Flight TV - Выпуск 45


Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире очередной выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин. На аэродроме Конаково проходит 51 открытый чемпионат России по вертолётному спорту. ФлайтТВ выступает главным информационным спонсором этого мероприятия. Все четыре дня мы работаем на аэродроме Конаково и рассказываем вам о пилотах винтокрылых машин.

Это первый день соревнований, все нервничали, много неопределенностей. Поэтому, наверное, тяжело первый день летать. Ну а в целом нормально. Очень хорошо подготовлено все. Тем более на родном аэродроме всегда приятно. Кто лучший в навигации? Программа соревнований Чемпионата России по вертолётному спорту открыта.

У нас в училище было подготовлено 217 мастеров спорта. Немного об истории вертолётного спорта

 


ВЕДУЩИЙ: Программа соревнований Чемпионата России по вертолётному спорту соответствует программе чемпионатов мира. Спортсмены соревнуются в четырёх основных дисциплинах: "Навигация", "Полёт на точность", "Развозка грузов" и "Слалом", где разыгрывается первенство в личном и командном зачете. 15 июля состоялись соревнования по "Навигации".

Первый день соревнований выдался весьма жарким, как по температуре воздуха, так и по заданиям для спортсменов. Первой разыгрываемой дисциплиной стала – навигация. Самое сложное упражнение по времени и организации.

Елена Прокофьева – участник 51 Чемпионата России по вертолётному спорту

За 5 минут до взлёта нам выдают карты. Надо до взлёта снять 2 поворотных пункта. На карте есть. Всё это объединить в маршрут. И вовремя взлететь. Дальше все происходит в полёте. Найти эти точки, на земле выложены полотнища. Опознать эти полотнища. Зарисовать в специальную карточку и на поворотных пункт по высоте ограничения. Там на 50 метрах надо пролететь, чтобы судья всё видели. Наши бортовые номера там.

Экипажи должны были вернуться на финиш в чётко установленное время, выполнить минутную коробочку, выйти на крышу и сбросить в неё кеглю. Точность, скорость, аккуратность – вот такие качества демонстрировали спортсмены в упражнении навигация.

Светлана Золкина – заместитель главного судьи 51 Чемпионата России по вертолётному спорту, судья международной категории

Это самое сложное, самое серьезное упражнение, имеющее замечательное прикладное значение.  Не секрет, что поиск и спасение пропавших - это приоритет вертолёта. Спортсмены, которые хорошо летают навигацию, подготовлены для решения этих задач тоже. 

Ирина Диденко и Светлана Гумбатова – спортсменки из Новосибирска, где очень сильная школа вертолётного мастерства, в прошлом много чемпионов. Но все они летают на МИ-2, а экипаж девушек первый, кто соревнуется на Р44, к тому же экипаж женский. На вопрос не мешала ли полётам 30градусная жара, Ирина отвела так:

Ирина Диденко - участница 51 Чемпионата по вертолётному спорту России

Мне кажется, что самое главное настроиться, а погодные условия они вторичные. Можно пенять на погоду, когда что-то не получается, но в целом внутренний настрой он важнее всего. Где-то мы смогли собраться, где-то не получилось. Но есть над чем работать.

Хочется отметить факт, что организаторы приложили максимум усилий, чтобы спортсменам было комфортно. Вкусные обеды, хорошая база и условия получили высокую оценку от участников.

Светлана Гумбатова - участница 51 Чемпионата по вертолётному спорту России

У нас в России самая лучшая организация чемпионатов. Чемпионаты России ничем не уступают по организации чемпионатам мира. И Конаково - это просто удивительное место, где настолько замечательно всё организованно. Никаких замечаний, одни восторги. Огромное спасибо тем, кто его построил. Кто о нем заботится.

К слову об оценках… Вернёмся к соревнованиям. В дисциплине «Навигация» третье место у экипажа Виктора Коротаева и Владимира Зябликова, вторыми стали Александр Жуперин и Николай Буров. Чемпионское звание заслужили Елена Жуперина и Николай Родионов.  Оказалось, что у победительницы любимая дисциплина совсем не навигация, а слалом.

Елена Жуперина – победитель 51 Чемпионата России по вертолётному спорту в дисциплине «Навигация»

Ну, такое динамичное с одной стороны упражнение, а с другой требует  аккуратности. У меня очень резкий характер и мне очень тяжело даётся так выдержанно спокойно летать. Воспитываю характер.

Второе упражнение этого дня - полёт на малой высоте. Дисциплина, показывающая класс пилотирования лётчика. Классика вертолётных соревнований.

Ирина Грушина – Президент Федерации Вертолётного спорта

Вертолёт на определённой высоте, не ниже, ни выше это всё штрафуется. Должен пройти по узкому коридору метровому, выполнить 2 разворота. Движение влево, вправо, разворот на 90 градусов. В финале надо уместиться на полосочку шириной 5 см. Можете себе представить, насколько точно нужно посадить вертолёт.

Наши пилоты филигранно летают на малой высоте. Но в соревнованиях определяют лучших. Третье место у экипажа Подойницын-Яблоков, вторыми стали Александр Сотников и Евгения Замула. Лидером в упражнении полёт на точность стал экипаж Александра Жуперина и Николая Бурова.

Александр Жуперин – победитель 51 Чемпионата России по вертолётному спорту в дисциплине «Полёт на точность»

Это первый день соревнований, все нервничали, много неопределенностей. Поэтому, наверное, тяжело первый день летать. Но а в целом нормально. Очень хорошо подготовлено все. Тем более на родном аэродроме всегда приятно.

Каждые соревнования – это своего рода лотерея… Без везения здесь тоже не обходится. Просто в этот раз у кого-то его было больше или меньше. Но впереди ещё 2 дня соревнований, а значит новая возможность победить!

Ирина Грушина – Президент Федерации Вертолётного спорта

Разыгрывается многоборье. Те у нас есть чемпионы по каждому из упражнений. И они тоже получат свои золотые, серебряные и бронзовые медали. Но очень важно в чемпионате России набрать наибольшее количество балов в многоборье, потому что абсолютные чемпионы определяются именно суммой балов по 4 упражнениям. Надо очень стабильно выступить, чтобы добиться такого высочайшего результата.

Пожелаем спортсменам удачи и лётной погоды!



ВЕДУЩИЙ: Вертолётный спорт в России имеет богатую историю. О том, как всё начиналось и как нашим спортсменам удалось достичь высоких результатов, в нашем материале.

Началом развития массового вертолетного спорта в СССР принято считать 1958 год, когда в Калуге были проведены первые всесоюзные соревнования, посвященные 40-летию ВЛКСМ. В них участвовали по две команды от ВВС и ДОСААФ и команда Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. Упражнения были рассчитаны на лётчиков, освоивших полёты на вертолете Ми-1 и имеющих на нем налёт около 100 часов.

Все самые интересные истории в мире начинаются с людей, потому что нет ничего увлекательнее человеческой жизни! Особенно когда этот человек первоклассный лётчик, мастер спорта СССР, заслуженный тренер России и судья международной категории Геннадий Антонович Иванов.

Геннадий Антонович Иванов – ветеран вертолётного спорта 

Я жил под Ленинградом пацаном и там был аэродром Клопицы. Над нашей деревней частно летали самолёты и когда мы с мальчишками решали, то кем будет, дрались… Я всегда говорил, я буду лётчиком, высоко улечу и вы меня никто не достанете.

Рассказывая о своём детстве, Геннадий Антонович говорит, что здоровье не было крепким и с детской мечтой можно было попрощаться. Вспоминает, как вовремя прочитанная книга великого лётчика Ивана Кожедуба, помогла поверить в себя.

Геннадий Антонович Иванов – ветеран вертолётного спорта 

Ну, и он рассказал там тренировался с гантелями, с гирями, и я решил, что и я попробую тренироваться. По моей просьбе папа сделал из деревьев типа штанги. Начал тренироваться по утрам. Мама готовит завтрак, а я в холодной избе начинаю эти брёвна поднимать, тренироваться.

В итоге Геннадий поступил в школу ВВС, будучи курсантом летал в Уральске на самолётах ЯК-18, ЯК-11, МИГ-15. Все экзамены и зачёты сдавались на отлично, но вот с физической культурой не всё получалось так гладко, вспоминает лётчик. Начал тренироваться ещё больше и, как говорится, перестарался. Осваивая программу по гимнастике, крутился на турнике, получил травму руки. Рентген показал перелом лучевой кости. Приговор врачей был суров, - к полётам не годен. А долетать то осталось всего 10 часов. Но Он снова не сдался, а остался в училище и всё началось сначала до тех пор, пока не стала известна новость, что его истребителей этот выпуск истребителей выпускать не будут.

Геннадий Антонович Иванов – ветеран вертолётного спорта 

Есть 2 варианта: или сержантом запаса или в Пугачев на вертолёты, но кто как. Начальник училища запомнил меня тогда. Иванов, ты что будешь сержантом запаса? Я хочу летать! Правильно! Вертолёты – машина будущего!

В Пугачёве летал на МИ-1, а затем   остался там в штате лётчиком -инструктором. За 15 лет Геннадий Антонович научил мастерству пилотирования 150 курсантов. В 1963 году получил звание мастер спорта СССР. Далее последовала работа в лётно-методическом отделе. Вот тогда- то он и начал заниматься вертолётным спортом вплотную.  Подготовил двух мастеров спорта международного класса,75 мастеров спорта СССР.

Геннадий Антонович Иванов – ветеран вертолётного спорта 



Поставили задачи готовить команды на первенство вооружённых сил, на первенство союза. И с ребятами так мотался по стране.

Сегодня Геннадию Антоновичу за 80… Он по-прежнему в строю, ездит на сборы в качестве судьи. Его ученики работают со своим тренером вплотную до сих пор, а он гордится ими. Он занимается спортом, любит своих детей и многочисленных внуков. Желание двигаться дальше и жить полной жизнью его вдохновляет самый главный любящий человек – его супруга.

Геннадий Антонович Иванов – ветеран вертолётного спорта 

Были случаи, когда я богу душу уже собирался отдать, она не пустила меня… Так вот мы друг с другом … Раиса Георгиевна обо мне заботится. Я о ней.

Имя Геннадия Антоновича Иванова вписано в историю становления вертолётного спорта в нашей стране. Этот уникальный человек, лётчик, инструктор и сегодня вдохновляет своих учеников и молодое поколение вертолётчиков на взятие новых высот!

Мы привыкли к самолётной аэробатике, но красивую вертолётную встретишь не так уж часто. Чемпионат России по вертолётному спорту – одно из немногих мест, где можно увидеть пилотажные полёты на вертолётах R-44. Приезжайте завтра на аэродром Конаково, в воскресенье там состоятся показательные полёты мастеров вертолётного фристайла. А сегодня в нашей традиционной рубрике «без комментариев» высшего пилотажа в исполнении британского Westland Lynx. С вами был Александр Швыдкин, до завтра!