Flight TV - Выпуск 55






Как стать пилотом? Коротко о частной авиации в России.
Отпустили на свободу. Снят арест с Ил-14П, но долг по транспортному налогу остался.
Джетмены и Альфа джеты. Ив России с товарищами и "Патруль де Франс" полетали вместе.
Светофлот к вашему дому. Британская компания Direct Line создала эскадрилью летающих уличных фонарей.

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире 55 выпуск FlightTV – народной программы для всех, кто влюблён в небо. В студии как всегда Александр Швыдкин. Спонсор нашего выпуска – компания «Эрвин», поставщик авиационного бензина Б-91/115 производства польского завода OBR. Летайте безопасно!

Год назад в 24 выпуске FlightTV мы рассказали вам про Александра Поддубного и его Ил-14П. Лётчик, выкупивший самолёт в 1993 у бурятского авиаотряда, имеет на него все документы и формуляры, и долг в три миллиона рублей по транспортному налогу. Самолёт тогда был арестован без права распоряжения имуществом, его дважды выставляли на торги за 3,5 миллиона рублей, но желающих купить раритет не нашлось. И вот радостная весть – не сумев продать Ил-14, государство сняло арест и вернуло самолёт владельцу. Самолёт теперь свободен и может летать. Есть предварительная договорённость с одним из авиаремонтных заводов на перегон и переборку Ил-14, после чего историческое воздушное судно в полном смысле сможет обрести вторую жизнь. Александр Поддубный в данный момент находится в поиске инвестора и после погашения долга по транспортному налогу готов сотрудничать с любым регионом, оставив самолёт, по возможности, в России.



Швейцарский пилот Yves Rossy, известный под именем Jetman, и французы Винсэн Реффэ и Фред Фугэн совершили совместный полёт с пилотажной группой «Patrouille de France. Экстремалы на реактивных ранцах-крыльях спрыгнули с вертолёта и приблизились к самолётам пилотажной группы на расстояние в несколько метров. Скорость совместного полёта составляла около 260 километров в час, высота – чуть более одного километра.



Британская страховая компания Direct Line привлекла специалистов по беспилотникам для создания эскадрильи летающих уличных фонарей. Коптеры можно будет вызвать с мобильного приложения и построить им маршрут с использованием геолокации. Например, в полностью автоматическом режиме осветить тропинку к дому от станции или глухую просёлочную дорогу. Также при необходимости через приложение можно связаться с диспетчером. Разработчики обещают, что заказ и управление дронами Светофлота (как можно перевести с английского название сервиса «fleet lite») будет не сложнее и не дороже заказа такси.



Последние выходные октября для активных членов межрегиональной общественной организации АОПА-Россия стали уже привычной датой – в эти дни проходит конференция "Авиация общего назначения России". Об итогах года и событиях в Российском АОН – наш репортаж.

Сначала мы планировали сделать ставший уже традиционным сюжет о цифрах и фактах, о количестве зарегистрированных воздушных судов, о том, сколько свидетельств у частных и коммерческих пилотов отобрала Росавиация, о новых достижениях и вызовах в российской АОН. А потом подумали о другом. В Соединённых Штатах Америки более 200 тысяч частных пилотов и ещё 400.000 с коммерческой лицензией, а также почти 20.000 аэродромов. В малонаселённых и труднодоступных районах самолёт или вертолёт есть практически в каждой семье. Вот так, например, выглядит один из гидроаэдромов на Аляске. Да в хорошо освоенных и обжитых штатах возле каждого крупного города помимо двух-трёх гражданских аэродромов есть несколько частных, где базируются сотни воздушных судов. Для многих американцев свой самолёт – это вполне заурядное транспортное средство.

При этом в современной России исторически сложилось, что любительская авиация какая-то полупризрачная. В представлении подавляющего большинства россиян владелец вертолёта или даже самолёта – это богатый человек, который ещё и сам не летает, а нанимает себе пилота. Однако дороговизна авиации – это миф. Опуская стоимость паралётов и дельталётов, которая начинается с нескольких сотен тысяч рублей, точка входа в «самолётовладельцы» ещё пару лет назад начиналась с миллиона рублей, за который можно было купить слегка подержанный двухместный «скайрейнджер» или подержанную, но в хорошем лётном состоянии американскую цессну. Сейчас в связи с падением рубля минимальный порог переместился ближе к двум миллионам рублей, что сравнимо стоимостью со стоимостью иностранного автомобиля среднего уровня. Да и стоимость эксплуатации лёгкого самолёта обходится примерно в такие же деньги, что и содержание автомобиля. 5.000 рублей в месяц за хранение на аэродроме, расход автомобильного бензина 10-20 литров в час. Если рассматривать семейную поездку куда-нибудь на море или к родственникам, или с друзьями на охоту-рыбалку, то перелёт на самолёте будет стоить столько же, сколько и поездка на автомобиле, но при этом в несколько раз быстрее – в отличие от автомобиля, который едет со скоростью потока по не самым прямым дорогам, проезжает через населённые пункты и светофоры, самолёт почти всегда летит по прямой со скоростью около 200 километров в час.

Несмотря на спад деловой активности и среднестатистическое снижение уровня жизни, рост частного авиапарка в России не прекращается. За счёт низкой базы динамика роста числа воздушных судов в России уже несколько лет сохраняется на уровне 15-20 процентов, а это 500-600 единиц в год. Количество частных пилотов в России увеличивается. И вот ставшая уже традиционной конференция межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов перебазировалась с аэродрома в тверской области, где всегда проходила раньше, в один из подмосковных санаториев. Поговорить было о чём. Количество частных пилотов растёт, а количество проблем не уменьшается.

Рубен Аганбегян, член правления АОПА-Россия

Вы знаете, у нас огромная страна с огромными территориями, нам нужно развивать эту инфраструктуру, потому что такие страны, как мы, они без авиации вообще не живут, и без малой в том числе. Нужно дать возможность рынку задышать, нужно максимизировать количество самолётов, тогда люди начнут стремиться к тому, чтобы у них были лучше самолёты, ремонтировать их, возникло бы много разных мест, где их чинить, и так далее, и система заживёт. В Америке и во многих других странах эта система она реально очень выгодна государству тем что она большая, про большие деньги и платит много налогов. Но чтобы это было, нужно начать с инфраструктуры и с того, на чём летать.

В уже упомянутых выше соединённых штатах Америки авиация общего назначения приносит в бюджет страны десятки миллионов долларов налогов и несколько сотен тысяч рабочих мест. Люди занимаются своим хобби и платят за это налоги. У нас же частная авиация – это серый сектор экономики. Купить и подготовить к полётам самолёт – не проблема. Новичку будут рады помочь все - начиная от ДОСААФовских и частных техников, с которыми можно за приемлемую сумму договориться на любую работу и заканчивая десятками компаний, которые подготовят новоиспечённому пилоту самолёт «под ключ». Регистрация самолёта тоже не сложная. А вот потом... Получить свидетельство лёгкой годности, аналог автомобильного техосмотра, и непросто, и просто дорого, от 100 тысяч рублей, и платить за него нужно ежегодно. Пройти обучение у частного пилота инструктора на своём самолёте и научится летать можно примерно за 300-400 тысяч рублей, получить официальное свидетельство частного пилота сложно – государство за последние три года перестало продлять сертификаты частных авиационных учебных центров, и в данный момент в России осталось два работающих центра – в Тверской области и в Казани. Но тем не менее все эти препоны не останавливают желающих летать – в небе гаишников нет, остановить самолёт в воздухе и оштрафовать за езду без прав некому. Поэтому многие пилоты и вынуждены становиться так называемыми «партизанами».

Рубен Аганбегян, член правления АОПА-Россия

Фундаментально я считаю, что у нас законопослушное население, но мы часто создаём барьеры, чтобы они не соблюдали законы, в связи с тем, что это дорого – получить документы, это муторно и огромные препоны. Система легализации авиационного средства должна быть максимально дешёвой, максимально простой, чтобы все легализовались. Дальше – может оно взлететь, не может оно взлететь, давайте с этим разбираться. Но должно быть легализовано.

            Помимо проблем, на конференции обсуждались и достижения частной авиации. Самым значимым и успешным из них является работающий уже более двух лет вертолётный поисково-спасательный отряд «Ангел». Члены этого отряда – частные пилоты, на своей личной технике, в своё личное время и на собственные средства помогают МЧС и добровольческому поисково-спасательному отряду Лиза Алерт искать потерявшихся в лесу простых людей.

Александр Михайлов, член правления АОПА-Россия

Люди в основном пожилые, в лес ходят они по необходимости, это для них жизнь зимой – грибы/ягоды. Самые тяжёлые случаи конечно же когда падает температура, это переохлаждение, обезвоживание. Мы работаем по всей стране. И поэтому, когда нужно, подключаются и Хабаровск, и Новосибирск, и Санкт-Петербург.

Более подробно о деятельности «ангелов» мы рассказывали в 23 выпуске FlightTV. Добавим лишь, что экипажи «Ангела» обнаружили и спасли этим летом и осенью 146 человек, в основном в московской области на юге Тверской. Искать заблудившихся частные пилоты готовы в любое время суток, лишь бы погода была лётной.

Александр Михайлов, член правления АОПА-Россия

Большинство в этом году вызовов, которые нам удалось отработать – это ночные вызовы. Человек днём теряется, к вечеру начинается паника, к ночи начинаются обращения в службы, и фактически 10-11-12 вечера – это нормальное время, в которое мы начинаем только работать.

Ищут людей не только вертолётчики, поиски осуществляется и с помощью самолётов и дельталётов. Для авиаторов характерна взаимовыручка и гражданская позиция. Помимо поиска людей те же «Ангелы» разработали мобильное приложение «ангел камера», которое позволяет сфотографировать с воздуха, к примеру, какое-либо  происшествие и за два клика отправить снимок в штаб, где информация будет передана в ответственные организации.

Александр Михайлов, член правления АОПА-Россия

Мы есть, мы готовы, мы умеем. С нами надо чуть-чуть наладить взаимодействие, и будет всё прекрасно. Это может быть огромной помощью любым службам. Есть примеры во всём мире, когда добровольцы, авиация помогают государству везде где только могут. Одна наша система мониторинга пожаров с борта АОН в этом году показала, что около 200 пожаров мы передали по всей стране.

Частные пилоты не теряют надежду, что государство рано или поздно услышит их позицию, возобновит деятельность легальных авиационных учебных центров, и приведёт законы в порядок, чтобы получить лётную годность на воздушное судно будет не сложнее, чем ПТС на автомобиль.

Если после просмотра этого сюжета у кого-то возникло желание стать авиатором – приглашаем вступать в ряды АОПА. Членский взнос – 2000 рублей в год, и вы получите всю необходимую справочную информацию, как стать частным пилотом. Ну а у действующих пилотов АОПА воспринимается уже не как ассоциация, а скорее клуб по интересам.

Рубен Аганбегян, член правления АОПА-Россия

Пользуясь случаем, я хочу сказать каждому частному пилоту, который будет смотреть вашу передачу, что если ты частный пилот и не член АОПЫ, подумай, не вступить ли тебе, не стать ли частью организации, которая защищает твои права, которая пытается сделать нашу общую жизнь и полёты лучше.

Спонсор нашего выпуска, компания Эрвин, с 2005 года поставляет на российский рынок авиационный бензин Б-91/115 производства польского завода OBR. Высокое качество польского Б-91 подтверждено сотнями тысяч лётных часов как на российских двигателях АШ-62 и модификациях М-14, так и на зарубежных Континенталь и Лайкоминг. Выбирайте проверенное топливо!

Профессия пастуха считается непрестижной. В деревне говорят: будешь плохо учиться в школе – пойдёшь коров пасти. Уж не знаем, насколько хорошо учились в школе сегодняшние герои нашей традиционной рубрики «Без комментариев», но с тёлками они управляются отлично. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, поддержите наш проект в соцсетях. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!