Flight TV - Выпуск 54






Наследие Пауэрса. Продаётся компрессор сбитого в 1960 году Lockheed U-2.
Единое целое. В США представлена новая концепция гибкой механизации крыла.
Справка об отсутствии. Минтранс готовит правила учета БПЛА.
21 век – эра беспилотников. Спецрепортаж о конференции «Аэронет-2016»

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире 54 выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин. Спонсор нашего выпуска – компания «Эрвин», поставщик авиационного бензина Б-91/115 производства польского завода OBR. Летайте безопасно!

Новости авиации!

На доске частных объявлений «Авито» выставлен на продажу компрессор со сбитого самолёта «Lockheed U-2» американского разведчика Пауэрса. Продавец утверждает, что устройство досталось ему от деда, который работал в Монино в начале 1960 годов, а после унёс запчасть к себе домой. Фрагменты U-2 были переданы в институт ВВС для изучения, после чего выставлялись на ВДНХ. Автор объявления сообщает, что после проведения выставки экспонаты были отвезены обратно в Чкаловский гарнизон и около десяти лет хранились в запасниках. Компрессор продаётся как коллекционная вещь, но в рабочем состоянии. Дед владельца компрессора сконструировал из него покрасочное устройство, и красил им автомобиль и мотоцикл. Цена лота — сто двадцать тысяч рублей.



В США представлена очередная концепция гибкой механизации крыла. Совместная разработка NASA и MIT заключается в поверхности с особой структурой, напоминающей оперение птиц или рыбью чешую, где управляющие плоскости соединены с крылом в единое целое. Новая технология позволяет произвольно менять форму крыла прямо в полёте, оставляя его максимально гладким, а на земле ремонтный робот будет анализировать повреждённые участки и при необходимости оперативно менять пришедшие в негодность чешуйки. Информации о ресурсе подобного материала, сохраняющего приемлемую гибкость и прочностные характеристике при перепадах температур от -70 до +60 пока нет, равно как и о предполагаемой стоимости его технического обслуживания и ремонта. Подобные идеи уже использовались ранее как в СССР при создании самолёта М-17, так и в NASA. однако сейчас их ренессанс происходит при новом технологическом уровне, который всё-таки позволить начать её массовое применение.



Министерство транспорта Российской Федерации готовит правила постановки на учет беспилотных летательных аппаратов, которые будут включать в себя критерии тех, кому откажут в праве ими владеть и управлять. Беспилотниками не смогут владеть люди, ранее судимые по статьям за общественно опасные деяния, а также состоящие на учете в наркологических и психоневрологических учреждениях. Аналогичные критерии используются при получении разрешения на владение гражданским оружием и управление транспортным средством. Кроме того, будет определён минимальный уровень компетентности владельца беспилотника, скорее всего, с помощью начального обучения по использованию воздушного пространства. 



Ведущий: Нас уже не удивляет присутствие робототехники. Всё чаще доводится слышать, что машины выполняют бытовые и производственные процессы быстрее и точнее человека. Разновидность робототехники – беспилотные авиационные системы. Мы, как авиационная телепрограмма, внимательно следим за этим формирующимся рынком, который способен серьёзно изменить технологический уклад российской экономики. Прошедшая недавно конференция Аэронет показала, что у нашей страны есть хорошие шансы занять лидерскую позицию в глобальной конкуренции. Подробности – в репортаже Валерия Чусова.

Две тысячи шестнадцатый год, начало 21 века. В результате бурного развития науки в мире накоплен потенциал для революционных изменений. Именно ему мы обязаны бурным развитием коммуникаций, сетей, информационных и промышленных технологий. Мы – свидетели и участники перехода человечества на новый уровень технологического развития. Нас уже не удивляет присутствие робототехники. Всё чаще мы слышим, что машины выполняют многие бытовые и производственные процессы быстрее и точнее человека. Одна из разновидностей роботов – беспилотные авиационные системы. Уже ясно, что именно беспилотный транспорт – одно из главных направлений прогресса в ближайшие десятилетия.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Из беспилотников может вырасти большой, огромный, гигантский новый рынок. Это будет гигантская отрасль. Россия должна принять участие в борьбе за этот рынок, занять на нём достойное место, собственно, что мы и делаем.

Переход в новый технологический уклад способен серьёзным образом изменить экономику государств. Эти изменения повлияют и на политическую картину мира. Какое место займёт Россия в ближайшем будущем? Каковы наши шансы завоевать позиции лидера в глобальной конкуренции? Шансы очень хорошие, если посмотреть на формирующиеся рынки.

Один из таких рынков ‑ беспилотные авиационные системы. Их развитию была посвящена научно-практическая конференция «Аэронет-2016».

Развитие рынка беспилотных систем является одним из государственных приоритетов Национальной технологической инициативы, провозглашенной Президентом России в 2014 и 2015 году.

Большинство ведущих разработчиков, производителей и эксплуатантов из беспилотной авиации собрались на конференции, чтобы обсудить существующие барьеры развития и наметить шаги по их преодолению. Как считают профессионалы, у России есть шансы преодолеть технологическое отставание. Именно в этой отрасли прорыв вполне возможен!

Сергей Жуков, лидер и соруководитель рабочей группы «Аэронет», вице-президент НП «ГЛОНАСС»

Первое препятствие - это неразвитость нормативной базы, и я бы ещё сказал – несогласованность игроков. Новые игроки, старые игроки. Нормативка. Второе – это люди. Был же провал, и это всем известно, в 90-е годы. Старое поколение уходит, а среднее в провале. И сейчас растёт новая моложёжь, её надо обучать. Следующий момент – это известный в силу исторических причин провал в технологии. Мы начинали в свой время, в 40, 50, 60, 70, 80 годы мы лидировали в беспилотном деле. Сейчас, к сожалению, мы отстаём, не сильно, но отстаём.И ещё санкции. С другой стороны санкции – они мотивируют выживать. Причём мотивируют как инженеров, так и чиновников. И поэтому есть надежда на рывок.

Еще до принятия пресловутого закона 462-ФЗ  в рабочей группе Аэронет была обсуждена добровольная система учёта беспилотных воздушных судов. А затем она была реализована силами Ассоциации ЭРБАС. Это доказывает способность отрасли самостоятельно осуществлять любые ответственные процедуры под контролем государства и без дополнительной нагрузки на бюджет.

Глеб Бабинцев, директор ассоциации ЭРБАС, член президиума Федерации авиамодельного спорта России

С пятого марта этого года, когда система запустилась, в ней зарегистрировано более трёх тысяч беспилотных воздушных судов. И в этих трёх тысячах чуть более шестисот – авиамодели, а всё остальное это хоббисты, разработчки.

Собравшиеся обсудили все основные аспекты, связанные с развитием новой беспилотной сферы. Законодательство, процедуры учета и сертификации, создание необходимой инфраструктуры и подготовка кадров, которой на конференции было уделено немало внимания. Будущее планируется не одним днём, так Дорожная карта Аэронет имеет горизонт планирования до 2035 года, а это значит, что будущую Россию будут создавать сегодняшние школьники. Сложившаяся система образования в России, увы, далека от совершенства и её возрождение, начиная от реформирования урока «Технология» и массовых занятий авиамоделизмом в технических кружках до профессиональной аттестации специалистов на рабочих местах, является насущной задачей Национальной Технологической Инициативы.

Технологические барьеры ‑ еще одна задача, на решение которой уже выделены серьезные ресурсы. Прежде всего необходимо отработать технические решения и стандарты, позволяющие беспилотным летательным аппаратам летать в общем не сегрегированном воздушном пространстве вместе с пилотируемыми судами. В основном это пилотируемые суда авиации общего назначения, летающие на одних с беспилотниками высотах в классе «гольф» воздушного пространства.

Владимир Тюрин, президент и председатель правления AOPA-Россия

Есть технологическое разделение, которое приводит к проблемам при полётах беспилотных аппаратов в общем воздушном пространстве. Соответственно, эти проблемы надо решать. И у нас совершенно очевидные в этом вопросе опасение или задача, мы должны решить, каким образом это сделать. Не вижу никакой конкуренции, это наша общая задача, которую нужно решить. Мы видим те ниши, в которых применение беспилотных летательных аппаратов несет в себе явное преимущество.

На многих сложившихся рынках наше технологическое отставание вряд ли удастся наверстать в обозримые сроки. Однако именно в области беспилотных систем Россия уже сегодня работает на мировом уровне. Наши гражданские беспилотники используются почти в 100 странах мира! И этот путь от нуля инновационная сфера Аэронет проделала за последние два года! Да, мы немного отстаём от лидеров, но это преодолимо, говорят эксперты:

Сергей Жуков, лидер и соруководитель рабочей группы «Аэронет», вице-президент НП «ГЛОНАСС»

Мы считали прямо по разделам – знаете там, скажем, планеры, малые аппараты, большие, двигатели, электрохимические источники тока. У нас получилось от трёх до семи лет отставания. А по некоторым вещам как автозависимое наблюдение вещательного типа мы даже впереди примерно на год ‑ на два мирового уровня. Поэтому не всё так потеряно И малые аппараты, малые беспилотники у нас хороши. В полезных нагрузках где-то есть тоже мировой уровень. Поэтому не всё так плохо.

Полётная программа, организованная в формате соревнований «Кубок разработчиков» является отличительной чертой конференции Аэронет-2016. Нигде в мире до сих пор не проводятся соревнования больших беспилотных летательных аппаратов, применяемых в гражданском секторе.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Как обычно, мы стремительно сокращаем наше глубокое отставание.

В каждой шутке есть доля правды и в подтверждение своих слов Дмитрий Николаевич назвал, что именно нужно для реального технологического рывка.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Тут просто: меньше дурацких законов, то есть не мешать. И не бояться экспериментировать. И снимать ограничения по экспорту. Нужно сделать так, чтобы наши компании могли создавать и продавать свою продукцию во все страны мира.

Погодные условия были непростыми – ветер, временами дождь. Но это не помешало участникам соревнований на Кубок разработчиков беспилотных авиационных систем. Для участия в кубке заявились 15 команд

Амир Валиев, генеральный директор «АФМ-Серверс»

Мы создаём беспилотные летательные аппараты, которые называются «Птеро». В основном специализируемся на бензиновых самолётах, которые летают не менее шести часов.

Как оказалось, соревновательная методика проведения кубка Аэронет наглядно выявляет сильнейших и это действительно лучшие компании Российского рынка беспилотников. Одну из таких компаний создал и руководит ею лично Президент Ассоциации ЭРБАС Амир Валиев.

К сожалению, в этот день техническая проблема помешала компании «АФМ Серверс» показать призовой результат в соревнованиях. Её беспилотный летательный аппарат «Птеро» попал в лётное происшествие  с серьёзным повреждением конструкции, но даже после такой серьезной поломки беспилотник удалось восстановить за полчаса, заменив хвостовую балку на новую.

Пусть не с первой попытки, но всё же удалось выполнить зачётные упражнения квадрокоптеру «Геоскан-401». Для выяснения дальности полёта с полезной нагрузкой он должен был совершать полёты по замкнутому маршруту, опуская груз в контрольных точках. Дрон разгоняется довольно быстро, и подвешенный груз раскачивает всю систему. Требуется точно подбирать динамику разгона и замедления. Поскольку управление дронами «Геоскан» полностью автоматическое, для выполнения задания пришлось внести изменения в программу.

Антон Драненков, Главный конструктор, руководитель беспилотного направления группы компаний «Геоскан»

Продемонстрирована возможность переноски груза в ограниченное время с максимально возможным грузом для данного типа летательного аппарата. Под дождём было произведено сканирование земной поверхности Результатом доволен. Это наша стандартная техника. Показали, что может работать в любых метеоусловиях Летают в полном автомате, роль оператора – направить на выполнение задачи.

 Немного пострадал при посадке дрон «АэроКарты», но всё кончилось хорошо – задание было выполнено.

Борис Лысенко, «АэроКарта комплекс»

Первая задача состояла в том, чтобы найти пропавшую туристическую группу… Удалось полетать, несмотря на погоду, и удалось показать результат. Не могу сказать, что он меня радует, но неплохой. Когда спускался на парашюте был чуть-чуть преждевременно отцеплен парашют… Ничего страшного Если мне сейчас нужно будет летать, то я за 15 минут приведу его в полётную готовность

Дети и подростки стали, возможно, самыми важными участниками мероприятия – ведь именно так начинают свою карьеру будущие пилоты и авиаконструкторы. На третий день конференции в Альферьево приехали юные авиамоделисты из Москвы, а также школьники из подмосковных городов. В том числе и воспитанники школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой имени Покрышкина в Монино.

Георгий Митрофанов, Никита Артёмов, Иван Гущин, школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина.

Нам провели мастер-класс, объяснили из чего беспилотник состоит и с чем его едят, и дали попилотировать один из них. С первого раза не получается…Это интересно и познавательно Я думаю, что нам это пригодится, будем поступать в… академию, которая специализируется на беспилотной авиации. Беспилотники – это будущее авиации, очень перспективное развитие. Оператор беспилотного аппарата занимается пилотированием, принимает решения.

Фактически история беспилотников началась с моделей самолётов. И сейчас этот спорт выглядит как развлечение, но для скольких авиаконструкторов и пилотов с них начинался путь в небо!

Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института

Сегодня делается очень многое.  Есть большое количество проектов в МАИ, других организациях. Я считаю что, сегодняшнее мероприятие объединяет усилия большого количества людей, чтобы это направление развивалось устойчиво и долгосрочно 18 Сегодня решения на уровне государства приняты… Важно, чтобы решения, которые были приняты, дали эффективный результат, чтобы деньги были потрачены, а сегодня предусмотрено финансирование на эти программы В мире рынок развиваются и мы не должны отставать от тех тенденций, которые сегодня существуют.

Завершением конференции «Аэронет-2016» стало награждение победителей всех прошедших соревнований – профессионального кубка разработчиков, чемпионата по дрон-рейсингу и конкурса для начинающих – здесь главным призом стал учебный дрон от «Геоскана», на котором молодые люди и соревновались. Дипломы и призы вручал организатор конференции – директор ассоциации ЭРБАС и член президиума Федерации авиамодельного спорта России Глеб Бабинцев.

Кубок разработчиков вручили в нескольких номинациях. По скорости и точности определения координат наземных объектов лучшей оказался «Геоскан», второе место заняла «АэроКарта», а третье место досталось «Ижмашу».

В гонке с грузом лучшим оказался мультикоптер «Геоскана». «АФМ-серверс» получила приз за лучшее техническое решение – первый в России дрон с гибридным приводом, сочетающим ДВС и электромотор.

«Аэронет-2016» стала настоящим праздником беспилотников во всех их формах. Разнообразие конструкций и возможностей показывает огромные перспективы этого направления. Конференция показала, что взаимодействие разработчиков, эксплуатантов и государственных органов развивается.

Спонсор нашего выпуска, компания Эрвин, с 2005 года поставляет на российский рынок авиационный бензин Б-91/115 производства польского завода OBR. Высокое качество польского Б-91 подтверждено сотнями тысяч лётных часов как на отечественных двигателях АШ-62 и модификациях М-14, так и на зарубежных Континентал и Лайкоминг. Выбирайте проверенное топливо!

Популярность дронов возрастает с каждым днём. Но помимо обычных сфер их применения умельцы находят и необычные. Один Кулибин из Великобритании озаботился, кажется, созданием низколетающей газонокосилки. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился наш выпуск, поддержите наш проект в соцсетях, поставьте нам лайк и поделитесь с друзьями. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!