Flight TV - Выпуск 40






Специальный выпуск FlightTV, посвящённый "Авиарегиону-2016"
Дорога в небо. На аэродроме Туношна в Ярославле прошёл авиасалон малой и региональной авиации
Препоны для АОН. Проблемы частных пилотов обсудили на заседании комиссии РСПП
 

Текстовая версия выпуска


В эфире очередной выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии по-прежнему Александр Швыдкин. Здравствуйте!

"в этом году мини-макс какой-то получился. Т.е. это реально авиасалон. Очень интересно для жителей города. Мы очень стараемся этот праздник для них сделать как можно лучше своим присутствием, своими полётами" Дорога в небо для юных авиаторов, авиаконструкторов и пилотов, а так же всех, кто верит в будущее АОН в России. На аэродроме Туношна в Ярославле состоялся «Авиарегион-2016».

Мы 3 года производили сборку итальянского самолета Савана, который мы продавали за 2,5 млн. руб. То как-то раз утром я проснулся и самолет неожиданно стал стоить 5,5 млн. рублей. За эти деньги он никому не нужен." Производство летательных аппаратов, использование воздушного пространства и многое другое. В администрации Ярославля в рамках «Авиарегиона-2016» состоялся круглый стол на тему развития АОН.

 

Ведущий: Хорошей традицией для Ярославля становится проведение в начале лета авиационного праздника малой авиации. В этом году мероприятие прошло под эгидой ассоциации гражданской авиации Авиасоюз. На протяжении трёх дней международный аэропорт Туношна встречал гостей, которые прилетали из разных уголков страны на авиасалон малой и региональной авиации «Авиарегион-2016». Корреспондентам Флайт ТВ удалось познакомиться с интересными собеседниками, а в объектив камеры попали уникальные кадры лётного шоу. В общем, обо всём по порядку.

Пилотажная группа «Русские витязи» в Ярославском небе… Зрелище необычное, яркое и незабываемое. Как впрочем, и весь «Авиарегион - 2016». Авиасалон малой и региональной авиации состоялся в международном аэропорту Туношна. Три дня вместе с Боингами  взлётно-посадочную полосу делили Сессны, автожиры и вертолёты частных пилотов, прилетевших в Ярославль из центральных регионов России.

Сергей Крюков – частный пилот, аэроклуб «Алпина-Авиа», г. Коломна

Красоты были такие невероятные. Летели на 1200 без проблем, без плохих метеусловий. Встретили очень гостеприимно, за что отдельное спасибо организаторам авиасалона. Мы здесь были год назад, тогда был немного другой формат. Тоже всё очень понравилось, но в этом году мини-МАКС какой-то получился. Т.е. это реально авиасалон. Очень интересно для жителей города. Мы очень стараемся этот праздник для них сделать как можно лучше своим присутствием, своими полётами.

Геннадий Курицын – частный пилот, г. Череповец

Здесь собрались пилоты России, причём конструкторы, которые сами создают летательные аппараты достойные, ничем не уступающие западным аналогам. Мы прилетели из Череповца. Причём летели к своим друзьям в Колязин и прилетели сюда.

Организаторы авиасалона  - ассоциация гражданской авиации Авиасоюз совместно с правительством Ярославской области собрали в международном аэропорту Туношна российских авиапроизводителей, конструкторов и пилотов. Событие было приурочено к годовщине полета Юрия Гагарина, поэтому гости могли посетить площадку Роскосмоса (861_1969 и 1970, 1691) и даже пообщаться с Валентиной Терешковой. Особое внимание на празднике уделялось детям, принявшим участие в программе «Дорога в небо».

Алексей Новиков, Соорганизатор авиасалона "Авиарегион-2016" и второй строчкой ниже - Руководитель аппарата АВИАСОЮЗ.

Основа этой программы то, что на нашем авиасалоне участвуют все виды гражданской авиации, а так же все виды воздушно-космических сил. Дети смотрят экспозицию, куда можно пойти после школы, получить образование авиационное.

В дни работы детской программы на праздник съехались около 1200 детей со всей области. Юные ярославцы получили уникальную возможность пообщаться с курсантами авиационных учебных заведений - посидеть за штурвалом настоящих самолётов, сфотографироваться и даже пообщаться с инженерами и пилотами. Экспозиция «Сделано в России» открыла широкой общественности интереснейших авиаконструкторов. В России продолжают творить и создавать самолёты, двигатели и многое-многое другое, необходимое для авиации АОН. Ну, а пресловутый кризис даже бодрит. Например, в Таганроге создают вот такие доступные сверхлёгкие самолёты «Юниор».

Павел Бердюгин  - инженер-конструктор, г. Таганрог

Данный самолёт входит в класс до 115 кг, который нет необходимости регистрировать. Он не регистрируется. Его максимальная скорость в районе 150 км/ч. Скорость горизонтального поолёта 120 км. Минимальная посадочная 50-60 в зависимости от веса пилота.

По мнению Павла Владимировича, самолёт идеален для полётов в районе аэродрома. Десятилитрового топливного бака вполне хватает на двухчасовой полёт. Таких воздушных судов уже 15 и летают они в разных городах нашей страны.

А по соседству с Юниором стоял «Агат 01», разработка ярославских авиастроителей из соседнего от Ярославля города Гаврилов-Ям. За основу этого самолёта была взята конструкция классчического пайпер каба.

Вадим Румянцев – авиаконструктор, пилот-инструктор механического завода «АГАТ», г. Гаврилов-Ям

Самолёт Пайпер, только немного переработанный. Моя задумка такая, чтобы самолёт можно было собрать и разобрать очень быстро и убрать в обыкновенный автомобильный гараж. Время на сборку и разборку уходит всего 30 минут.

Пока Агат 01 оснащён автомобильным двигателем субару, но инженеры этого же завода создали свой собственный российский двигатель, ничуть не уступающий австрийским Ротаксам. Мотор оснащён турбиной и развивает мощность до 130 л.с.,  рассчитан на АИ-95, Авгаз, Б-91 или любое другое топливо с соответствующим октановым числом.

Борис Келазев – лётчик-испытатель, г. Гаврилов-Ям

Я не конструктор этого двигателя, но имею отношение, потому что на нашем заводе производится опытная партия этих двигателей. Новый четырех цилиндровый, оппозитный двигатель с турбонаддувом. Он чем-то напоминает двигатель Ротакс 912, но это не Ротакс – это наша разработка.

Компания «Гиропланы.Ру» привезла в Ярославль своё творение – вертолёт Микрон, а лётчик- испытатель Дмитрий Ракитский продемонстрировал его в полёте. Но если Микрон – это только самое начало, опытный образец, то вот модернизированный АН-2 уже вполне состоявшийся проект с большим будущим. ТВС 2 МС – современное имя самолёта, который уже в ближайшем будущем полу право перевозить пассажиров и грузы.

Алексей Новиков, Соорганизатор авиасалона "Авиарегион-2016" и второй строчкой ниже - Руководитель аппарата АВИАСОЮЗ.

Самолёт получил СЛГ, что позволило его использовать при коммерческой эксплуатации, при перевозке пассажиров и грузов. СИБНИА им Чаплыгина и Русавиапром, поэтому производство будет разворачиваться. Этот самолёт выйдет из единички и пойдёт в серийное производство.

На Авиарегионе можно было встретить как самобытных инженеров и конструкторов, так  и достаточно известные в авиационной среде компании. Дмитрий Шаповалов привез на авиасалон свои знаменитые фонари, которые сегодня освещают посадочные площаки, аэродромы и вертодромы по всей России. А компания Ваис-техника представила частным пилотам модульный комплекс бортовой авионики, о котором мы недавно рассказывали в тридцать шестом выпуске.

Леонид Новицкий – генеральный директор «ВАИС-Техника», г. Жуковский

Мы ориентируемся как на региональных перевозчиков, так и на единичные экземпляры авиационной техники, самодельщиков, т.е. на любого, кто заинтересован в качественной продукции – наш клиент.

Для российских авиаторов, неизбалованных вниманием общественности, Авиарегион стал возможностью слетать по интересному маршруту, пообщаться с единомышленниками и поучаствовать в лётной программе. Пилот гироплана Калидус Сергей Чучелов впервые на авиационном празднике не в качестве гостя, а в качестве участника. Как оказалось, именно пилоты автожиров собрались большой дружной компанией из пяти бортов.

Сергей Чучелов – частный пилот, г. Москва

Мы подружились, у нас есть большая компания. Здесь присутствуют те люди, с которыми мы обучались. Мы общаемся, летаем к друг другу в гости, за пивом, за молоком, получаем удовольствие от этого, что мы парим в воздухе.

Сверхлёгкая амфибия Супер Петрель прилетела в Ярославль так же из столицы. Частный пилот Вадим Ярошенко своим самолётом доволен, и решил показать его единомышленникам.

Вадим Ярошенко – частный пилот, г. Москва

Я кайфую просто от него. У меня транспортировка до дачи до Москвы решена этим самолётом.

Супер Петрель производится в Бразилии, и для наших мест он достаточно редкий и экзотический тип. А вообще, амфибии в России очень популярны, и сейчас более десятка компаний в нашей стране производят летающие лодки, и практически все они находятся в Самаре. Представители самолётостроительной компании «Чайка» прилетели на «Авиарегион» показать новую модернизацию широко известной лодки Л-42м2

Дмитрий Грехов, Генеральный директор СК «Чайка», г. Самара

Основное отличие от самолёта Л-42, который мы выпускали раньше – это улучшенная аэролинамика крыла, более комфортабельный салон, шасси, которое позволяет устанавливать push колёса, и шасси также остаётся с возможностью уборки и посадки на воду.

Примечательно, что каждый прилетевший в Ярославль пилот мог поучаствовать в шоу программе. Поэтому в воздух поднимались практически все, кто выставлялся на статику. А в день города, который был в один из выставочных дней, частных пилотов попросили пролететь через Ярославль над Волгой. Также над Стрелкой, как называется центральная набережная, показала свой пилотаж группа «Русь» на Л-39, а вот гражданская пилотажная группа авиакомпании Челавиа смогла показать свой танец только в аэропорту.

Игорь Хомутов – пилот-инструктор, руководитель пилотажной группы «Челавиа»

Сейчас у нас уже пилотажная программа рассчитана на 5 самолётов, часто работает четверка и ещё один самолёт. Вот с этой программой мы и прилетели 00:33 // 00:42 хотели показать ещё, ну я думаю более широкой аудитории над рекой, над Волгой, в принципе на безопасном расстоянии.

Чиновники Росавиации запретили им групповой пролёт и пилотаж над Волгой, потому что в ФАПах гражданской авиации нет такого понятия, как групповой пилотаж.

Игорь Хомутов – пилот-инструктор, руководитель пилотажной группы «Челавиа»

Самолёты приходят с очень большим интервалом до 15 минут, просто пролетает один самолётик, людям это неинтересно, они начали расходиться, недоволен даже губернатор. Ничего показывать мы не стали, просто прошли клином и всё.

Но над аэродромом здравый смысл возобладал, и Челавиа показали ярославцам свою зрелищную и очень красивую программу.

Посмотреть в небо, поснимать фото и видео, посидеть в кабине пилота… За всем этим ярославцы оставляли машины и шли пешком более 3 км по жаре, так как парковку в Туношне для зрителей не предусмотрели.

Ольга Олехник – вице-президент Федерации любителей авиации

Мне кажется, что здесь достаточно много людей. Все рады празднику. В регионах нужно больше устраивать праздников и для молодежи, чтобы они видели, что это доступно, чтобы они не сидели в гаджетах, а приходили и начинали летать вместе с нами.

Авиарегион 2016 в Ярославле состоялся, но 19-21 августа пройдёт ещё один Авиарегион, эстафету авиасалона будет принимать столица республики Коми – Сыктывкар. (перекрыть 861_1734) Малая и региональная авиация нужна везде и со временем это становится всё очевиднее.

Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

=============

Ведущий: Авиарегион-2016 показал, что малая авиация в России развивается. Авиаконструкторы и инженеры строят новые самолёты и даже двигатели, частных пилотов становится с каждым годом только больше. Во время авиасалона в доме правительства Ярославской области состоялось выездное заседание комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, в котором приняли участие авиаторы, представители Российского союза промышленников и предпринимателей, а так же общественные организации.

За красивыми полётами и романтичной темой неба в нашей стране стоят немалые препятствия и острые вопросы,  о которых участники авиасалона поговорили на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей.

Алексей Новиков, Руководитель аппарата ассоциации Авиасоюз

Это производство летательных аппаратов, конкретно мы использовали вопросы использования воздушного пространства, развитие законодательства воздушного, а именно изменение воздушного кодекса гражданской авиации. Затрагивали вопросы патриотического воспитания детей, что очень важно.

Современные частные пилоты, особенно в центральном федеральном округе очень хорошо знают, что такое зоны ограничения полётов. Минобороны, ФСБ, Минпромторг и другие ведомства закрывают небо там, где зачастую в этом нет необходимости. В настоящее время существует 852 запретных зоны, другими словами – это 1 млн. кв. метров запреток. Плюс к этому так называемые режимы, устанавливаемые на временной основе.

Владимир Тюрин, президент АОПА-Россия

Большое количество режимов устанавливается в последнее время в интересах полётов беспилотников, т. К. они не могут выполнять полёты совместно с пилотируемыми ВС. Нет таких технологий на данном этапе.

О непростых временах для частных аэродромов рассказал главный конструктор Авиацентра Воскресенск Валентин Устинов. Валентин Леонидович озвучил проблемы, которые сегодня не дают развиваться посадочным площадкам и аэродромам малой авиации. В частности, речь шла о закрытии авиационных учебных центров, отсутствии господдержки и другое. Владельцы площадок же в свою очередь совершенно бесплатно оказывают содействие муниципалитетам. Мониторят лесные массивы на предмет пожаров, помогают в поисках потерявшихся людей, а взамен получают запреты  и налоги.

Валентин Устинов – главный конструктор Авиацентра «Воскресенск»

Чистая прибыль за 2015 год составила 385 тыс. руб. Это вообще ничего, а налоги составили больше 25% от поступлений. А за апрель месяц у нас чистая прибыль 4309 рублей.

Сергей Минигулов рассказал о деятельности аэродромного комплекса «Первушино» в Уфе. Кстати с 30 июня по 2  июля здесь по традиции состоится ежегодный слёт любителей авиации «Открытое небо».  В своём выступлении Сергей  так же озвучил проблему производства летательных аппаратов, что называется, на личном примере.

Сергей Минигулов  – пилот-инструктор, руководитель аэродрома «Первушино»

Если вернуться к нашему самолёту, то мы 3 года производили сборку итальянского самолета Савана, который мы продавали за 2,5 млн. руб. То как-то раз утром я проснулся и самолет неожиданно стал стоить 5,5 млн. рублей. За эти деньги он никому не нужен. Нужно производить локализацию отечественного сырья. Двигатель пока мы не найдём, но мы постараемся это сделать опять таки со всеми моими связями и не связями для того, чтобы со следующего года его выпустить уже из отечественных материалов.

Организатор Кубань Аэрошоу и официальный дилер компании Пайпер в России Симон Мноян озвучил вопросы сертификации и технического обслуживания типовых и единичных ВС. А Президент ФЛА Николай Мазурин сравнил состояние АОН в нашей стране с другими.

Николай Мазурин – Президент Федерации любителей авиации

Мы находимся в самом начале пути. У нас мало частных пилотов. В США их 600 тыс.. Чехии 10 тыс., у нас 5000. У нас мало ВС, в США их 180 тыс., в Чехии 8000. У нас очень мало аэродромов. В США их 12000, в Чехии 200, у нас 350. Всего 350.

Подводя итоги, можно сказать, что на заседании были озвучены наиболее острые вопросы, без которых развития авиации общего назначения в нашей стране просто невозможно. Участники- авиаторы, большинство из которых успешные предприниматели предложили и пути их решения. Жаль только, что их не услышали чиновники и представители росавиации. Но ни тех, ни других на совещании замечено не было.

Ольга Кузнецова, Игнат Соловей, FlightTV

Любой авиационный праздник – это не только демонстрация воздушной техники и лётного мастерства, но и живое общение всех, кто работает в авиации и тех, кому она просто нравится. Обычно такие кадры остаются за пределами наших сюжетов, так как атмосферу непосредственного живого общения через экран не передашь. Участники и гости не просто общаются друг с другом и рассказывают истории, а иногда читают стихи и даже поют свои песни. Сегодня в нашей традиционной рубрике без комментариев – маленький фрагмент из  авторской песни лётчика-испытателя Василия Ахрамеева. А я с вами прощаюсь. Ставьте нам лайки в соцсетях и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся!