Flight TV - Выпуск 6






GE Aviation испытала реактивный двигатель, напечатанный на 3D принтере.
Американский хакер Крис Робертс перехватывал систему управления рейсовых авиалайнеров.
Компания HeliWhale разработала тренажёр для обучения висению в воздухе на вертолётах.
В погоне за правдой или сказ про то, как частный пилот из Хабаровска вот уже почти год пытается получить СЛГ...
Столице Арктики – сто лет! Диксончанин Виктор Михайлов прилетел к себе на родину на сверхлёгком «Скай Рейнджере».
Ярославлю - 1005 лет. 29-31 мая пройдёт авиатурслёт «Золотое кольцо».

Текстовая версия выпуска


ВЕДУЩИЙ: В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо. Спонсор наших выпусков - компания "Аэроволга" продолжает серийное строительство амфибий Ла-8 и разработку двухместного самолёта-амфибии «Борей». В студии по-прежнему Александр Швыдкин, здравствуйте!
В погоне за правдой или сказ про то, как частный пилот из Хабаровска вот уже почти год пытается получить СЛГ...
Столице Арктики – сто лет! Диксончанин Виктор Михайлов прилетел к себе на родину на сверхлёгком «Скай Рейнджере»
Ярославлю - 1005 лет. 29-31 мая пройдёт авиатурслёт «Золотое кольцо».
------------------------
Подразделение Additive Development Center компании GE Aviation провела стендовые испытания простого и компактного реактивного двигателя, полностью состоящего из компонентов, напечатанных в 3D принтере. Главная цель проекта заключалась в проверке технологии послойного аддитивного наращивания, когда та или иная часть создается с помощью нанесения металлического порошка, слои которого соединяют с помощью лазера. В основу 3D-напечатанного агрегата легла модель компактного двигателя, который используется в радиоуправляемых моделях. Полученный образец совершает 33 000 оборотов в минуту. Как говорит представитель компании GE Aviation Мэтт Бенви «Вам не нужно использовать множество разных и сложных инструментов — все делается на одном станке из той 3D-модели, что находится на вашем компьютере. Во-вторых, при помощи этой технологии можно получить геометрии, которые невозможно было бы получить при создании детали обычными способами».
----------
30 и 31 мая в Сочи над олимпийским стадионом состоится выступление пилотажных групп на реактивных и поршневых самолетах. В программе авиашоу «Олимпийское небо» заявлены пилотажная группа «Русь», аэроклуб «Первый полёт», латышская группа Baltic Bees jet team , а также одиночные выступления известных российских спортсменов Светланы Капаниной, Елены Климович, Александра Курылёва и Михаила Мамистова. Взлет воздушных судов будет производится с аэродрома Адлер, в окрестностях которого есть много удобных точек для споттинга. Авиашоу «Олимпийское небо» проводится вместо анонсированного, но отмененного этапа воздушных гонок Red Bull Air Race. Вход на стадион бесплатный
------------------------
В Воронежской области на полигоне Погоново с 30 мая по 4 июня состоится очередной всероссийский этап конкурса лётных экипажей «Авиадартс-2015». В программе заявлено выступление 140 пилотов на более 60-ти единицах самолётов и вертолётов, включая российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Кроме него, в небе над Воронежской областью пилоты ВВС России будут соревноваться на различных типах истребителей Су- и Миг, бомбардировщиках Ту-22М3, боевых вертолётах Ми-28Н и Ка-52. Планируется участие пилотажных групп «Соколы России», «Русские Витязи», «Стрижи», «Беркуты» и «Крылья Тавриды». Чтобы попасть на авиашоу, необходимо доехать до посёлка Берёзовка левобережного района, откуда зрителей заберут специальные автобусы Военно-воздушной академии. Вход на авиашоу свободный.
-----------------
Второй ежегодный российский фестиваль авиационного, авто и мотоспорта AVIA FEST 2015, который должен был пройти 29 мая на аэродроме Дракино, по просьбе Департамента Авиации ДОСААФ переносится на сентябрь 2015 года. Причина - проведение Международного военно-технического форума «Армия – 2015».
--------------------------
Нижегородское центральное конструкторское бюро имени Алексеева завершило эскизное проектирование океанского экраноплана А-50 со взлётной массой свыше 50 тонн. Экраноплан, который сможет перевозить 100 пассажиров с планируемой скоростью полёта до 450 км в час и дальностью до 5000 километров планируется передать заказчикам через 3 года.
---------------------------------
В Москве состоялся учебно-методический сбор. Должностные лица служб безопасности полётов государственной авиации РФ и представители Минобороны объявили о создании программно-аппаратного комплекса Единой информационно-аналитической системы безопасности полётов военной авиации. Предполагается оборудование объектов системы во всех авиационных формированиях вооружённых сил российской федерации с интегрированием в неё других субъектов государственной авиации России.
---------------------------------------------------------
Находящийся под следствием по подозрению во взломе электронных систем самолётов американский хакер Крис Робертс рассказал на допросе сотрудникам ФБР, что неоднократно перехватывал систему управления рейсовых авиалайнеров. ФБР заинтересовалось Крисом после его публичного признания в твиттере. По словам хакера, он взламывал различные типы Boeingов и Airbusов более 10 раз. В результате он получал возможность контролировать траффик данных в кабине пилотов и управлять некоторыми параметрами движения самолёта. Крис Робертс является основателем компании One World Labs и известен как эксперт в вопросах кибербезопасности. Пока ему не предъявлено обвинений, однако агенты ФБР считают, что он через развлекательную систему действительно мог проникать в бортовые компьютеры самолётов, на которых был пассажиром.
----------------------------
На сайте change.org опубликовали петицию в защиту знаменитого павильона «рюмка» в аэропорту Шереметьево. В советские годы она была символом аэропорта и узнаваемым брендом для прилетавших в Москву авиапассажиров. Сейчас же здание намечено под снос вместе с комплексом терминала Би. Автор петиции Андрей Кириллов предлагает перепрофилировать рюмку в зал ожидания повышенной комфортности, в посадочный павильон или в наземную часть северной станции подземного тоннеля, которым планируется соединить терминалы аэропорта.
---------------------
Кемеровская компания HeliWhale, производитель вертолётов Афалина, на выставке Хелираша презентует свою разработку – механический тренажёр для обучения висению в воздухе на вертолётах.
Яков Колесник, генеральный директор HeliWhale
09:54 Для моторики, для первоначального это очень эффективно, чтобы понять как висеть и что это такое. 10:07
Тренажёр эффективно развивает асинхронную моторику мышц у начинающих пилотов, не требует какого либо обслуживания, очень прост и эффективен. Путём замены шарика и системы рычагов тренажёр оптимизируется под различные типы вертолётов – от Москитола до Ми-8.
Яков Колесник, генеральный директор HeliWhale
11:30 Цели и задачи у нас – это чтобы шарик находился в маленьком красном круге – это имитация висения (запустить перебивку и вырезать эээ) вертолёта 11:37 // 11:39 если мы хотим усложнить задачу, мы начинаем в это время двигать рукой и нужно, чтобы шарик также не уходил из круга. Можно ещё подвигать ногами, и при этом шарик тоже должен всегда находиться в центре. 11:55
По словам опытных пилотов, совпадение моторики в реальном полёте и на тренажёре – в районе 95%. Стоимость новинки – 22000 рублей, приобрести тренажёр можно будет на стенде 4H. Также, напоминаем, на этом стенде впервые будет представлен макет скоростного двухместного вертолёта «Афалина»
------------------------
ВЕДУЩИЙ: С каждым годом небо становится для российских пилотов всё ближе. А вот о воздушном законодательстве такого, увы, не скажешь. В нашем репортаже мы покажем историю одного пилота, который купил иностранный самолёт. На примере Сергея Долженко из Хабаровска предлагаем вам посмотреть, через что придётся пройти каждому, кто в нашей стране хочет летать легально на типовом самолёте, которого нет в реестрах МАК
---------------------
Сергей Долженко из числа тех людей, которые со временем смогли осуществить детскую мечту - научиться летать и даже купить собственный самолёт. Аэро Коммандер - 520 прилетел из американского города Ангелов в Хабаровск своим ходом.
Сергей Долженко, частный пилот
Поскольку это самолёт, купленный и ввезённый как самолёт, а ни как набор запчастей. Был контракт на покупку самолёта, то при подаче документов в государственный реестр, был зарегистрирован как самолёт, произведённый компанией «Пайпер». Он имеет серийный номер, получил регистрационный знак, как серийный самолёт.
Самолёт получил регистрационный номер RA-01803, а Сергей согласно федеральным авиационным правилам №132 подал заявку на сертификацию воздушного судна. Однако сделать это оказалось не то что сложно, а невозможно.
Сергей Долженко, частный пилот
С одной стороны у тебя самолёт, зарегистрированный как серийный и типовой. С другой - сертификацию ты должен ему сделать как единичному ВС. Здесь начинается длинная переписка с заводом - изготовителем, который говорит, что самолёт в данной конфигурации не выпускался. Есть сертификат типа, в котором прописано, какой это должен быть самолёт, у вас он другой. Но это и понятно. Самолёт который прожил жизнь. У него менялось оборудование. Фактически это так и есть. Таким он на заводе не выпускался.
Таким образом, у нашего героя остался только один вариант - получить СЛГ как на единичный экземпляр воздушного судна. Но в управлении задали вопрос, почему тогда регистрационный знак самолёта не заканчивается на букву G?
Каждому авиатору известно, что если у ВС есть сертификат типа или удостоверение о годности к полётам, то его бортовой номер выглядит точно так же, как у Сергея - а именно 5 арабских цифр. Если же воздушное судно зарегистрировано, как Единичный экземпляр, то завершающий символ в номере - G, для сверхлёгких судов - буква А. Все знают эти неписанные правила, однако документального подтверждения этого порядка нет. Если руководствоваться нынешним законодательством, то получается следующая картина.
Владимир Тюрин, Президент АОПА-Россия
Именно с ЕЭВСАМИ комичная ситуация заключается в том, что есть ФАП 118, который регламентирует порядок сертификации таких ЕЭВС. Там чётко сказано, что опознавательные знаки ВС, которое сертифицировано как ЕЭВС, состоят из 5 арабских цифр. Никакой буквы в знаках быть не должно.
Получается, что-то вроде негласного правила, которое, как оказалось, не единственное. В МТУ у Долженко запросили руководства по лётной и технической эксплуатации на русском языке.
Владимир Тюрин, Президент АОПА-Россия
00:32 - 01:14 Нет таких правил, которые бы требовали перевода всей документации на русский язык иначе нужно быть последовательным и заставить переводить на русский язык всю документацию на Робинсоны, Боинги и Аэрбасы., которые эксплуатируются в РФ и стоят в реестре. Административный регламент, согласно которому выдаются СЛГ предписывает, что все заявления должны быть написаны на русском. Об эксплуатационной документации речи не идёт. Требования не основаны на действующем законодательстве.
Получается, что государственные учреждения, руководствуясь ли только здравым смыслом или опираясь на внутренний регламент, требует от владельца самолёта тех документов, которые Фапами не предусмотрены? Если оценивать затраты на сертификацию воздушного судна, то по закону это всего лишь госпошлина - 650 рублей. Однако каждый, кто сталкивался с этой процедурой знает, что за дополнительными документами тебя обязательно отправят в стороннюю организацию, услуги которой совсем не дёшевы. В ГОС НИИ ГА Сергею Долженко выставили счёт на 200 тысяч рублей.
Владимир Тюрин, Президент АОПА-Россия
01:07- 01:41 Однако, по действующему законодательству такая привлекающаяся организация не может привлекаться за счёт заявителя. Она привлекается РОСАВИАЦИЕЙ. Поэтому если у Росавиации не хватает собственных квалифицированных кадров для этой процедуры, она имеет право привлечь любую организацию и платить этой организации сам заявитель не должен. Это чётко написано в регламенте по выдаче СЛГ.
Так как же быть Сергею и ещё десяткам таким же как он, пытающихся летать по закону? Выход один - получать документы, в которых будет указана причина отказа выдачи СЛГ и обращаться в суд на Росавиацию. А межрегиональная общественная организация пилотов и владельцев воздушных судов в свою очередь готова оказывать пилотам содействие.
Подобные разногласия пилотов с МТУ возникают из-за нынешнего законодательства, не менявшегося много лет. С одной стороны можно понять чиновников МТУ, которые опасаются выдавать сертификат лётной годности на самолёт 1953 года выпуска. С другой - претензии пилота и нежелание платить огромные суммы за то, что по правилам стоит 650 рублей, так же понятны.
Ольга Кузнецова, Евгений Максимов, FlightTV
-----------------------------------
ВЕДУЩИЙ: Частный пилот Виктор Михайлов на своём сверхлёгком самолёте «Скай Рейнджер» к столетию Диксона пролетел через один из труднодоступных районов России – полуостров Таймыр. А в Чехии на День победы завершился этап планерных гонок в классе гран-при. Это относительно новый тип авиационных состязаний, где в центре внимания - зритель, и всё направлено на повышение зрелищности и превращении полётов в шоу.
----------
Завершилась авиавездеходная экспедиция, организованная к 100 летию основания посёлка Диксон фондом «Русь Исконная». Частный пилот Виктор Михайлов готовился к этому перелёту более года, совершая тренировочные полёты в другие регионы. Адаптировав свой Sky Ranger для полётов в Арктике, он осуществлял разведку пути и заброску топлива и снаряжения для плавающего колёсного вездехода на шинах сверхнизкого давления «Полюс-2М». За 38 дней участники экспедиции прошли более 2000 километров, побывав в нескольких десятках посёлках и селениях таймырского полуострова. На сайте trk-luch.ru можно посмотреть фильм об этой экспедиции, а в следующих выпусках FlightTV выйдет интервью с Виктором.
---------------
Авиационные виды спорта имеют одну серьезную проблему - они в большинстве своем малозрелищны или не зрелищны вовсе. Потому что либо полет происходит вдалеке от зрителей, либо правила понятны лишь судьям. Но у мировой авиационной общественность и в ФАИ есть понимание что ситуацию надо исправлять. Планеристы для этих целей придумали отдельное состязание, названное Гран-При, правила которого направлены на превращение полётов в шоу.
В начале мая в Моравских Бескидах - это горный массив в самой восточной части Чехии, прошел этап планерных Гран-При. Маленький по меркам Чехии аэроклуб в городке Фриндлант над Остравицей своими силами организовал гонки с участием лучших пилотов и провёл их на высочайшем уровне: прямая трансляция в интернете, двумерный и трехмерный трекинг показывающий положение и высоту планеров, а также интересные и динамичные задания.
Погодные условия в некоторые дни совсем не благоприятствовали – например, один из стартов осуществлялся при боковом ветре 15-20 м/с, нижний край порой бывал совсем не планерный, но соревнования это как боевые вылеты, если шансы что участники смогут взлететь и отойти от аэродрома есть, значит, подъёмы начинаются.

Ростислав Стрык, Лётный директор Гран-При
Итак. Первый участок пути, идущий от Лиса Гора вдоль склона направленного на юго-запад мы можем видеть что пилоты нашли хорошие восходящие потоки. Равнинный рельеф обращенный к слону это хорошее место чтобы найти термики. На трекинге мы видим что пилоты разделились на несколько групп, которые пытаются найти оптимальный путь и на первом месте остаются чешские пилоты Душан Годас и Мартин Пискачек, Карел Мареш и Питер Панек. Немного позади идет международная группа - Владимир Ирка, Себастьян Кава, Питер Крейчижик и Лима Юниформ - Мартин Межик.

Гран-При отличается от классических соревнований одновременным стартом и финишем планеров, что требует большей концентрации от пилотов и заставляет организаторов поволноваться. В тот день соревнований, когда приземный ветер с утра держал колдун горизонтально, можно было увидеть восхитительную картину одновременного финиша 7 планеров. Два часа потребовалось им чтобы пройти 200 км и на финише они оказались крылом к крылу. Шлейфы водяной пыли от сливаемого балласта, хорошо слышимый свист, издаваемый планером на скорости 200 км/ч - эта картина впечатлит любого посетителя аэродрома. И после пересечения финишной черты эффектный разворот на обратный курс и посадка.
Победителем гран-при стал многократный чемпион Мира, автор книг и популяризатор планеризма - поляк Себастьян Кава. Второе место занял поляк Ждислав Бендарчук и третье - чешский пилот Петер Панек. В качестве спортивных снарядов использовались планера с 18-метровым размахом, оснащенные водобалластными емкостями, максимальная взлетная масса ограничивалась 600 килограммами. Можно отметить интересный факт, что многие планера на соревновании были оснащены убираемыми двигателями, причем всех основных типов - ДВС, электро и даже реактивный.

Себастьян Кава,
00:27 Вначале было особенно занятно. Первый повотный пункт маршрута был расположен на Лыса Гора и высота его прохождения была ограничена 1200 метрами. За счет этого планера огибали антенну телевизионной вышки практически на высоте зрителей. Мы устроили им небольшое шоу. Сразу после этого мы нашли 2-3 метра поток. В принципе на этом гонка закончилась. Я выбрал поток и дальше полетел по прямой, поскольку облаков не было. 01:14

Россия старается идти в ногу с авиационным миром и передовой планерный аэроклуб в Усмани решил поддержать проведение Гран-При: недавно российская заявка была утверждена в ФАИ и в следующем году с 1 по 8 мая один из этапов Гран-При пройдет в Усмани. К участию приглашаются как российские так и иностранные пилоты. А для всех интересующихся авиацией будет доступна прямая трансляция этого события в интернете.
ВЕДУЩИЙ: В рамках празднования дня города Ярославля на аэродроме Туношна ждут в гости частных пилотов. И встретят гостей, как полагается – без оплаты аэродромных услуг, с бесплатной гостиницей и культурными экскурсиями.
--------
С 29 по 31 мая в честь празднования 1005-й годовщины основания Ярославля в ярославском аэропорту «Туношна» при активной поддержке Правительства Ярославской области пройдет АвиаТурСлёт «Золотое кольцо». Губернатор и Правительство области для участников авиатурслёта обеспечат бесплатные стоянки, взлёты и посадки на аэродроме "Туношна", а также проживание и питание в гостиничном комплексе "Любим" для 2 человек из каждого экипажа на все три дня проведения слёта. Взамен участники АвиаТурСлёта 30 мая, в День города Ярославля проведут показательные авиационные пролеты в центре города над Ярославской Стрелкой. Свой прилёт в Ярославль подтвердили уже более 30 лётных экипажей. Записаться в участники можно на странице мероприятия в фейсбуке.
Ведущий: Компания "Аэроволга", производитель серийных амфибий Ла-8, продолжает свои акции. Первые заказчики новой двухместной амфибии «Борей» получат её к осени по цене 85 000 долларов США. А частным пилотам, купившим Ла-8, Борей отдадут в подарок. Второй самолёт в семье лишним не будет.
Сегодня в нашей традиционной рубрике «без комментариев» - как видят авиационный парад на Красной площади диспетчеры, управляющие воздушным движением. А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки в фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся.