Flight TV - Выпуск 43


Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире очередной выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин. Спонсор нашего выпуска – компания «Эрвин», поставщик авиационного бензина Б-91/115. Летайте безопасно!

Это такое уже мероприятие, можно сказать, статусное. Раз в году побывали, встретились обнялись, значит, год пошёл правильно. Все на месте, все живы-здоровы. Замечательно! Аэродромный комплекс «Первушино» в Уфе принимал гостей 11 всероссийского слёта любителей авиации.

Философию этого самолёта можно выразить в трёх словах. Быстро, далеко, круто! Новинки отечественного самолётостроения. Пермский АКМ-5 на земле и в воздухе.

Встречи близких по духу людей, новые знакомства, бесценный опыт лётного мастерства, авиационное шоу, семинары и выставка… Каждый год пилоты из разных уголков России слетаются в Уфу на аэродром Первушино, чтобы окунуться в кипучую АОНовскую жизнь. 2016 не стал исключением. О том, как это было – наш репортаж.

В небе групповой пилотаж на самолётах Саванна. За штурвалами девушки, пришедшие в авиацию всего пару лет назад. Одни мечтали о полётах с детства, другие начали летать, как говорится, по зову крови.

Татьяна Акимова – частный пилот, г. Омск

Когда я совершила свой первый самостоятельный полёт, мне мама сказала, что папа всегда мечтал летать лётчиком, но не прошёл ВЛЭК, и в итоге он строил аэродромы., большие военные аэродромы. Ну, это, наверное, что-то по крови.

Татьяна, как и две другие пилотессы этого показательного выступления познакомились всего день назад. За две репетиции в небе получилось слетаться и перейти на новую ступень  своей лётной практики.

Оксана Тимофеева – частный пилот, г. Уфа

Просто у нас в Первушино есть группы, выполняющие высший пилотаж, ребята летают на легких судах. И я тоже мечтала, что исполню пилотаж с девушками, но у нас девушек пилотов в первушино нет. Когда узнала, что прилетят из Омска, очень обрадовалась. Вчера познакомились, тренировались и сегодня мы выступали.

Екатерина Бер -частный пилот, г. Омск

У нас в Калачёво в Омске, где мы базируемся, где учебный центр и авиабаза, существует давняя традиция. Есть пилотажная группа, но в ней одни мужчины, а поскольку я не единственная девушка-пилот, у нас практически пилотажное звено – нас трое, поэтому мы решили, что будет вдвойне красиво. Небо, самолёт, девушка.

11 всероссийский слёт любителей авиации в гостеприимной Уфе объединяет всех, кто интересуется небом. Пилотессы и лётчики самых разных воздушных судов, инженеры, фотографы и путешественники прилетают и приезжают в Первушино уже по традиции.

Кирилл  Прохоров – исполнительный директор отделения Федерации любителей авиации республики Татарстан, г. Казань

На слёте происходит общение между авиаторами. Со всех концов страны сюда люди прилетают, делятся общими вопросами, находят для себя какие-то решения в плане лётной части, оформления аэродрома, самолётов. Мы здесь тоже для себя находим полезные вещи.

Сергей Теплых – частный пилот, г. Пятигорск

Это такое уже мероприятие, можно сказать, статусное. Раз в году побывали, встретились обнялись, значит, год пошёл правильно. Все на месте, все живы-здоровы. Замечательно! Когда летаем на такие мероприятия, всегда летим через друзей, везде нас ждут и везде лётная, авиационная атмосфера. Поэтому хочется так летать и посещать все дружественные аэродромы.

Радик Туйкин – частный пилот, г. Казань

И общение, и энергетика, и знакомства с теми, с кем мы в течение года общаемся на форумах и вашу передачу, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить вас за эту очень нужную работу вашу!

Практически все воздушные суда, которые присутствовали на стоянке, прилетели сюда своим ходом. География так же весьма обширна, что хорошо видно на карте, где каждый участник отмечал город, откуда прибыл. Пролётом в Первушино пришли и ЛА-8, возвращавшиеся из экспедиции на Байкал. Это путешествие – подготовка к кругосветному перелёту на самарских амфибиях.

Олег Атьков, Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, частный пилот

Для того, чтобы отработать действия двух экипажей, чтобы слетаться двум экипажам. Шли над горами, равнинами и над водным пространством. Слётанность экипажей.

Сергей Алафинов, пилот-спортсмен, председатель совета директоров НПО "Аэроволга"

Сейчас вот мы вернулись с Иркутска, куда летали для тренировки. Были на Байкале, были на Ангаре. Садились там в городе, показывали там этот самолёт местным энтузиастам. Конечно, там идут пожары, там условия не очень хорошие. Сейчас мы шли домой, но по любезному приглашению Минигулова Сергея остановились здесь на полчаса, поздороваться, показать самолёты, в первую очередь пообщаться.

Экипаж самолётов из 6 человек провёл в полёте более 40 часов. Это было второе длительное путешествие–тренировка. Первое состоялось весной в немецкий Фридрисхафен на выставку Аэро-2016. Член экипажа, космонавт Валерий Токарев сравнил два этих перелёта.

Валерий Токарев,  космонавт-испытатель, Герой Российской Федерации, частный пилот

Что может сравниться с Россией? С её просторами, масштабами… Никакая Европа, поэтому по протяженности маршрут в три раза длиннее 8000 км. Полет до Байкала, облет Байкала и возвращение назад – это 8000 км.  Где вы в Европе найдете такие расстояния?

На слёте можно было встретить интересные новинки отечественного производства. Автожиры инженера из Ижевска Андрея Кузнецова внешне напоминают немецкие гиропланы МТО спорт, но стоят они не 4 млн рублей, а полтора. Самым обсуждаемым самолётом СЛА-2016 стал самолёт АКМ-5 "Триумф" из Перми, совершивший свой первый полёт в конце мая. Съёмочная группа Флайт ТВ смогла прилететь Уфу благодаря поддержке компании АКМ-Авиа, поэтому мы расскажем о самолёте более подробно в отдельном сюжете. А пока представляем вашему вниманию самолёт «Ф-007».

Олег Фефелов – главный конструктор, г. Санкт-Петербург

Шли к этому долго. Выбирали материалы, из чего строить. Пришли к тому, что самый современный, практичный, лёгкий – это пластик. Долговечнее, чем алюминий, не надо обслуживать, лакокрасочные покрытия держатся намного дольше. Сейчас у нас вышел аппарат весом где-то 390 кг, такие характеристики он на порядок лучше  показывает. 65 – это скорость взлёта, на посадке где-то 100-105 и соответственно касание.

В рамках слёта состоялось 19 семинаров на самые разные темы, где авиаторы обсуждали проблемы и пути их решения. Говорили о развитии посадочных площадок, а так же об  эксплуатации самолётов и двигателей.

Данила Антонов – инженер по обслуживанию двигателей, компания «Ротакс Форс»

Это был первый опыт выступления перед людьми. Естественно хотелось донести максимальное количество информации доступным языком до людей. Я думаю, это получилось.

По традиции на слёте была организована торговля авиационными запчастями, картами, одеждой и аксессуарами. Поэтому каждый участник фестиваля мог улететь домой с полезными покупками. Ну а мы поинтересовались у старых знакомых новостями.

Александр Воронцов – менеджер по развитию бизнеса aircraftspruce.su

Сейчас всё больше и больше нарастают темпы юр лиц. Это обусловлено тем, что юр лица нам скидывают весь огромный список, что им необходимо и мы под них подбираем комплектующие. Рассматриваем, чтобы к интервалу замены у нас это было в наличии, они избавляют себя от необходимости следить за судами, за комплектующими, за всем остальным.

Маленькие участники слёта могли не только наблюдать за самолётами, но и почувствовать себя настоящими пилотами. Увлечённый мастер Сергей Ерофеев делает вот такие самолётики, которые приводятся в движение аккумулятором. Как видно, к  моменту нашей съёмки на воздушном судне прокатилось уже изрядное количество мальчишек.

Сергей Ерофеев – авиаконструктор, г. Пермь

В последнее время я заметил, что мало детей именно стремится в авиацию. Ну, и захотелось сделать что-то, что им было бы интересно. У меня родственники с детишками приходят в гости, спрашиваешь, ты кем хочешь быть? Пожарником там, банкиром, ещё кем-то…  В огороде стоят самолётики, ребята играются и уходят с желанием быть пилотами.

Синхронные петли и бочки самолётов RV держат внимание зрителей на протяжении всего выступления. В небе настоящие асы лётного дела, на земле – преданные поклонники авиации. За три дня праздника состоялось немало полётов, знакомств и открытий.

Сергей Минигулов – организатор слёта «Открытое небо», владелец аэродрома «Первушино»

Мы эти слёты проводим и нам очень нравится, что интерес продолжается. Интерес продолжается со стороны зрителей, со стороны пилотов. Мы общаемся, получаем информацию о том, что происходит в стране. На слёт этого года слетелось порядка 68 бортов. Мы зарегистрировали более 300 участников. Многие прибыли на автомобилях.  Многие прибыли посмотреть на организацию, а мы это делаем достаточно профессионально. У нас всё застраховано, выполняем требования безопасности полётов и требования авиационной безопасности.  Поэтому мы провели,  я считаю, на достаточно хорошем уровне!

«Открытое небо-2016» состоялось, а следом за фестивалем на площадке стартовал Всероссийский чемпионат по моторным СЛА. На примере аэродромного комплекса «Первушино» республики Башкортостан понимаешь, что у авиации общего назначения в России есть будущее, нужно просто не мешать воплощать его в жизнь.

Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, Игнат Соловей «Флайт ТВ».



ВЕДУЩИЙ: Российский, быстрый и очень красивый! Самолёт АКМ-5 «Триумф» представили на СЛА-2016. Аппарат пермских авиаконструкторов прилетел в Первушино своим ходом и вызвал немалый интерес у авиаторов. Более подробно о новинке в нашем специальном материале.

Смотря на этот стильный самолёт, в голову приходит мысль, что это очередная новинка от чешских производителей, новая модель от Бристель, Евростар или СпортКруизёр… И надо видеть удивлённые лица зрителей, когда они узнают, что он полностью произведён в России. Лёгкий учебно-тренировочный АКМ-5 – разработка Пермской компании АКМ.

 Роман Плетнёв, Генеральный директор АКМ-авиа

Мы сначала никак не назывались, работали без бренда. Просто как экспериментальная мастерская. Потом, когда стало понятно, что мы занимаемся серьёзной пилотируемой авиацией, а мы сначала занимались БПЛА, решили, что мы авиаконструкторская мастерская, взяли себе аббревиатуру АКМ. Потом мы к этому привыкли и решили, а почему нет? Хорошая аббревиатура.

Размах крыла АКМ-5 10 метров, длина 6,5 метров. Масса пустого – триста килограммов. Самолёт позиционируется как комфортное воздушное судно, предназначенное для учебно-тренировочных полётов и длительных перелётов на большой крейсерской скорости.

Роман Плетнёв, Генеральный директор АКМ-авиа

Самолёт летит на крейсерских скоростях от 180 до 220 км/ч с винтом фиксированного шага. Мы планируем поставить ВИШ, характеристики будут ещё выше. В настоящий момент мы уже можем подтвердить дальность  - 1000 км. Поэтому у нас пока всё получается.

Юрий Пичигин – лётчик-испытатель компании «АКМ», мастер спорта международного класса, шестикратный чемпион России по авиаралли

Самолёт получился достаточно безопасным в плане пилотирования на крайних режимах. Самолёт предупреждает обо всех неприятностях. И при этом никаких резких движений не делает, как добрый старый знакомый.

Для удобства возможного хранения самолёта в городском гараже конструкторы предусмотрели возможность лёгкой отстыковки консолей крыла. По словам конструкторов,  АКМ-5 достаточно просто собрать вдвоём, причём потратить на это придётся не более двух часов.

Сергей Ерофеев, Главный технолог АКМ-авиа

Разбирается довольно таки быстро и быстро собирается самолёт. Там принцип сборки планерный, т.е. два языка и болтик, который доходит до противоположной стенки. То есть там все трубочки соединить нужно.

Самолёт оснащен двигателем Ротакс 912, максимальный взлётный вес до 580 кг, необходимая дистанция для разбега и пробега - 200-250 метров. Скорость сваливания 80 км/ч. Конструкция выполнена из композиционных материалов, применена схема среднеплана.

Роман Плетнёв, Генеральный директор АКМ-авиа

Среднеплан компоновочно сложнее, но мы всё-таки решили пойти на это усложнение и в награду получить большее аэродинамическое качество. Наш расчёт оправдался. Самолёт имеет качество 17, это далеко не каждый самолёт такого класса может похвастаться. Мы использовали схему и при этом у нас лонжерон крыла проходит за экипажем и чтобы попасть в центровку, мы сделали обратную стреловидность крыла небольшую. У нас всё получилось нормально. Диапазон центровок 25 – 27 % он замечательный, т.е. вот таким образом мы вышли из положения.

Данная модель оснащена самарским винтом. Дорога до Уфы из Перми при скорости 210 км/ч заняла у экипажа чуть более 1,5 часа. Самолёт оборудован всем необходимым пилотажно-навигационным оборудованием, световыми приборами, радиостанцией и GPS навигацией.

Юрий Пичигин, лётчик-испытатель компании «АКМ», мастер спорта международного класса, шестикратный чемпион России по авиаралли

Здесь очень хорошо срослись лётно-пилотажные качества этого самолёта. Во-первых, самолёт хорошо получился по дизайну. Во-вторых, у него прекрасные лётные характеристики. В-третьих, при отличном внешнем виде он достаточно недорогой.

Самолёт будет выпускаться в двух модификациях: «Ника», предусматривающая 80 сильный Ротакс и классические авиационные приборы с радиостанцией, обогревом ПВД, кабины и карбюраторов, топливным компьютером и электрическим приводов выпуска закрылков, и всем остальным оборудованием, необходимым для полёта. В более дорогую комплектацию «Триумф» входит стосильный ротакс и добавляются цифровая авионика, автопилот, транспондер  ModeS и система контроля воздушного трафика ADS-B. Также помимо готового АКМ-5, желающие могут купить КИТ-комплект для самостоятельной сборки с двигателем и без него. Срок изготовления готового самолёта – 7 месяцев, кит-комплекта – по согласованию.

Роман Плетнёв, Генеральный директор АКМ-авиа

мы не позиционируем себя, как производители сверхдорогой техники. Мы как раз стреммися удовлетворить потребности небогатого частного пилота. Самолёт с 912 ротаксом 100 л.с. будет стоить ориентировочно 4 млн. рублей, с 80 сильным двигателем около 3 млн. 300 тысяч рублей.

Гибкая политика руководства производителя в отношении потенциальных клиентов вызывает только положительные эмоции. И ещё есть важное и принципиальное условие производителя - установка на АКМ-5 спасательной системы. Вне зависимости от комплектации самолёта на воздушное судно устанавливается парашют МВЕН.

Роман Плетнёв, Генеральный директор АКМ-авиа

Самое дорогое, что есть в самолёте – это жизнь экипажа, если есть хоть какая-то возможность увеличить безопасность экипажа, то мы будем её использовать обязательно. Ну, и плюс открою вам секрет. На самом деле, спас система участвует у нас ещё и в центровке. Без неё у нас центровка становится передней. А это ни  к чему, поэтому изначально спас система была задумана, как элемент обязательной системы в самолёте.

На авиашоу в Первушино из-за отказа двигателя на взлёте в 30 метрах от земли опытный образец АКМ-5 совершил жёсткую посадку. При этом воздушное судно показало отличную управляемость в критических условиях. С успехом прошла проверку концепция кабины как капсулы безопасности, заложенная при проектировании самолета. Кабина с тремя силовыми поясами и центральным силовым туннелем не пострадала при посадке и самолёт будет восстановлен. Производитель подчёркивает, что безопасность здесь на первом месте. Самолёт АКМ только начинает завоевывать сердца российских авиаторов, и уже стал на СЛА-2016 победителем в номинации «Лучший лёгкий самолёт» . Что ж, пожелаем пермякам удачи! Тем более, что у них есть все шансы на успех!

Евгений Максимов, Ольга Кузнецова, Игнат Соловей, «ФлайтТВ»

Авиационный праздник – это не только полёты, но и общение. По вечерам для гостей слёта выступал Николай Анисимов. Сегодня в нашей постоянной рубрике «Без комментариев» - «С песенкой по небу я летаю». А я с вами прощаюсь, в студии был Александр Швыдкин, до встречи!