Flight TV - Выпуск 51






Снова первые! Наши вертолётчики заняли почти все призовые места на чемпионате в Чехии
Пилотаж Unlimited. В Чехии состоялся XX Чемпионат Европы по высшему пилотажу
Новый регион АОН. В Сыктывкаре прошёл очередной Авиарегион-2016.
Стать пилотом в 60 лет? Вертолётчик Александр Афанасьев о своём пути в авиацию.
 

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире FlightTV – народная программа для всех влюблённых в небо. Спонсор нашего выпуска – компания «Эрвин», поставщик авиационного бензина Б-91/115. Летайте безопасно!

Небо - это прекрасная профессия, которая привлекает настоящих ребят. Которые имеют свою цель свой смысл жизни и свой путь. Им надо помочь сформироваться, правильно выбрать свою профессию.

Новый регион АОН. В столице республики Коми Сыктывкар прошёл очередной Авиарегион-2016.

Когда в душе есть вот это… волнение, желание летать и учиться быстро и узнаёшь больше. Не просто сел, пролетел, а именно азарт!

Единственный частный пилот в Кызыле Александр Афанасьев рассказал о своём пути в авиацию.

Российские вертолётные экипажи традиционно выступают на зарубежных соревнованиях триумфально. Открытый чемпионат Чехии, состоявшийся в августе, не стал исключением. Наши лётчики в очередной раз стали лидерами личного зачёта и заняли почти все призовые места по основным дисциплинам. В чемпионате приняли участие 16 экипажей из 6 стран: Австрии, Белоруссии, Германии, Польши, России и Чехии, соревновались участники на вертолётах R-22 и R-44. Спортсмены состязались в четырех основных дисциплинах: «Навигация», «Полет на точность», «Развозка грузов» и «Слалом», по результатам которых было разыграно личное первенство. Абсолютные Чемпионы 2-го Открытого чемпионата Чехии – Александр Жуперин и Николай Буров. Серебро у Елены Жупериной и Николая Родионова. Бронзовым призером стал польский экипаж братьев Марчина и Махаля Шамборских. Молодой российский экипаж Александр Сотников и Евгения Замула завоевали бронзу сразу в двух упражнениях «полёт на точность» и «слалом».



С 20 по 28 августа в Чехии состоялся юбилейный XX Чемпионат Европы по высшему пилотажу в классе Unlimited. Эти соревнования проводятся раз в два года под эгидой Международной авиационной федерации (FAI). В полётах приняли участие 40 лучших пилотов из 11 стран Старого Света и один спортсмен из Гонконга (вне зачёта). Россию представляли Михаил Мамистов, Александр Кротов, Светлана Капанина, Владимир Гавриленко, Антон Беркутов, Елена Климович, Олег Шполянский, Андрей Поликарпов и Екатерина Антонова. В общекомандном зачёте россияне завоевали командное «серебро». В многоборье среди мужчин победителем стал Михаил Мамистов, серебряным призёром – чешский авиатор Мартин Шонка, а «бронза» досталась французу Оливье Мазюрелю. Для Мамистова эта победа в многоборье оказалась уже пятой на Чемпионатах Европы.  Среди женщин первенствовала семикратная абсолютная чемпионка мира Светлана Капанина, для которой это уже третий титул абсолютной чемпионки Европы. Лишь на 0,54 балла от неё отстала по общей сумме Елена Климович. На третью ступень пьедестала почёта поднялась француженка Бенедикт Бланшар.

Поздравляем российских спортсменов с победой!!!



Ведущий: В конце мая в Ярославле в международном аэропорту Туношна прошёл авиафестиваль Авиарегион-2016. Казалось бы, следующий должен быть в следующем году. Но огранизаторы решили, что авиацию нужно развивать не только в одном отдельно взятом регионе, и пригласили представителей малой и региональной авиации в Сыктывкар. Естественно, мы также не смогли отказаться от приглашения и отправились в столицу республики Коми.

Малая и региональная авиация в России вопреки всему с каждым годом набирает обороты. Салон «Авиарегион» служит тому прекрасным подтверждением. Весной праздник прошёл в Ярославле, а в августе событие встречали у себя жители Сыктывкара. Международный аэропорт республики Коми принимал гостей. По словам хозяев, организовать такое масштабное событие было не просто, ведь это действующий аэропорт, обеспечивающий сообщение между отдаленными городами нашей страны.

Александр Пономарёв, Генеральный директор «Комиавиатранс»

Комиавиатранс – это достаточно уникальное предприятие, в состав которого входит вертолётное лётное подразделение, подразделение самолётов Эмбраер 145, Л-410 и 7 региональных аэропортов республики Коми, один из которых Сыктывкар является международным.

Организаторы проводят Авиарегион в разных регионах страны, ведь потребность в малой авиации есть везде. А главная целевая аудитория – это молодое поколение.

Алексей Новиков – организатор авиасалона «АВИАРЕГИОН»

Небо это прекрасная профессия, которая привлекает настоящих ребят. Которые имеют свою цель свой смысл жизни и свой путь. Им надо помочь сформироваться, правильно выбрать свою профессию. Мы считаем, что инженерные науки фундаментальные, за ними будущее.

На Авиарегионе было представлено несколько учебных заведений, в том числе Санкт-Петербуржский университет гражданской авиации, в котором сегодня можно получить профессию пилота, диспетчера, штурмана, а также менеджера, экономиста и другие. Для того, чтобы поступить, необходимо выполнить несколько условий.

Георгий Асланян – специалист отдела связей с общественностью Санкт-Петербургского Университета гражданской авиации

Основные экзамены у нас это русский, математика, физика. Среднее образование, здоровье первой категории. В этом году был проходной по ЕГЭ минимальный был 270 баллов. За аттестат среднего образования с золотой медалью даёт привилегию плюс 5 баллов к общему показателю ЕГЭ.

Студентка университета Анастасия Пискунова, говорит, что самым сложным при поступлении, было прохождение медкомиссии. Но у неё всё получилось.

Анастасия Пискунова – студентка Санкт-Петербургского Университета гражданской авиации

Я начала ездить, путешествовать, вся эта суета, аэропорты, самолёты. Начала интересоваться, читать… Честно, я специально этого не делала и пришла к выводу, что хочу стать пилотом. На первом курсе 14 девушек, в моей группе – 4.

В Сыктывкаре есть свой институт, где занимаются научными разработками, связанными с беспилотной авиацией.

Владимир Миронов – директор института точных наук и информационных технологий Сыктывкарского госуниверситета им П. Сорокина

Мы на профильных кафедрах разрабатываем соответствующие алгоритмы, методики, которые в том числе и в беспилотных летательных аппаратах позволяют решать задачи автономного движения этих беспилотников. Ну, и прочие задание, которые связаны с механикой.

На авиасалоне была представлена научная работа студентов института - проект Тайга 5Д, включающий в себя наземные и воздушные измерения, а также использование снимков со спутников.

Дмитрий Квочкин – ассистент кафедры радиофизики и электроники СГУ им П. Сорокина

Проект сам направлен на проведение автоматизации лесных выделов, лесных массивов, ну и последующее проведение каких-то прогнозирований, технических расчётов. Сам проект представлен из наземной части, воздушной части – беспилотный летательный аппарат, который занимается аэрофотосъёмкой. Ну, и съёмки со спутника. Комбинируя все данные, можно построить 3Д модель лесных массивов. И по этой модели оценить экономический задел текущей области.



Пилотажная группа Русь постоянный участник Авиарегиона. Мастерство пилотов будоражит сердца зрителей. Слётанность, высший пилотаж, красивые самолёты… Как много мальчишек и девчонок, мечтают быть похожими на них… А ведь оказывается, что большинство пилотов-ассов начинали летать в аэроклубах, на планерах и самолётах ЯК-52. Один из них находился на аэродроме Мячково.

Игорь Душечкин –лётчик пилотажной группы «Русь»

На той стороне, где вышка стоит, там как раньше он базировался. Очень много техники было. Были ЯК-52, планера, Вильги и всем места хватало в воздухе. Все летали, достаточно интенсивная работа была.

Для командира Руси авиация началась с планера. Анатолий Марунько вспоминает, что первое выступление пилотажной группы состоялось на аэродроме Тушино в 1987.

Анатолий Марунько – командир пилотажной группы «Русь»

По всему миру, в каждой стране пилотажные группы существовали. В Советском Союзе, когда группа создавалась, подобных групп не было. Была группа для демонстрации полётов на возможности авиационной техники в Кубинке.

Шоу и авиационные праздники – это не основная деятельность группы «Русь». Главное – это обучение. К сожалению, сегодня даже в ДОСААФ можно пойти только за деньги, но не исключено, что скоро начнутся изменения к лучшему…

Анатолий Марунько – командир пилотажной группы «Русь»

Возможно, будем готовить для ВВС курсантов.

Неизменным гостем и гвоздём программы любого авиарегиона становится самолёт ТВС-2МС. Старый добрый Ан-2, получивший новое «сердце» в СибНИА, живёт активной жизнью. В Сыктывкар ТВС-2МС прилетел в медицинской версии для демонстрации своих возможностей в качестве самолёта санитарной авиации.

Александр Козлов – инженер по эксплуатации ООО «Русавиапром»

Рассматривать новый самолёт – это тяжеловато, потому что пока наработается, сделается – уйдёт много денег. А в рамках того, что у нас осталось много ресурсных АН-2. Зачем им валяться на свалках. Реально дешёвые планера, которые проходят капитальный ремонт, восстанавливаются и становятся вот. Вот у этого в качестве АН-2 налёт порядка 8000 часов. А если дать ему вторую жизнь, то пусть ещё поработает. Что в принципе он и делает.

Другой не менее интересный самолет, демонстрационные полёты которого можно часто увидеть на авиационных праздниках – двухдвигательный Текнам. На борту воздушного судна установлено специальное оборудование, позволяющий выполнять множество функций.

Максим Игнатов – частный пилот

Начиная от патрулирования береговых линий, лесов, линий электропередач до наблюдения с воздуха за движущимися объектами по земле и по воздуху соответственно. Ну, и самая распространённая задача – это поиск людей в лесу.

Ну и конечно же, как всегда на пять с плюсом отработала пилотажная группа «Челавиа». В Сыктывкаре им разрешили показать полную программу, и они летали на славу и над набережной реки Сысола, и над аэродромом, и десятки тысяч зрителей смотрели восхищённо в небо, как выполняла пилотаж пятёрка уже известной во многих городах пилотажной группы.

Зрителям – лётная программа, а частные пилоты получили возможность пообщаться с гражданскими, и получить что-нибудь полезное и для себя. Например, на авиарегион приехали представители ЦАИ - официального государственного поставщика аэронавигационной информации,  которые пока не так известны среди частных авиаторов

Сергей Маслов – старший специалист ФГУП «ЦАИ»

Мы приехали, чтобы те документы аэронавигационной информации, которую ЦАИ представляет для малой авиации, для частных пилотов. Это, естественно, прежде всего полётные карты, новый сборник, который охватывает аэродромы класса Г, Д, Е, посадочные площадки на всю Россию. Это аэронавигационные планшеты, которые содержат всю информацию – это и карты, и нотамы и схемы.

Авиасалон малой и региональной авиации Авиарегион 2016 состоялся. Республика Коми, в этом году отметившая 95-летие, встретила праздник хорошей погодой, и аэродром посетило более ста тысяч зрителей. На протяжении двух дней в небо поднимались лучшие пилоты страны, посетители могли посидеть за штурвалом настоящих самолётов, а на сцене звучали хиты Вадима Захарова, так любимые авиаторами.



Спонсор нашего выпуска, компания Эрвин с 2005 года поставляет на российский рынок авиационный бензин Б-91/115 производства польского завода OBR. Не забывайте, что в летний период особенно важно использовать качественное топливо, проверенное многими сотнями тысяч лётных часов.



Ведущий: Авиации все возрасты покорны. Частный пилот из Кызыла Александр Иванович Афанасьев стал этому ещё одним подтверждением. Сегодня вертолётчик уверенно летает на Робинсоне 44, но всего четыре года назад задавался вопросом «а смогу ли я это сделать в таком возрасте?» Наш следующий сюжет о том, как детская мечта стала реальностью, а ещё… Удивительно прекрасная природа республики Хакасия.

Александр Афанасьев – частный пилот

Мы прилетели в приток Енисея, большого Енисея речка Чапша. Тувинское название такое. Уже в течение трёх лет летаю сюда всегда летом примерно раз в неделю.

Красотами с высоты птичьего полёта Александр Иванович Афанасьев любуется четыре года. Уже будучи дедушкой, Иваныч, как называют его друзья, вспомнил о своей мечте… В детстве ему, как и многим другим мальчишкам, хотелось стать лётчиком.

Александр Афанасьев – частный пилот

Пытался собрать палку. Наклеил перья и махал, думал, что я полечу. Это еще года 4 было мне. А во время работы, учебы, дети, не было времени заняться этими полётами.  И только, когда пошёл на пенсию, дети выросли. Стал свободным. Вот увлёкся, вспомнил детство.

Александр Иванович -  первый и пока единственный частный пилот в Туве. Здесь он прожил всю жизнь. Родился и вырос,  окончил деревенскую школу, поступил на геолога в Красноярский политех, из которого вышел с красным дипломом. 12 лет работал по профессии, а затем началась перестройка…

Александр Афанасьев – частный пилот

Геологию перестали финансировать, геология престала существовать. Оказался без работы, вообще зарплату не получали. Было страшно, когда дети, нет зарплаты и нет возможности что-то купить. Медленно начал заниматься предпринимательской деятельностью. Сейчас развился достаточно хорошо и есть возможность купить вертолёт и летать.

Мечта летать на вертолёте была сверхзадачей. Сначала Александр Иванович освоил автожир. Вспоминает, как учился в группе с молодыми ребятами, которым все давалось проще и получалось быстрее. А сейчас уверен, что превзошел и их, а в первую очередь самого себя!

Александр Афанасьев – частный пилот

Автожир я начал для пробы. Я не был уверен, смогу ли я летать, все-таки на пенсии уже. Но когда полетал на автожире с годик, я понял, что я могу летать. На автожире реальное чувство полёта, там нет кабины. Летишь… Земля, воздух… Вертолёт немножко не так. Летишь по прямой, на дальние расстояния. А сам полёт, ощущения полёта – автожир.

Летает Иваныч одинаково уверенно и на автожире, и на вертолёте. Налетав в общей сложности более 300 часов за 4 года, он считает, что ему есть чем поделиться даже со своим инструктором. А успехи пилота из Кызыла того нисколько не удивляют.

Дмитрий Шадрин – частный пилот, пилот-инструктор А. Афанасьева

Упорство – это юношеская задорность в своих действиях, человек наслаждается тем, что он делает. Это, я считаю очень важным, делать то, что тебе нравится. Это яркий пример, человека, который делает то, что ему нравится. Делает это успешно!

Полёты в условиях крайнего севера, в горах имеют свои особенности. Чистые нетронутые места, верховья Енисея, горные речушки, из которых можно зачерпывать воду руками и пить… Романтичные красоты северной России… Но это с одной стороны, с другой - дикие места…  Например, есть все шансы столкнуться с медведем

Александр Афанасьев – частный пилот

Прилетели на избушку ночевать. Поймали рыбы немного, стол, поели, оставили все продукты на улице, утром проснулись - ничего нет. Медведь пришёл, всё съел, а мы даже не слышали. Он так осторожно шёл, что мы не слышали даже. Он все продукты съел кроме колбасы, колбасу есть не стал.

После этого случая Александр Иванович готовится к встрече с незваным гостем. Продукты надёжно прячут, берут с собой перцовые баллончики. Медведей убивать запрещено, хотя в этих местах каждый год происходят случаи, когда хозяин леса нападает на людей. Другие обитатели менее агрессивны. Норка любит полакомиться пойманной рыбкой. Речка Чапша богата хариусом.

Юрий Бондарев – товарищ Александра Афанасьева

Клёва нет, как-то так слабенько, но на уху поймали.

Охотник и рыбак Юрий Бондарев обошёл, а теперь и облетел эти места со своим другом частным пилотом Александром Афанасьевым. За 20 лет общения, говорит, что не перестаёт учиться у своего товарища.

Юрий Бондарев – товарищ Александра Афанасьева

Такой же и в молодости был, а сейчас вроде уже и немолодой, а не каждый молодой сможет за ним угнаться. За этой его энергией движения.

Александр Иванович летает на автожире МТО спорт, на вертолёте Робинсон 44… Удивляя и восхищая местных жителей, и конечно, своих родных и близких друзей. У себя на работе он соорудил лифт, с помощью которого поднимает вертолёт на крышу здания. Все технические решения пилот придумывает и воплощает сам. Он невзирая на возраст ставит цели и достигает их… Сегодня у Иваныча есть новая…

Александр Афанасьев – частный пилот

Хотел бы слетать на Байкал. Но одному страшновато, найти бы компаньона, 2-3 вертолёта… Опытного пилота бы, на Байкал страшновато. Но планы такие есть. И желающие есть с Новосибирска, разговоры ведутся.

Что ж пожелаем Александру Ивановичу удачи и ждём впечатлений от новой Байкальской цели! Приятно, когда в авиацию приходят такие люди, и получают возможность летать в самые трудноступные районы нашей страны. Ведь для этого и существует авиация общего назначения.

Ольга Кузнецова, FlightTV

Ведущий: А я с вами прощаюсь, ставьте нам лайки в соцсетях, чтобы получать новости АОН, и подписывайтесь на наш канал в Ютубе, чтобы отслеживать появление новых выпусков. В студии был Александр Швыдкин, увидимся.