Flight TV - Выпуск 24


Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо! Спонсор нашего выпуска, компания «Аэроволга» известный производитель восьмиместной амфибии La-8, приступила к серийному производству новой двухместной амфибии «Borey» и предлагает первым 10 покупателям приобрести самолёт всего за 85000 долларов США в комплектациях UL и LSA. В студии с вами Александр Швыдкин. Здравствуйте!

«Да, это мой фирменный. Я считаю, что на таких самолётах надо летать для того, чтобы любоваться вокруг себя». Качественный самолёт по специальной цене. Подробнее о «Борее»

«на мировом рынке будет продано порядка 5000 вертолётов. И немалая доля этого пирога придётся на Китай» Миллионы поднебесных пилотов? В Китае всё более активными темпами развивается частная авиация.

«Самолёт надо поднять, заявить, что мы есть, что мы живые»

Человек и самолёт. Пилот Александр Поддубный  продолжает бороться за свой ИЛ-14.


НПО «Аэроволга» представлять уже, наверное, никому не нужно. Самарское предприятие приступило к строительству двухместной амфибии «Борей», спроектированной по европейской весовой норме Ultra Light, но с грузоподъёмностью как в американском стандарте Light Sport Aircrafts. Подробности – в репортаже Евгения Максимова из Самары.

Рабочие «Аэроволги» сделали макет и сейчас занимаются отработкой матрицы. И несмотря на то, что уже декабрь, новый самолёт поднимется в воздух в начале следующего года. Опыт организации рабочих процессов по мировым стандартам у «АэроВолги» имеется. И главный конструктор «борЕя» Борис Чернов тоже не новичок, спроектировал за 30 лет более десяти типов летающих лодок. Че-22, Че-24, Че-29 – две сотни этих самолётов летает по всему миру. Новая амфибия будет отличаться от «Чешек» соответствием сразу двум стандартам

Борис Чернов, главный конструктор «Borey»

В идеале так, чтобы самолёт был один, чтобы он вошёл по прочности как бы в 650 под LSA, чтобы он мог летать, ну 650 килограмм полный полётный вес, а чтобы вес его наоборот уложился в 495, то есть в UL. Задача конечно сложновата.

За базовую основу для «Борея» была взята амфибия Че-23. Для соответствия стандарту Ultra Light пришлось пожертвовать двумя местами. Европейские нормы очень жёсткие, и здесь итак сделана поблажка по весу для гидросамолёта в 495 килограммов – сухопутные самолёты должны иметь полную взлётную массу не более 450 килограммов.

Борис Чернов, главный конструктор «Borey»

Здесь просто не будет существовать этих двух мест совсем, но зато вместо этих двух людей схема там немножко силовая другая, там существует пилон, который убирает много лишних стоек, которые существовали на предыдущих моделях, и конечно у него скорость будет больше.

Но несмотря на столь жёсткий норматив, «Борей» будет оснащаться спассистемой МВЕН или европейской аналогичного класса, и иметь 60 литровый топливный бак, что позволит ему одним двигателем Ротакс-912 летать без посадки на 600 километров. Аналогов «Борея» среди летающих лодок нет. И вдобавок следует отметить остекление по всей ширине кабины - фирменный обзор черновских машин.

Борис Чернов, главный конструктор «Borey»

Да, это мой фирменный. Я считаю, что на таких самолётах надо летать для того, чтобы любоваться вокруг себя. Бак 60 литров, мотор ест 15 литров в час, мы знаем Ротакс, он в любом случае на 4 часа. 03:59

Также в стандарте Ultra Light заложены высокие требования к прочности конструкции. Для гарантированной защиты от флаттера и разрушения конструкции в процессе испытаний самолёт проверят на таких режимах, в которые частный пилот сможет попасть только специально

Борис Чернов, главный конструктор «Borey»

Когда мы нормы вот эти UL, лёгкого самолёта, начали листать, то там его нужно испытывать, мы подсчитали, чуть ли не под 243 километра в час, которые двигатель конечно не даст, его придётся загонять в пикирование, потом там пишут, что 0,7 ручки при этом давать. Это очень жёсткие в общем-то нормы.

«Борей» - самолёт для ближних путешествий и полётов по своему региону с крейсерской скоростью в 160 киломеров в час с расходом от 12 до 16 литров автомобильного бензина в час. Его кабина вполне комфортна для двоих и позволяет взять до 150 килограммов груза в два достаточно габаритных багажника, а хорошая мореходность с возможностью взлёта и посадки на волну до полуметра позволит использовать его не только в реках и озёрах, но и у морских берегов. На «Аэроволге» рассчитывают, что новая амфбия станет популярной среди пилотов.

Сергей Алафинов, Председатель совета директоров НПО «Аэроволга»

Сегодня кризис, сегодня у людей немного изменились ценовые понятия, и мы надеемся как раз, что сегодня «Борей» многим, кто мечтал, допустим о «Робинсоне», но не имеет денег и хочет летать достаточно свободно со своего участка куда-то на водную поверхность или в поля, это может быть «Борей».

Проигрывая вертолёту в объективных показателях взётно-посадочной дистанции и минимальной воздушной скорости, «Борей», тем не менее, со скоростью сваливания около 60км/час и возможностью посадки как на грунт так и на воду, даст фору любому сухопутному самолёту. И хотя среди сухопутных пилотов бытует мнение, что амфибия – она как утка, умеет и летать и плавать, но делает это одинаково плохо, Чернов с этим согласен лишь отчасти

Борис Чернов, главный конструктор «Borey»

Доля правды, она конечно есть. То есть, например, я даже гидросамолёты стараюсь максимально подтянуть под планера, чтобы он был кругленький, обтекаемый. Но у гидросамолёта всегда будут реданы – поперечные, продольные, без которых он никогда не взлетит с воды. И поэтому конечно он всегда немножечко будет проигрывать в скорости такому же самолёту сухопутному. Это правда. Но во-первых немножечко, а во вторых преимуществ у него становится столько.

Например, мало кто помнит о том, что летающая лодка вместо воды может без проблем использовать заснеженные поверхности. Получается тот же самый ареал возможностей - замёрзшие русла рек и все водоёмы также доступны и зимой.

Борис Чернов, главный конструктор «Borey»

Садится на любой глубины снег. Понятно, почему на любой. То есть не меньше 5 сантиметров, там может за камни зацепиться. Выше 5 сантиметров – да хоть 5 метров, он сядет и улетит. Такого преимущества у сухопутного не может быть.

У «Аэроволги» для российских пилотов есть специальное предложение – приобрести «Борей» с авионикой Дайнон 180 и радиостанцией Гармин 795 по специальной стартовой цене в 85000 долларов США.

Сергей Алафинов, Председатель совета директоров НПО «Аэроволга»

Западному покупателю самолёт будет доставаться по цене где-то примерно S125.000. Это в минимальной комплектации. Здесь же мы сейчас говорим о цене на промоушн-акции в $85.000 в комплектации с Дайноном, с Гармином радиостанцией. И после окончания промоуш-акции цена будет установлена где-то примерно в 110.000 долларов.

По данной акции доступно ещё 4 самолёта. Первый взнос – 10% от общей стоимости самолёта, забрать амфибию можно будет к началу лета.

Евгений Максимов, Антон Чекрыгин, FlightTV


Производители авиационной техники ожидают бума продаж. В Китае всё больше и больше развивается рынок частной авиации. Ещё один маленький шажок – разрешили вертолётные экскурсии. И прошла авиационная выставка, на которой было много компаний малой авиации. Казалось бы, всего лишь одна компания, один аэродром, одна выставка. Но представьте, что скоро этот опыт перенесётся на всю страну.

Вертолётные экскурсии вдоль древнейшего памятника Китая набирают популярность день ото дня. Полёт стал единственным шансом избежать столпотворения при осмотре Великой Китайской стены, и пользуется популярностью у иностранных туристов и граждан Китая. Небольшой аэропорт Бодалинг, находящийся у одного из самых посещаемых участков великой стены, ждёт перемен. В ближайшие месяцы власти Китая обещают снять ограничения на полёты лёгкомоторной авиации на высоте до 1000 метров.

Чжоу Юйгуэй, старший менеджер аэропорта «Бадалин»

Как только примут новый закон о воздушном пространстве, увелится количество людей, купивших вертолёт или хотя бы научившихся им управлять. Это очень сильно подтолкнёт всех людей к частной авиации в нашей стране.

Воздушное пространство Китая контролирют ВВС и управление гражданской авиации КНР. В начале этого года регуляторы открыли небо для частных самолётов и вертолётов в трёх городах Китая. Эксперимент признали удачным и решили постепенно распространить его на всю страну. Специалисты утверждают, что это станет поворотным моментом для развития частной авиации. Сейчас частные пилоты в Китае должны проходить достаточно сложную процедуру уведомления и получать разрешения для каждого полёта. С открытием воздушного пространства частные самолёты и вертолёты станут полноценным транспортным средством. Процесс уже идёт. Если в 2013 году в Китае было 387 частных вертолётов, то в 2014 их стало уже 514.

Энди Гилл, глава представительства Honeywell Aerospace

Мы прогнозируем, что в ближайшие пять лет на мировом рынке будет продано порядка 5000 вертолётов. И немалая доля этого пирога придётся на Китай.

По объёмам продаж частных самолётов и вертолётов Китай уже стал вторым в азиатском регионе, уступая лишь Японии. В Китае уже начинают проводить специализированные авиационные выставки для малой авиации. На днях такая выставка прошла в Сиане, где 130 участников представили свою воздушную технику, оборудование, авионику и запасные части для частных самолётов и вертолётов. И, как ни странно, почти все участники были китайские компании, а немногие зарубежные выставлялись через китайские представительства. Карбон, пластик, электронные платы и блоки, воздушные винты, аккумуляторы, приборы контроля, инструменты и авиасимуляторы китайского производства. Не обошлось, естественно, и без авиашоу. Российским частным пилотам вскоре стоит ожидать самолётов и вертолётов китайского производства, а российским производителям воздушной техники открывать представительства в Китае.


Флайт-ТВ расскажет вам старую историю уникального самолёта, которую некоторые успели позабыть... Несколько лет назад центральные каналы показывали репортаж о петербуржце Александре Поддубном и о его самолёте ИЛ-14. Воздушное судно должно было уйти с молотка из-за задолженности по транспортному налогу. Тогда ситуацию удалось приглушить, собрав деньги на частичную выплату с неравнодушных авиаторов и благодаря безвозмездной помощи компании "Хелидрайв". И вот, самолёт вновь арестован.

Человек и самолёт. Александр Поддубный и ИЛ-14П. У них одна история на двоих. И один, и другой достойны отдельного рассказа, каждого можно назвать достоянием российской авиации. Слова красивые, на деле всё не так идеально. Самолёт сегодня не имеет права летать, потому что у владельца нет средств на оплату транспортного налога, но не смотря на это авиатор сохраняет легенду российского флота, с надёждой на будущее, и со своими юными помощниками понемногу поддерживает самолёт в лётном состоянии...

Александр Поддубный, частный пилот, Командир Ил-14П

Работы ведутся, не такими темпами, но ведутся клепальные, покрасочные, смывка, перетяжка рулей, приборное оборудование ещё вот у нас впереди предстоит вся эта проверка. И естественно самолёт поднять. Поднять, облетать, получить лётную годность.

Вот уже несколько лет Сан Саныч, как его называют авиаторы, в списке должников судебных приставов. За 4,5 года задолженность по транспортному налогу составляет почти 3 млн. рублей. Самый простой способ не копить долги дальше - это снять самолёт с учёта, но его хозяин категорически не хочет этого допускать.

Александр Поддубный, частный пилот, Командир Ил-14П

Снятие с учёта - это предоставление, согласно документам. Регламентирующим летную работу - это акт о списании ВС. А в дальнейшем зарегистрировать как гражданское ВС его - это будет невозможно уже.

Сан Саныч не может и не хочет списывать самолёт, который он уже однажды спас из-под разделки в Бурятском авиаотряде. В 93 году ИЛ-14 перелетел из Улан-Удэ в Мирный. В лихие 90-е десятки якутских мальчишек не играли в реальных пацанов, а занимались в аэроклубе у Поддубного. А сам Сан Саныч выручал жителей отдалённых улусов, занимаясь доставкой продуктов и прочих необходимых грузов в местах, где не появлялась государственная авиация. Дальнейшая судьба воздушного судна должна была стать не менее интересной. Ил-14 прилетел в Санкт-Петербург, чтобы стать летающим экспонатом авиационного музея, но тут.. Увы... Не срослось... Кризисы в финансах и в умах чиновников не раз заставляли КВС Александра Поддубного задуматься о продаже верного друга.

Александр Поддубный, частный пилот, Командир Ил-14П

Как только встаёт вопрос о продаже, он начинает болеть и капризничать. Двигатель не запускается. АМГешка бежать начинает, хотя никогда не бежала... 06:56- 07:04 Лучше отдать в хорошие руки, чтобы он не капризничал, чем говорить слово при нём тем более о продаже...

Вот так, как будто о человеке, говорит о своём ИЛ-14 лётчик. И это неудивительно. Ведь Александр Поддубный провел в воздухе всю свою жизнь. Выпускник Черниговского училища служил летчиком-инструктором на МИГ-15 и МИГ-17 уже в Борисоглебском. Он летал и учил летать на реактивных самолётах, но его настоящим, родным стал поршневой ИЛ-14. Как спасти самолёт, о котором так болит душа российского лётчика?

Александр Поддубный, частный пилот, Командир Ил-14П

Если самолёт будет летать, иметь СЛГ. Думаю, люди найдутся, уверен на 100%. Люди заинтересуются. В Европе даже большой интерес есть. Приглашают на выставки.

В беседе с Поддубным наш корреспондент обсуждал разные способы решения проблемы. Один из них - создать собственную авиакомпанию, получить эксплуатанта, довести самолёт до ума и летать. На это нужны деньги, которых нет. Другой вариант, отдать самолёт под крыло аэроклуба или эксплуатанта АОН, чтобы он изредка летал, как, например, его собратья в Европе и США, исторические Дугласы и Юнкерсы, выступающие на авиационных шоу и катающие фанатов. А может, найдутся желающие создать или взять Ил-14 и Сан Саныча в авиационный музей? Сейчас Ил-14 базируется на аэродроме Горелово под Санкт-Петербургом, но для сохранения самолёта Поддубный готов сотрудничать с любым регионом, хоть в Крым, хоть на Дальний Восток.

Александр Поддубный, частный пилот, Командир Ил-14П

Мы готовы рассматривать любые варианты, но самолёт должен наш жить. Я занимался этим в течение пяти двух лет. Письма приходили все отрицательные. Кому нужна ваша рухлядь? Зачем нам головная боль?

Команда «Флайт ТВ» обсудила эту историю с несколькими пилотами, энтузиастами лётного дела. Оказалось, что многие её ни разу не слышали, но почти у каждого нашлась похожая история. Менялись в ней только люди и самолёты. К сожалению, в нашей стране авиаторам приходится нелегко. На примере Сан Саныча, мы видим, что даже если самолёт не летает, налоги всё равно начисляются и КАКИЕ!

Как сохранить историю, как спасти самолёт, а главное - человека? Если у вас есть мысли и предложения, если вы можете помочь, пишите и звоните Сан Санычу или нам. Контакты Александра Алексанровича – на экране. «Флайт ТВ», в свою очередь, обязательно ещё вернётся к этой теме.

Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, Александр Журавский, FlightTV



Спонсор нашего выпуска, компания «АэроВолга», предлагает российским частным пилотам приобрести новую двухместную амфибию «Borey» c двигателем Rotax 912, комплексом Dynon 180 и радиостанцией Garmin по цене 85000 долларов. Кстати, первые 6 машин уже проданы в Европу, и одна из них будет базироваться на одном из красивейших озёр Европы - итальянском Комо, где можно будет пройти учёбу на «Borey» и получить европейскую лицензию на амфибийную летающую лодку.

А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки на фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. В студии был Александр Швыдкин. Увидимся!