невозможно. Разговаривают по телефону с друзьями и родственниками, тем самым сажая заряд аккумулятора. А ведь мобильный телефон – это самый главный инструмент спасения!

Антон Филиппов, доброволец вертолётного поисково-спасательного отряда «Ангел»

Мы просим, чтобы все остальные службы, друзья, родственники перестали звонить, сохранив тем самым шанс на спасение за счёт ещё живой батарейки потерявшегося человека. Потому что по сути режим работы его батарейки является его линией жизни.

Пока ваш телефон не разрядился – шанс на спасение 99%. Технически у операторов сотовой связи есть возможность моментальной локализации местонахождения абонента.

Григорий Сергеев – председатель поисково- спасательного отряда «Лиза Алерт»

К сожалению, они скованные законом. Мы с этим боремся с 2012 года. Выносили в Госдуму своё предложение о том, что закон о защите персональных данных очень суров и безжалостен людям, которые пропали в природной среде. Даже полиция может получить эти данные через страшные препоны, через такое время, которое человек не выживет. При этом современные технологии позволяют получить эти данные мгновенно. Это большая проблема, которая не решена.

«ЛизаАлерт» - организация полностью некоммерческая, и юридически даже не организация. У них нет бухгалтерии, электронных кошельков и счетов, они не принимают денежные взносы. Это, по словам добровольцев, помогает избежать конфликтов, а главное избежать бумажного оборота, который отнимает так много времени. А время в данной ситуации синоним слову жизнь!

Но помочь отряду можно. Для поисков всегда нужны скотч и бумага, батарейки и аккумуляторы. Cписок необходимого, есть на сайте — lizaalert.org в разделе «Нужды». Помочь может каждый! Таким образом, например, в отряде появилась специализированная машина – дом на колёсах, где можно согреться, зарядить оборудование, поработать с картами.

Алексей Кандыба – доброволец поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»

Комплект оборудования на борту штаба всегда водится. Это комплект навигаторов и аккумуляторов для них, несколько фонарей, радиостанции. Для того, чтобы первые группы сразу же могли работать. Кроме того есть чай, сахар. Реально упростило жизнь в поисках, которые длятся без остановок. Я сам несколько дней за рулём этого штаба, не возвращаясь домой.

Помогают не только частные лица, но и организации. Так, например, «Билайн» бесплатно предоставил федеральный номер 8-800, авиакомпания «Ютейр» бесплатно привезла на своих рейсах десятки добровольцев на эти учения. Помогает авиакомпания «Челавиа» на своём Текнам Сьерра c профессиональными тепловизорами. Помогают и другие компании.

Но вернёмся к небу. Искать потерявшихся можно не только на вертолётах. В поисках ценно любое воздушное судно, и даже дельталёт может оказать большую помощь и спасти жизнь потерявшегося человека. Ведь главное здесь - обзор с воздуха, которого нет у пеших групп. Например, доцент Московского физико – технического института, он же пилот дельталёта, уже несколько лет трудится в «ЛизаАлерт» и оперативно выезжает на поиски со своим аппаратом.

Александр Родин, доброволец поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»

Дельталёт – это сродни уазику. Простая, неприхотливая машина, не с какими-то экстраординарными характеристиками, но она очень надёжна, очень проста в экплуатации, может эксплуатироваться везде. Дельталёт может взлететь с просёлочной дороги, сесть куда угодно.

Ведь помощь с воздуха, пожалуй, самая эффективная, но и самая затратная по ресурсам. Именно в этой миссии видится основное предназначение авиации общего назначения. Не секрет, что большинство простых обывателей считают современных пилотов-любителей толстосумами, которым стало скучно ходить по земле. Они летают над домами и пугают местных жителей. Однако именно к ним обращаются за помощью родственники пропавших людей. Вступить в ряды поисково-спасательного отряда может каждый уже сегодня, как когда-то это сделал Антон Филлипов.

Антон Филиппов, доброволец вертолётного поисково-спасательного отряда «Ангел»

Очевидно, что мы все работаем не ради благодарности. Мы работаем по внутреннему душевному позыву. Хотим помочь людям выбраться из непростой жизненной ситуации живыми и здоровыми.

Помогать в поисках людей может любой пилот, из любого региона России. Для этого достаточно иметь желание помогать. Позвоните на горячую линию поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» и расскажите о себе - 8-800-700-54-52, номер работает круглосуточно, звонки на него бесплатны по всей России. Если вы любите летать и готовы летать просто из любви к полётам, то совместите приятное с полезным - помогайте искать людей.

Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV



Спонсор нашего выпуска, компания «АэроВолга», продаёт первые 10 самолётов «Borey» c моторами Rotax 912, комплексом Dynon 180 и радиостанцией Garmin по специальной цене в 85000 долларов. Уже определились первые 6 счастливчиков – забронировавшие двухместную амфибию европейские аэроклубы и частные пилоты. У российских  пилотов ещё осталась возможность забронировать 4 самолёта. Первый взнос – всего 10%, поставка машины – к июню следующего года.

Интенсивность гражданского авиационного сообщения подчиняется законам рынка. В богатых странах летают больше и чаще, чем в бедных. Днём выполняется в разы больше рейсов, чем ночью. Истины банальные, но до чего же красиво смотреть на карту Земли, где можно наглядно увидеть, кто куда и откуда летает, и понять, что больше всего пассажиров в США, Европе и Юго-Восточной Азии. Сегодня в нашей рубрике без комментариев – сутки нашей планеты со схемами авиарейсов. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки на фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. В студии был Александр Швыдкин. Увидимся!