Flight TV - Выпуск 36




Реквием Михаилу Фариху. Ушёл из жизни лётчик, учитель, первопроходец.
Налоговый авианадзор. На Балеарских островах подсчитали недвижимость с воздуха.
Полетали для детей. На аэродроме Мячково прошёл авиационный праздник «Мне бы в небо».
Следствие завершено. АУЦ «Крылья Невы» обвиняют в совершении 70 преступлений.
Военные технологии – частным пилотам. В России разработана уникальная бортовая система, предупреждающая ошибки пилотирования.
Азы обучения. В Москве прошёл круглый стол, посвящённый развитию юношеских планерных школ.

Текстовая версия выпуска


В эфире очередной выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии по-прежнему Александр Швыдкин, здравствуйте!

Уже две недели нет с нами Михаила Фариха. Михаил погиб не один, но мы почтим его память, потому что все сотрудники нашего проекта имели счастье быть знакомы именно с ним. Весной 2012 года, когда в Буньково провожали в последний путь погибшего Игоря Севбо, в интервью нашей съёмочной группе Михаил задался вопросом – «Уж если и такие разбиваются, нам-то что делать?». Страшно больно, что теперь этот вопрос Михаила звучит по отношению к нему самому. Ушёл из жизни большой мудрый человек, лётчик, учитель, первопроходец, неустанный пропагандист культурного и безопасного летания. Потеря невосполнима, но всё, что сделал Михаил Фарих для российской авиации общего назначения, будет служить и помогать лётчикам. Покойся с миром, пилот!

Военные технологии – частным пилотам. Реальность далёкого будущего? Нет, уже сегодняшнего дня.

Василий Ахрамеев, лётчик-испытатель, гендиректор ЗАО «Техавиакомплекс»

…мы разрабатываем комплекс для обеспечения безопасного маловысотного полёта, который обеспечивает навигацию, самолётовождение и активное обеспечение безопасности полётов.

Компания «Техавиакомплекс» при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России проводит лётные исследования прототипа бортовой системы для обеспечения безопасности полёта.

Обучение молодежи, правовую легальность, технические вопросы и многое другое обсудили на круглом столе, посвящённом развитию юношеских планерных школ.

Бензин Б-91 для двигателей Лайкоминг. Качество, проверенное временем!

Новости авиации:

Испанские власти обратились к частным пилотам для поиска жилых домов и прочих строений, построенных на Балеарских островах и незарегистрированных в налоговой службе. Самолёт малой авиации пролетел над архипелагом и сфотографировал все расположенные на поверхности сооружения, а сейчас налоговики сверяют их со своим реестрами. По предварительным данным, обнаружено более двадцати двух тысяч незадекларированных объектов, в том числе почти две с половиной тысячи бассейнов. Владельцы недвижимости в Испании должны выплачивать налог в городскую казну, который рассчитывается исходя из размера и стоимости собственности. По факту выяснилось, что многие хозяева провели в своих домах реконструкцию, добавили бассейны и служебные постройки, однако утаили это от налоговых органов. Балеарские острова — архипелаг в Средиземном море, расположенный рядом с восточным берегом Пиренейского полуострова. В архипелаге находятся известные среди российских туристов и владельцев зарубежной недвижимости Ибица, Мальорка, Менорка и Форментера.



На аэродроме Мячково состоялся авиационный праздник «Мне бы в небо». Целью события было привлечение детей-сирот и детей из неполных семей Москвы и Московской области в мир авиации. Также на аэродром приехали ученики авиационных классов подмосковных школ и лицеев. Всего на празднике, по данным организаторов, собралось более 1000 детей. В небе летали частные Ан-2, Як-54 и хаски, крутили фигуры высшего пилотажа текнамы «Челавиа». Гвоздём программы стало выступление авиационной группы военно-космических сил России «Русские витязи» на истребителях Су-27.


Следственный комитет России завершил расследование дела гендиректора "Крыльев Невы" Андрея Кочарыгина. По итогам почти трёхлетней работы руководителя этого авиационно-учебного центра обвиняют в совершении 70 преступлений, связанных с коммерческим подкупом. Как считают следователи, Кочарыгин с конца 2009 года по начало 2013 незаконно изготовил документы о прохождении курса обучения для 53 человек, которые в дальнейшем получили квалификацию пилота-любителя и пилота коммерческой авиации, и получил за эти документы около шести миллионов рублей. Всего в ходе расследования этого дела было опрошено более 450 свидетелей, которые проходили обучение в компании "Крылья Невы". По результатам этих опросов, следователи возбудили 13 уголовных дел в отношении пилотов, которые, по их мнению, получили свои удостоверения за денежное вознаграждение.

Ведущий: Все знают о системах предотвращения опасных сближений в воздухе и столкновения с землёй. Как правило, это военные системы, использующие малогабаритные радиолокационные станции. А вот в компании «Техавиакомплекс» приступили к финальной стадии испытаний аналогичной системы, но разработанной специально для авиации общего назначения. Подробности – в нашем следующем материале.

Летать комфортно и безопасно. Вот так коротко и ясно можно озвучить задачи новой бортовой системы. Лётчики-испытатели ЛИИ им. Громова завершили первый этап испытаний авиационного комплекса, который способен обнаружить ошибку пилотирования лётчика, проинформировать его об этой ошибке и предложить варианты исправления, а если пилот по какой-то причине этого не сделает, то вмешаться в управление с целью предотвращения опасных и чрезвычайных ситуаций... Что особенно приятно, этот комплекс разработан специально для авиации общего назначения.

Василий Ахрамеев, лётчик-испытатель, гендиректор ЗАО «Техавиакомплекс»

К сожалению, по статистике 90% всех авиационных происшествий обусловлены именно человеческим фактором. Это главная причина авиационных происшествий сегодня.

Макетный образец новой бортовой системы проходит испытания на самолёте С42 «Икарус». Испытания системы на режимах, в которых самолёт вводился в опасные условия, показали положительные результаты - и это неудивительно. Ведь это совместная работа молодых инновационных компаний под эгидой флагманов российской авиационной промышленности и науки.

Василий Ахрамеев, лётчик-испытатель, гендиректор ЗАО «Техавиакомплекс»

Это ведущее предприятие радио электронной промышленности, курское предприятие «Авиаавтоматика» им. Тарасова, Раменское приборостроительное конструкторское бюро, «ВАИС-Техника», «Техавиавиакомплекс». Локационный бортовой комплекс для этого комплекса делает московский авиационный институт. По системе технического зрения привлекается институт прикладной математики им. Келдыша.

Немаловажный факт, что данное оборудование - модульное. Исходя из требований пилота, можно установить тот функционал, который необходим. Поскольку этот прибор сделан у нас, базовый язык комплекса - русский, а для пилотов из других стран есть функция выбора английского языка. Также по желанию в системе можно установить любой язык – хоть китайский, хоть мадьярский. Уже сегодня пилоты- любители могут оценить функционал прибора. Новая бортовая система была представлена на МАКС-2015 и по итогам авиасалона показала значительную заинтересованность со стороны как российских, так и зарубежных авиаторов. На сегодняшний день продукт соответствует всем требованиям мирового рынка.

Артём Зинченко, разработчик системы, главный конструктор АО «РПКБ», гендиректор ООО «ВАИС-Техника»

Эта технология пришла из военной авиации. Они предупреждают об ошибках пилота, не дают выходить за ограничения. В авиации общего назначения этого не было раньше.  Мы эти алгоритмы применили здесь. Поставили часть дополнительных датчиков и теперь наша система предупреждает пилотов о том, что он приближается к каким-то аварийным значениям. Рекомендует маневр, что ему надо делать, когда он попал во внештатную ситуацию, что надо делать, чтобы выйти из этой ситуации. В будущем мы это разовьём до автоматического режима.

В ближайшем будущем планируется подключение бортового комплекса к автопилоту и система защиты станет не только информативной, но и получит возможность активного вмешательства в управление для отвода воздушного судна от препятствия, как на военных и гражданский самолётах.

Сергей Ангельчук, Первый заместитель генерального директора ЛИИ им. Громова

Радует, что он обеспечивает очень высокую информативность. То управляющее поле, которым пользуется пилот, становится намного качественнее. Я учился на комплексе предыдущего поколения. Такой информации о местонахождении, пилотажной информации у нас не было. Это только может радовать.

Уникальный антибликовый экран – отечественная разработка, обеспечивает отличную видимость всех параметров комплекса даже в яркую солнечную погоду. Большой крен, тангаж, сваливание, штопор... потеря пространственной ориентации во время полёта... Попадания во все эти критические ситуации можно избежать, сохранить самолёт, а самое главное - человеческую жизнь.

Василий Ахрамеев, лётчик-испытатель, гендиректор ЗАО «Техавиакомплекс»

Мы надеемся, что результаты этой работы должны привести к существенному снижению аварийности, что особо важно для малой авиации, потому что уровень техники пилотирования для частных пилотов, имеющих маленький налёт. Эта система очень важная. Она будет помогать лётчику, экипажу  избежать опасных ситуаций.

Модульный комплекс можно устанавливать на любой тип воздушных судов. Раменское приборостроительное конструкторское бюро, создает на территории аэродрома «Раменское» свой Технический центр, где будет производить установку новых бортовых комплексов на воздушные суда заказчиков, а так же осуществлять их техническое обслуживание.

Василий Ахрамеев, лётчик-испытатель, гендиректор ЗАО «Техавиакомплекс»

Данный комплекс является лидером программы импортозамещения для того, чтобы на нашем рынке существовал отечественный продукт, который заменит Гармин, Дайнон и другие бортовые комплексы, обеспечивающие на сегодняшний день рынок малой авиации. Я думаю, что нам удастся сделать уже в серийном варианте этот комплекс минимум в 2 раза дешевле, чем аналогичная продукция зарубежного производства.

Версию комплекса, позволяющую осуществлять навигацию и самолётовождение в сложных условиях и ночью до высоты принятия решения 50 метров можно купить уже сегодня, а в июне начнутся продажи полной версии системы с радаром и модулем предотвращения опасного сближения и столкновений, который будет брать на себя управление в кризисной ситуации.

Василий Ахрамеев, лётчик-испытатель, гендиректор ЗАО «Техавиакомплекс»

861_0869 08:00 в максимальной комплектации данный комплекс обеспечит полную высокоэшелонированную оборону от опасных ситуаций. То есть сначала идёт предупреждение, индикация – что делать, или что сделано неправильно. Если лётчик бездействует и не принимает необходимых мер для предотвращения опасной ситуации, то включается автоматический режим вывода самолёта из этой опасной ситуации

Подробную информацию о новой разработке, её стоимости и уточнить детали установки на ваше воздушное судно можно получить у разработчиков в ЗАО «Техавиакомлекс» и ООО «ВАИС-Техника».

Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

ЗАО «Техавиакомплекс» www.techavia.ru +7(495)556 55 53

ООО «ВАИС-Техника» www.wisetech.pro +7(495)720-34-27



Ведущий: Федерация планерного спорта провела круглый стол на тему: «развитие юношеских планерных школ». Представители из разных регионов нашей родины делились опытом работы с молодёжью, а так же обсуждали проблемы, которых, к сожалению, меньше не становится.

Мечта о небе начинается с детства… Однако воплотить её в реальность у многих, к сожалению, получается только в зрелом возрасте. .Однако в некоторых регионах у нас живут настоящие волшебники, которые делают небо доступным для молодых ребят и девчат. Это люди, которые сделали у себя ЮПШ – юношеские планерные школы, где летают школьники. Одна из таких школ находится в Тверской области, в городе Старицы

Андрей Даванков, руководитель аэродрома Старица

Дети все мотивированы. Там и парни, и девчонки есть. Они видят себя в большой авиации. Кроме того Старица небольшой город, хотя Тверская область – авиационная, поэтому они видят себя в авиации и с удовольствием идут учиться. На занятиях не скучают, формулы пишут. Все это им нравится, на аэродроме с удовольствием бегают.

АУЦ «Обнимая небо», где особое внимание уделяется подготовке молодых планеристов, - пример того, что не смотря на все «НО», можно двигаться вперед. Как это сделать? Что для этого нужно в материальном, техническом и правовом аспектах… Об этом говорилось на круглом столе, посвящённом развитию Юношеских планерных школ.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор СибНИА

Мы восстановили весь документооборот и методики, которые были приняты в СССР. Попытались это всё систематизировать и разработать, как для выпускающих , так и для инструкторов.

Круглый стол собрал представителей из Твери, Ярославля, Казани, Калининграда, Пензы, Новосибирска, Уфы, Харькова, Лысьвы, Гаврилов-Яма и других уголков России. Все, кто имеет опыт по созданию и работе юношеских планерных школ делились опытом. Обсуждали проблемы и, конечно, способы их решения. Главным вопросом у собравшихся стал, пожалуй, юридический. Сегодня в российском законодательстве нет законов, регламентирующих деятельность юношеских планерных школ. А поскольку работать в правовом вакууме под постоянным риском отвечать перед прокурорами и родителями обучаемых детей готовы немногие, отсюда и причина малочисленности данных заведений.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор СибНИА

Ребёнок, который едет на трёхколёсном велосипеде по улице, формально является участником дорожного движения. Но тем не менее он ничего не нарушает, и здесь такая же ситуация. Законодательного решения ситуации ждать не стоит, у нас никто не возьмёт на себя ответственность посадить ребёнка в кабину, поэтому нужно действовать самостоятельно. Когда ребёнок ездит на специальном поле в картинге, его гаишник палкой ведь не тормозит.

Второй по значимости вопрос, который обсуждали на круглом столе – материальная составляющая. На сегодняшний день ЮПШ – перспектива не то, чтобы очень дорогая, но сотней-другой тысяч тут не обойдёшься, а если делать полноценную школу, то и миллиона рублей не хватит.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор СибНИА

По нашим расчётам сегодня необходима лебёдка. Сама по себе лебёдка базируется на автомобиле ГАЗ63. Чертежи у нас есть, мы можем изготовить по заказу. Это будет порядка 100.000 руб. Для функционирования ЮПШ необходима лебёдка плюс 5 планеров. Каждый планер стоимостью 350.000 рублей. Порядка трёх инструкторов будут обучать около 60 ребятишек в год летать на планерах.

Ежегодные расходы на содержание подобной школы составят порядка 1,5- 2 млн. рублей. Много это или мало в современных реалиях российской действительности? Хотя с другой стороны… Сколько может стоить детская мечта? И поэтому, несмотря на трудности, в России сейчас работает более десятка планерных школ, от Калининграда до Новосибирска. А далее на восток почему-то нет ни одной ЮПШ.

Но вернёмся от философии к реальности. «Старица - Авиа» - одна из немногих действующих школ, работает и пытается преодолеть трудности, в том числе и в правовом поле.

Андрей Даванков, руководитель аэродрома Старица

Есть проблема в том, что пилотские свидетельства Росавиация у нас не признаёт, ДОСААФ не признаёт, но хотя бы в области планерного спорта эту проблему можно решить. И этот АУЦ создаётся для того, чтобы развивать планерный спорт и получать лицензии.

Юношеская планерная школа в Терской области была открыта 2 года назад, сегодня здесь хорошая материальная база. Лебёдка конструкции Игоря Волкова и планеры Бро, но и тут Старица не стоит на месте и думает о новинках.

Андрей Даванков, руководитель аэродрома Старица

Мы разрабатываем сейчас совместно с Харьковским институтом планер первоначального обучения, такие пластиковые блочной системы, собрал и готово. К сожалению, у них сейчас революция и разработка задерживается, но никто из проекта не выходит. В этом году первый экземпляр полетит уже и будет представлен публике.

Выпускники ЮПШ не обязательно становятся пилотами, кто-то впоследствии идёт учиться в авиатехники, на конструкторов летательных аппаратов и в иные профессии, связанные с небом. Но самое главное, как показал советский опыт – многие из тех, кто начал летать с детства, впоследствии по мере своих возможностей становятся частными пилотами. И те энтузиасты, которые, несмотря на проблемы, сегодня сделали или собираются сделать юношеские планерные школы, готовят для нас смену тех, кто потом пополнит ряды АОН.

Ольга Кузнецова, Игнат Соловей, FlightTV.

«Полную видеоверсию всех выступлений круглого стола смотрите в Ютубе на канале Федерации планерного спорта http://www.youtube.com/watch?v=4lfciDxtvE8

======================

Ведущий: Среди некоторых авиаторов бытует мнение, что работа пилотов гражданской авиации достаточно простая, и что они превратились чуть ли не в операторов, которые следят за автопилотом. На эшелоне при нормальной работе всех систем это может быть похоже на правду, но на наиболее сложных этапах взлёта и посадке гражданским пилотам всё же приходится и попотеть. Сегодня в нашей традиционной рубрике «Без комментариев» - посадка боинга в сложных метеоусловиях. А я с вами прощаюсь, ставьте нам лайки в Фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. В студии был Александр Швыдкин. Увидимся!