Flight TV - Выпуск 32




Первые в России. FAI наградила аэроклуб КВС за вклад в развитие АОН
Читаем про АОН! Вышел юбилейный 250 выпуск журнала "Авиация общего назначения"
"Взлёт России". Федерация авиамодельного спорта проведёт фестиваль в Жуковском
Педали назад? В ДОСААФ России снова временно разрешили летать на автобензине
Прилетайте в Ярославль! 27-29 на аэродроме Туношна пройдёт авиасалон "Авиарегион-2016"
Знакомимся снова. На аэродроме Вихрево поселился частный Як-12А

Текстовая версия выпуска


В эфире очередной выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии по-прежнему Александр Швыдкин, здравствуйте!

Авиасоюз поставил себе главной своей задачей развивать малую региональную авиацию. «Ассоциация гражданской авиации «Авиасоюз» проведёт в Ярославле выставку «Авиарегион-2016»

Не собирался покупать, но когда увидел – я просто растаял. Позвонил и сказал, я его у вас беру. Хотя не было ни денег на этот самолёт. Старый конь лучше новых двух. В Подмосковье появился Як-12А.

Новости авиации!


Впервые почётным групповым дипломом Международной авиационной федерации за признание заслуг коллектива, внёсшего значительный вклад в прогресс развития авиации, награждён российский аэроклуб. По представлению Федерации любителей авиации России диплом получил авиаклуб «КВС», базирующийся на аэродроме «Северка». Диплом коллективу клуба вручил президент входящей в ФАИ Федерации авиационного спорта России генерал-майор Владимир Иванов. Аэроклуб «КВС» был основан в 2000 году группой профессиональных пилотов и любителей авиации и насчитывает сегодня почти 70 членов, активно занимающихся пропагандой малой авиации. За время деятельности клуба подготовлено 34 мастера спорта России, члены КВС являются основой национальной команды по авиаралли. Авиапарк клуба состоит в основном из Як-18Т, ставшего «летающей партой» для многих поколений российских пилотов. Также в парке авиаклуба есть Як-52 и Як-54, а пилотажная группа КВС участвует во многих АОНовских праздниках.



Вышел в свет юбилейный, 250 номер журнала АОН. Его бессменный главный редактор Сергей Арасланов более 20 лет продолжает информировать русскоязычных авиаторов России, Украины и других стран о новостях и новинках в авиации общего назначения. Содержание 250 номера – репортаж о минском аэроклубе ДОСААФ, очередная статья о разработках гениального конструктора авиационной и космической техники Берта Рутана, информационно-аналитические размышления о том, откуда берутся деньги на строительство и финансирование частных аэродромов в США и прочие новости из мира АОН. Журнал по-прежнему доступен беспатно на сайте www.aviajournal.com и распространяются по платной подписке в мобильных приложениях AppStore и Google Play. Также напоминаем о том, что журнал АОН стал выходить на английском языке.



В субботу, 26 марта, на аэродроме Раменское пройдёт авиамодельный фестиваль «Взлёт России», посвящённый 90 летию авиамодельного спорта. Планируется, что на лётном поле соберутся вместе несколько сотен моделистов Москвы и Московской области, чтобы одновременно поднять в небо около 250 авиамоделей различных видов, от простейших метательных планеров до сложных кордовых, радиоуправляемых и даже реактивных моделей. Федерация авиамодельного спорта готовит заявки на регистрацию рекорда по численности одновременно взлетевших моделей в книги рекордов России и Гиннеса. Также одновременно с Жуковским готовятся к проведению мероприятий в Воронеже, Екатеринбурге, Калинграде, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Для того, чтобы посмотреть авиашоу в Жуковском, необходимо зарегистрироваться в качестве сопровождающего лица на сайте федерации авиамодельного спорта России www.fasr.ru Информация о мероприятиях в других городах появится на сайте федерации к середине марта.



В ДОСААФ России вышел новый приказ, подтверждающий, что официально на эксплуатируемых в ДОСААФ воздушных судах из всех видов авиатоплива допущен только произведённый в Польше авиационный бензин Б-91/115. Однако временно до конца этого года в качестве дублирующего и резервного топлива снова разрешили использовать автомобильный бензин. В приложении к приказу указано, что это должен быть бензин класса не ниже Премиум Евро-95 и ряд ограничений по эксплуатации. В частности, не допускается ручное обеднение смеси для Ан-2 и обогащение смеси для Вильг и Яков, запрещаются полёты при температурах окружающего воздуха ниже -30 и выше +30 градусов, а также подниматься более чем на 2 километра.



В прошлом году в Ярославле состоялся авиатурслёт «Золотое кольцо». Более 50 частных бортов прилетело в городской аэропорт «Туношна» на организованное правительством ярославской области трёхдневное мероприятие. Частные пилоты остались очень довольны, а руководство ярославской области пообещало не забывать про авиатуризм. И вот на днях состоялась первое заседание оргкомитета по слёту, который пройдёт с 27 по 29 мая этого года.

В этом году к организаторам слёта присоединилась ассоциация гражданской авиации «Авиасоюз». Основатель и президент ассоциации, Герой России и заслуженный военный лётчик России Алексей Новиков давно болеет душой за авиацию, и после выхода на пенсию решил заняться наименее развитым её участком – малой и региональной авиацией.

Алексей Новиков, Герой России, Президент ассоциации АВИАСОЮЗ

Авиасоюз поставил себе главной своей задачей развивать малую региональную авиацию. Например, в США малая авиация приносит в бюджет 80% от всей авиационной деятельности. В Российской федерации, я думаю, этот процент будет слишком мизерный.

На заседание оргкомитета делегация прилетела на Ту-134 центра подготовки космонавтов, который является партнёром ассоциации «Авиасоюз». Также в состав делегации были генеральный директор авиакомпании «Арктика» Вячеслав Илюшин и президент АОПА-Россия Владимир Тюрин.

В этом году авиатурслёт пройдёт как более масштабное и значимое мероприятие как авиасалон малой и региональной авиации под вывеской «Авиарегион», который был задуман в ассоциации «Авиасоюз» как специализированная выставка. У авиасалона будет две основных цели. Первая - продемонстрировать экспуатантам и частным пилотам авиационную технику отечественных производителей в формате «Сделано в России». Специализированной выставки воздушных судов малой авиации в России до сих пор нет, на МАКСе аоновская техника практически незаметна в рядах больших собратьев, и ярославский авиарегион намерен стать площадкой – аналогом МАКС для малых воздушных судов весом до 5 тонн, где будет на земле и в небе будет продемонстрирована российская техника, а также возможности малой и региональной авиации. Например, авиакомпания «Арктика» предоставит на авиасалон вертолёты Ми-2 в рамках презентации своих туристических и экскурсионных полётов по Кольскому полуострову по программе «Хелифиш».

Вторая цель авиарегиона заключается в том, чтобы показать ярославской молодёжи, как можно стать авиатором и связать свою судьбу с небом.

Алексей Новиков, Соорганизатор авиасалона «Авиарегион-2016»

Самая изюминка наша заключается – это работа с детьми, с молодёжью. В рамках нашего мероприятия мы развернём несколько экспозиций об учебных заведениях образовательных, высших учебных заведениях лётной направленности авиационного профиля, где детишки-ребятишки смогут посмотреть, если им нравится небо, а куда можно пойти, если получить хорошую профессию.

Также свои информационные стенды и экспозиции поставят российские предприятия и эксплуатанты, и дети увидят, куда можно пойти работать после получения авиационного образования. А сотрудники центра подготовки космонавтов прилетят на Ил-76 и будут рассказывать детям, как стать космонавтами.

Про частных пилотов тоже не забудут, и если в прошлом году на слёт прилетело 50 бортов, то в этом году ожидается не менее сотни воздушных судов. Родион Николян обещает, что скучать не придётся.

Здесь будут абслютно те же условия, что и в прошлом году. Это максимальное гостеприимство, культурная программа, скидки, льготы. Только прилетайте. Надо отдать должное и губернатору ярославской области, и аэропорту Туношна, и правительству Ярославской области, и ассоциации гражданской авиации, потому что все единогласно поддерживают идею, чтобы и в этом году для участников и посетителей это мероприятие было максимально бесплатным.

Авиарегион-2016 состоится 27-29 мая, с пятницы по воскресенье, и организаторы приглашают в гости всех желающих - пилотов самолётов, вертолётов и дельталётов. Воздушные суда участников слёта планируется освободить от платы за взлёты-посадки и стоянку, а членам экипажей обещают экскурсии по региону. Правительство области заинтересовано в развитии международного аэропорта Туношна, который открыт для частных пилотов в любое время года. А сам Ярославль – центр золотого кольца, регион, где очень много красивых городов, которые удобно осматривать как с воздуха, так и по земле. Здесь столько достопримечательностей, что каждый любитель авиатуризма надёт себе интересы и путешествия по своему вкусу, времени и пожеланиям.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlighTV



Ведущий: Парк воздушных судов в частной авиации – это десятки, если не сотни различных типов, на любой вкус и кошелёк. Выбор техники огромный, но в тоже время есть самолёты, которые не так-то просто не то чтобы купить, а даже и найти. Особенно если это машины, выпускавшиеся десятки лет назад. В следующем репортаже - один из таких раритетных типов – Як-12А, недавно появившийся на подмосковном аэродроме Вихрево.

Частный пилот Дмитрий Овсянников родом из Ахтубинска. Об этом городе людям, интересующимся авиацией, рассказывать не нужно. Поэтому в 10 лет Дмитрий уже пришёл в местный аэроклуб, в парапланерное звено, а в 11 совершил первый самостоятельный вылет.

Дмитрий Овсянников, частный пилот

Спустя год обучения меня вывезли с остальными ребятами на гору, показали, как поднимать крыло у параплана, как оно летает и стали постепенно поднимать на метр, два, три, потом начала свободно летать. Тем самым заражаясь всё глубже и глубже болезнью «авиация», которая до сих пор меня мучает, а может радует.

Потом были лётная школа, затем МАИ. Пока учился, по выходным и летом сутками пропадал на аэродромах, помогал пилотам покрутить гайки, подкачать шины, убраться – брался за любую работу, лишь бы пилоты брали с собой полетать. Дельталёты, паралёты, Як-18, Вильга, Як-52. Когда душа зовёт в небо, на чём туда лететь – уже не так важно. Так прошли школьные и студенческие годы. Потом, получив в МАИ диплом, Дмитрий с головой ушёл в работу, и не появлялся на аэродромах 7 лет – не было времени.

А дальше была типичная история российского пилота – когда появились средства, купил параплан, потом через пару лет взял паралёт. Несколько лет летал на паралёте, возникло стремление к большим скоростям, более длительным полётам, в том числе с друзьями, и появилось желание купить самолёт. Дмитрий долго нам рассказывал, как выбирал самолёт. Сперва решил купить пайпер каб, но на аэродромах его отговорили, сказав, что заводской самолёт даже 50 летней давности надёжнее и предсказуемее, чем новый, но гаражной сборки. Да и хотелось четырёхместный самолёт, поэтому Дмитрий отказался от Пайпер Каба и стал присматриваться к другим моделям. И больше всего ему понравился Як-12.

Дмитрий Овсянников, частный пилот

Мне казалось, какой-то этот самолёт недоступный для обычного человека, это нужно с какой-то маленькой техники начинать, а тут большой огромный самолёт, к которому страшно было подойти. Люди знающие рассказали, показали, что самолёт, ну как и любая техника, требует внимания, но сложности в обслуживании особо большой не вызывает.

И Дмитрий решился, и купил ЯК-12М. Разработанный в 1954 году на базе созданного ещё в 46 году Як-12, самолёт обладает просторным пятиместным салоном, за счёт удлиненной задней части фюзеляжа багажник Як-12М более полутора метров, а если сложить заднее сидение, то можно перевозить и двухметровые грузы. Дмитрий стал активно участвовать в перелётах с друзьями по подмосковью и центральному региону, и тут выяснился недостаток – у Як-12М жёсткие предкрылки и крейсерская скорость 140 километров в час и максимальная 175, и особо на нём не разгонишься. Дмитрий стал узнавать обо всех модификациях Як-12, и выяснил, что у следующей модификации Як-12А крейсерская скорость уже 180, а максимальная – 240 километров в час. У обеих модификаций один и тот же двигатель – Аи-14, а разница достигается за счёт усовершенствованного автоматического предкрылка.

Были у Як-12А разработки 1958 года и другие плюсы по сравнению с Як-12М

Дмитрий Овсянников, частный пилот

Начнём с носа – у него другой капот. Капот меньше на Як-12А, ниже, у Як-12М вообще никакого обзора – приходится либо из окна в форточку выглядывать, либо рулить змейкой. У Як-12А одно крыло, с более жёстким подкосом, трапецевидное, и автоматическим предкрылком.

Были и другие отличия – так, у Як-12М – ручка, у Як-12А – штурвальное управление, что Дмитрию показалось более удобным. Ещё ему понравилось, что конструктивно все модификации Як-12 оказались очень удачными. Например, по данным из Википедии с 1957 по 1968 году с Як-12 произошло 16 катастроф, из которых лишь одна произошла из-за конструктивного недостатка вследствие усталостного обрыва верхнего троса управления рулём высоты. А все остальные – из-за человеческого фактора. Менять Як-12 на другой тип Дмитрий не захотел, и стал искать на замену своему Як-12М Як-12А. В России такой самолёт в лётном состоянии никто не продавал, и интернет-форумы вывели Дмитрия на польский аэродром.

Дмитрий Овсянников, частный пилот

Честно, не собирался покупать, но когда увидел – я просто растаял. Позвонил и сказал, я его у вас беру. Хотя не было ни денег на этот самолёт. Второй самолёт я на тот момент продавать не собирался. Сказал - покупаю, хотя не знал, как это сделать.

Дмитрию помог, одолжив денег, его друг Анатолий Скороваров. Они вместе поехали в Польшу посмотреть самолёт, он оказался в хоршем состояниии. После покупки на двух машинах привезли его из Польши в Подмосковье. На месте Дмитрий добавил на киль портрет Александра Невского и зарегистрировал его как ЕЭВС в честь полководца.

Дмитрий Овсянников, частный пилот

Постройка 59 год этого самолёта. Он сразу же служил в ВВС. В принципе у меня есть все тех лет, лётные книжки, осмотров, различных замен агрегатов, всё сохранилось. С 65 по 68 возил командующего, у него салон был сделан. Восстановление оригинального салона, цвета, обшивки. После он летал в медицине. Был абсолютно белого цвета.

Историю своего самолёта Дмитрий знает полностью. После приказа о списании в начале 80х годов пилот, который на нем летал, выкупил этот Як-12А и продолжил летать на нём в коммунистической Польше в частном порядке. Затем этот самолёт перекупил друг лётчика – гражданский пилот польских авиалиний, и летал на нём на работу со своего придомового участка на варшавский международный аэродром. Но когда самолёту исполнилось 55 лет, решил его продать – ежегодные техосмотры, поверка приборов, отсутствие низкооктанового автомобильного бензина – в евросоюзе летать на серийных возрастных самолётах накладно.

В России же с единичным экземпляром воздушного судна проблем нет. Его планер и двигатели хорошо знакомы техникам советского ДОСААФ, запчасти они относительно дешёвые и их пока ещё много. Полотняная обшивка самолёта требует перетяжки раз в несколько лет, что затратно, но с другой стороны при желании можно легко осмотреть силовые элементы и провести дефектоскопию. Развал-схождение колёс основных опор шасси сделаны таким образом, что Як-12 оптимизирован под грунтовые аэродромы, а на бетон и асфальте у него быстро стираются пневматики. Но твёрдое покрытие на российских аэродромах АОН – это скорее исключение, и даже где оно есть, как правило всегда имеется и грунтовая полоса. Единственная сложность – топливо. У АИ-14 чем ниже октановое число бензина, тем лучше работает двигатель. Идеальный для него АИ-76 у нас давно уже не продаётся, а крайние полгода Дмитрий не может найти на подмосковных заправках и АИ-80, поэтому перешёл на АИ-92. Расход в районе 50 литров в час Дмитрия не пугает. Есть некоторое неудобство при заправке – горловина бака в крыле сверху, а поскольку Як-12 высокоплан, нужна стремянка или умение ходить по лонжеронам, зная, куда наступать. Но любимому самолёту это простительно. Дмитрий после двух лет эксплуатации Як-12А не планирует менять эту модель, а возраст ему не помеха – как говорит, ещё и детям останется.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

А я с вами прощаюсь. Подписывайтесь на наш канал в Ютубе и ставьте нам лайки в Фейсбуке. В студии был Александр Швыдкин. Увидимся!