Flight TV - Выпуск 35






Aircraft Interiors. Как нас будут возить на регулярных рейсах.
Воронежский «Стражник». Минприроды России купило первый автожир.
Вперёд в будущее? Взлетел первый прототип по-настоящему летающей доски.
На замену вертолётам? Волокоптер VC200 совершил пилотируемый полёт.
Гавайские каникулы. Solar Impulse 2 продолжает свою кругосветку.
Frontline Avionics. Переходим на следующий уровень.
 

Текстовая версия выпуска


В эфире очередной выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии по-прежнему Александр Швыдкин, здравствуйте!

Новости авиации!

Вот прямо сейчас в воздухе находятся не менее семисот тысяч человек. А в всего в 2016 году авиакомпании мира перевезут более трёх миллиардов пассажиров. И все заинтересованы в том, чтобы полёт был более комфортабельным и приятным. Узнать, как они заботятся об этом, можно было на выставке «Эйкрафт Интериорс Экспо» и конференции «Пэссенджер Экспириенс».

История выставки началась в 2000-м году в Каннах, но уже с 2002-го она проходит в Гамбурге – рядом с заводом «Эрбаса» и базой «Люфтганза Техник». С 2013-го к выставке присоединилась конференция «Пэссенджер Экспириенс», где профессионалы делятся своим опытом.

О чём же заботятся авиаперевозчики и что им предлагают производители оборудования для салонов самолётов? Выставка открылась презентацией новой концепции салонов «Эрбас» на примере «А330нео». Увеличенная на две трети вместимость багажных полок и стильная входная зона создают новое впечатление от самолёта. Также «Эрбас» предлагает новые решения для А321 и А380.

Экспоненты представили оборудование, которое, возможно, не так заметно для пассажиров, но тоже повышают комфорт. Например, японская «Ти-Эйч-Кей» показала пример использования её электромоторов для изменения шага и ширины кресел.

На «Эйкрафт Интериорс Экспо» можно было познакомиться с «изнанкой» индустрии комфорта – производителями и поставщиками кресел и других комплектующих для салонов, тележек, бортового питания, вин, подушек и пледов… Обычный пассажир этого не замечает, но именно эти детали формируют его представление о перелёте.

Уже скоро то, что было представлено в Гамбурге, мы увидим на борту самолётов, выполняющих регулярные рейсы.



Министерство природы России закупило у компании «АвтоГиро Руссланд» автожир, который уже приступил к работе в Воронежском биосферном заповеднике. Летательный аппарат прошёл все необходимые регистрационные процедуры, получил собственное имя «Стражник» и будет следить за пожароопасными ситуациями на охраняемой территории. Также помимо мониторинга гироплан будет применяться для учёта численности животных. Как отметили работники заповедника, теперь эти задачи можно выполнять значительно легче и эффективнее. Двухместный автожир представляет собой смесь лучших технических особенностей самолёта и вертолёта. Панорамное остекление даёт широкий угол обзора, а относительно небольшие дистанции разбера и пробега дают большие возможности для работы с грунтовых площадок. Как сообщила пресс-служба заповедника, при первом же облёте территории возле одного из посёлков был обнаружен пал травы и тростника. Этот автожир – первый в системе природоохранного ведомства, и если он зарекомендует себя с лучшей стороны, Минпророды планирует увеличивать применение воздушной техники авиации общего назначения.



Французский изобретатель Фрэнки Сапата, пять лет назад подаривший миру летающую доску, работающую от водомёта обычного гидроцикла, презентовал полностью автономную летающую доску FlyBoardAir. В первом испытательном полёте Фрэнки поднялся на высоту около 30 метров и почти четыре минуты летал над озером, разгоняясь до 55 километров в час. Со слов изобретателя, новая летающая доска способна подняться на высоту до трёх километров и развивать скорость до 150 километров в час. Топливный бак крепится на спине пилота, запаса горючего, тип которого пока не сообщается, хватит на 10 минут. В отличие от презентованного в прошлом году японского скейтборда Лексус, который может парить только над специальным магнитным полем, летающая доска Фрэнки Сапаты полностью автономна и может использоваться как для простых полётов, так и в скайдайвинге и бейсджампинге. Как отметил изобретатель, его новое детище находится пока ещё в стадии разработки, выпускать его в серийное производство в 2016 году не планируется. О предполагаемой стоимости FlyBoardAir и станет ли эта доска наконец-то аналогом давно ожидаемого экстремалами Ховерборда из знаменитого фильма «Назад в Будущее», также ничего не известно. Но что технологическое будущее приближается с каждым днём – это уже факт. И вполне вероятно, что уже всего через несколько лет мы увидим появление новых категорий частных пилотов.



Ещё один маленький шаг к новому технологическому будущему – в Германии совершил первый пилотируемый полёт Волокоптер VC200. Испытателем стал управляющий директор компании-разработчика E-volo Александр Цозел. Он оторвался от земли на 20–25 метров, кружил на аэродромом в течение нескольких минут, после чего успешно приземлился. Базирующаяся в городе Карлсруэ разработчик позиционирует двуместный мультикоптер как новый вид личного летающего транспорта, который в будущем может использоваться в качестве городского "аэротакси". Летательный аппарат оснащён 18 электродвигателями и парашютной спасистемой на крайний случай, хотя, по заверениям создателей, может продолжать штатный полёт при отказе до 6 двигателей. VC200 способен развивать скорость до 100 км/ч и подниматься на высоту до двух километров. Запаса литий-ионных аккумуляторов при существующей на сегодня технологии хватает на час полёта, но в будущем это время, естественно, увеличится за счёт более энергоёмких источников. Управлять E-volo так же легко, как обычным беспилотником: высота полёта, повороты и горизонтальное движение регулируются обычным джойстиком и сенсорным экраном. У мультикоптера полностью отсутствует традиционная «механика», а несколько независимых резервных бортовых компьютеров обеспечат наивысший уровень электронной надёжности. Также большой плюс E-Volo в условиях плотно заселённой местности по сравнению с классическими вертолётами - практически бесшумный полёт, а также полное отсутвие потребности в какой-либо специальной инфраструктуре, и возможность подзарядки от любой розетки. По словам Цозела, "сбылась мечта людей о личном повседневном воздушном транспорте". О стоимости и сроках поставки первых серийных пассажирских мультикоптеров пока не известно. Зато производитель сообщил, что для обучения пилотированию мультикоптера достаточно всего пяти часов подготовки. Также предполагается, что GPS будет обеспечивать автоматическую навигацию и защиту от столкновения с другими судами и наземными объектами, то есть в теории пассажирским мультикоптерам будет не нужно диспетчерское обслуживание. Но при массовом распространении придётся разрабатывать для них правила мультикоптерного движения.



Самолёт Solar Impulse 2 продолжил кругостветный перелёт вокруг Земли. Напомним, что в это путешествие он отправился ещё 9 марта прошлого года из Абу-Даби, но в июле застрял на Гавайях из-за поломки солнечной батареи. Разработчики и техники самолёта не сообщили, почему на ремонт батареи им потребовалось более девяти месяцев, и насколько быстрее она была бы отремонтирована, если бы самолёт сломался не на тропическом острвое, а, к примеру, где-нибудь на Аляске. Напомним, что этот одноместный винтовой самолёт с массой 2300 килограммов и размахом крыла в 72 метра, что больше, чем у Боинга 747, может круглосуточно лететь на высоте до 9 тысяч метров с крейсерской скоростью до 140 километров в час, используя для полёта только солнечную энергию. Совокупная мощность его четырёх электродвигателей – 70 лошадиных сил. При предыдущем перелёте из Японии на Гавайи пилот Андре Боршберг установил два мировых рекорда - провёл в воздухе без посадки 4 дня 22 часа, и это был самый долгий одиночный полёт.



ВЕДУЩИЙ: В конце позапрошлого года мы познакомили вас с компанией Фронтлайн авионикс, перспективным авиационным стартапом, занимающимся пилотажно-навигационными комплексами и приборами контроля двигателей. Компания развивается и не стоит на месте, их прибор Glance Efis устанавливается на десятках типов воздушных судов – от дельталётов до Як-52. Что нового было у компании в 2015 году и какие планы на 2016 – смотрите в следующем репортаже.

В своих программах мы не раз рассказывали об отечественной компании Frontline Avionics. Специалисты-схемотехники, они же инженеры и пилоты Владимир Соколов и Евгений Кондратьев разрабатывают уникальные приборы, без которых жизнь современного пилота была бы не такой комфортной. Что нового удалось сделать, а так же как всё это работает, что называется от первого лица, от частного пилота Виктора Михайлова.

Виктор Михайлов пилот и путешественник, пролетевший на своём Скайренджере до Диксона и обратно, знает цену точным показаниям приборов. Со своим «Северком» они на себе ощутили самые разные метеоусловия и расстояния. С начала этого года в полётах Виктора его основным навигационным прибором стал выпускаемый фронтлайном Glance Efis. По ощущениям, вещь удобная, говорит лётчик.

Виктор Михайлов – частный пилот

Использую его в основном как визуальное направление, т.е. прибор, указывающий курс, попутно с планшетом, т.е. прибор у меня, как по направлению курса он основной.  Помимо этого постоянно включен авиагоризонт. По нему очень удобно видеть вертикальное снижение и набор высоты.

Виктор самостоятельно установил прибор на самолёт, но при этом чётко взаимодействовал со специалистами компании. В его перелётах, длившихся порой по 10 часов, прибор зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Виктор Михайлов – частный пилот

На самом деле очень важны параметры полёта, которые прибор показывает достойно. Я сравниваю с другими показаниями. Вот скорость gps, путевая скорость Флайт Авионикс показывает всё четко. Поскольку у меня подведено к прибору динамическое давление, то он показывает и путевую, и воздушную скорость. На мониторе очень удобно сравнивать с будильниками, например, скорость, с которой самолёт летит либо попутно, либо встречно.

Компания Frontline Avionics зарекомендовала себя на российском рынке, как надёжный партнёр, разрабатывающий качественные навигационные и пилотажные приборы, бортовые регистраторы и многое другое. За год удалось усовершенствовать существующий функционал возможностей прибора.

Евгений Кондратьев – сооснователь Frontline Avionics

Из основных нововведений у нас – отображение зон воздушного пространства, включая запретные и контролируемые, новая навигационная база данных. Мы можем подключить и Джепсон, и брифинг плюс и т.д. Мы сделали несколько новых модулей для подключения двигателей. В частности М14П и двигатель Ротакс новый инжекторный. Стандартные ротоксы подключаются без дополнений.

Следует отметить, что с самого начала создания прибора разработчики добавили в функционал самописец, который записывает всю информацию, проходящую по сети данных.

Евгений Кондратьев – сооснователь Frontline Avionics

Прибор построен на шине с окрытой архитектурой. Информация между всеми модулями передаётся по сети кан аэроспейс. Самописец слушает все сообщения этой сети и записывает на карту. Записывает в формате nmia, который принимается сервисами google и планета земля. Этот формат позволяет расширять его и добавлять строки, которые относятся к производителю и мы в эти строки записываем параметры, не относящиеся к навигации, как то температуру, обороты двигателя, крены и остальные пилотажные… воздушную скорость и так далее.

Glance Efis – универсальный комплекс, и подходит для навигации любых типов летательных аппаратов, начиная от дельталётов и заканчивая скоростными самолётами с диапазоном измерений воздушной скорости до 550 километров в час и высоты полёта до 10 километров. А его классический российский авиагоризонт с обратной индикацией и функциями передачи перегрузки подходит даже для выполнения фигур высшего пилотажа.

Евгений Кондратьев – сооснователь Frontline Avionics

Наш авиагоризонт уже полтора года летает на пилотажном самолёте и все фигуры пилотажа, которые делает Як-52, он отрабатывает нормально. Все бочки, колоколы и всё такое, никогда не было сбоев и авиагоризонт всегда восстанавливается после завершения пилотажной программы.

Установка прибора в самолёты с Ротаксом очень простая. В комплектации Glance Efis стандартные датчики под стандартные входы, и пилоты, обслуживающие свой самолёт самостоятельно, могут самостоятельно подключить системы воздушных сигналов. Если же прибор устанавливается на М-14П, где девять цилиндров, то здесь может потребоваться помощь механика. Поскольку Glance Efis – прибор российский, он рассчитан на бесперебойную работу до -30 градусов, а электронные компоненты расположены по схеме, исключающей какие-либо взаимные помехи при вибрациях кабины, и покрыты специальным защитным лаком, исключающим влияние конденсата.

Евгений Кондратьев – сооснователь Frontline Avionics

Всё, что там есть, оно позволяет нам быть спокойными за работу прибора зимой и самое главное, на переходах через ноль, потому что когда он стоит на аэродроме и там то -2, то +2, то -2, то +2, влага и конденсат вот по крайней мере последние 2 года в установленные приборы на самолётах показывают, что мы в своих расчётах не ошиблись. Сбоев, по крайней мере выходов из строя не было.

Для владельцев воздушных судов с двигателем М-14П у «Фронтлайн авионикс» также есть предложение по установке собственных восемнадцати авиационных термопар, изготавливаемых по их проекту на одном из крупнейших российских предприятий, которое много лет делает температурные датчики.

Евгений Кондратьев – сооснователь Frontline Avionics

Мы делаем термопару под свечу для головки цилиндров и термопару на выпуск. Сразу отвечу на вопрос про железные штыри – они сделаны для того, чтобы отвести изоляцию от горячей зоны. Штыри могут гнуться, изгибаться, и уладываться так, как это удобно. Их можно закрепить, они тем самым снижают вибрацию, и защищают изоляцию. Изоляция хорошая, всё правильно сделано, по ГОСТам, этот датчик даже находится в госреестре. Срок службы по ГОСТу, гарантию, ОТК. Датчики производятся, заказывайте, мы можем произвести их в любых количествах и в относительно сжатые сроки.

Ну и вопрос, который сейчас частных пилотов волнует не меньше, чем функциональность – это цены. Поскольку Glance Efis выпускается в России, они минимальны по сравнению с аналогами, и вполне приемлемы для всех категорий частных пилотов. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте компании.

Евгений Максимов, Ольга Кузнецова, Игнат Соловей, FlightTV

А я с вами прощаюсь, ставьте нам лайки в Фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. В студии был Александр Швыдкин. Увидимся!