Flight TV - Выпуск 73




15902 метра. Perlan II установил мировой рекорд высоты на планере.
Первый в мире! Завершились испытания беспилотного гидросамолёта U-650.
Отвечаем на вопросы. Безопасность, экономика и особенности амфибии "Борей".
Всё для пилота. Авиационные карты, законы и документы в EFB приложении SmartSky.
 

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! Это 73 выпуск FlightTV – телепрограммы, рассказывающей о новостях и событиях в малой авиации. Сегодня у нас – новости авиации, и репортажи про самолёт-амфибию «Борей» и аэронавигационную информацию. Начнём, как всегда, с новостей.


Двухместный планер Perlan II с герметичной кабиной и размахом крыла в 25,5 метров установил над аргентинскими Андами новый мировой рекорд высоты на планере в 15900 метров. Первый Perlan подняли в воздух ещё в 2006 году на высоту в 15460 метров, после чего проект приостановили из-за смерти его основателя. Оставшаяся команда начала поиск инвесторов, и в 2014 году главным спонсором стал авиастроительный концерн Airbus. Спустя ещё три года теоретических разработок и тестов, Perlan 2 смог подняться выше своего предшественника. После обработки информации международная команда инженеров-волонтёров внесёт изменения в конструкцию, чтобы в ходе следующих полётов планер смог подняться на высоту свыше 27 километров. Учитывая, что планер летает за счёт восходящих потоков воздуха, достигнуть такой высоты бездвигательному летательному аппарату будет крайне непросто. Для установления такого рекорда планеру необходимы высокие горы и сильный ветер, сочетание которых создаёт мощные волновые потоки.


Китайская компания UVS Systems из Шанхая закончила лётные испытания первого в мире беспилотного самолёта-амфибии. В основе U-650 —испанская сверхлёгкая амфибия Colyaer Freedom S 100. В UVS утверждают, что они честно приобрели полные права у испанского производителя. Беспилотник длиной чуть менее 6 метров сделан из углепластика, оснащён двигателем Rotax 912iS Sport и может провести в воздухе до 15 часов с полезной нагрузкой до 250 килограммов ,крейсерской скоростью 180 км/ч и дальностью полёта до 2000 километров. При этом рабочая дальность радиоканала для управляемого полёта – до 200 километров. Первый полёт китайской амфибии состоялся ещё в декабре 2015 года, а сейчас они готовы приступить к серийному производству – выход на рынок планируется до конца этого года. Производитель предполагает, что покупатели будут использовать U-650 как летающий грузовик для снабжения островов или как обнаружитель подводных лодок. Сегодня это единственный беспилотник с такими возможностями и грузоподъёмностью. Кроме того, в дополнение к основной загрузке в корпусе можно дополнительно нагрузить крыло — например, закрепить там лидары или спасательные плоты. Будет ли эта амфибия продаваться за пределами КНР, китайские СМИ не сообщают.




Ведущий: Россия – страна не только лесов и полей, но также тысяч рек и озёр. Самолёт – это хорошо, лодка – тоже хорошо. Но когда они объединены в единое целое – получается универсальное транспортное средство для охотников, рыболовов и просто любителей путешествий. Сегодня мы продолжим начатый в 70 выпуске рассказ о российском гидросамолёте-амфибии Борей.

За два месяца с момента нашего сюжета о первом серийном «Борее» на «Аэроволге» подписали ещё два контракта на его строительство с покупателями из России, а к нам в редакцию пришло пять писем с вопросами, которые сводились к трём темам – экономика, безопасность, и как с сухопутного пересесть на гидросамолёт. На третий из этих вопросов ответ самый простой – в управлении разницы никакой нет, к уже имеющимся навыкам пилотирования нужно научиться оценивать водную поверхность на предмет волнения и посторонних предметов, получить навык создания нужного тангажа на посадке, освоить заруливание, причаливание, и выруливание, а также безопасный взлёт. Всё это вам могут показать на предприятии в рамках демополёта, а получить дополнительную отметку в пилотском о праве на управление гидросамолётом или научиться летать с азов можно недалеко от «Аэроволги» на аэродроме «Бобровка».

Дмитрий Суслаков, главный конструктор НПО «Аэроволга»

Машина создавалась для первоначальной подготовки пилота гидроавиации. И вот тут можно снять шляпу перед Борисом Валентиновичем Черновым, который сделал настолько удачные обводы. Вот я летал примерно на 20 типах гидросамолётов. Даже по сравнению с моими гидросамолётами «Борей» - это очень простая машина. Главная особенность «Борея» - что у него нет никаких особенностей.

Второй по частоте вопрос был о безопасности однодвигательного самолёта по сравнению с двухдвигательным. Считается, что двухдвигательный самолёт в случае отказа одного из двигателей позволяет продолжить полёт до ближайшего аэродрома. И это действительно так, но! …летать с одним отказавшим двигателем нужно уметь. Как говорит Дмитрий Суслаков, по статистике инцидентов и катастроф FAA из-за отказа двигателя на многодвигательных самолётах жертв в два раза больше, чем на однодвигательных. Люди пытаются продолжить полёт на одном двигателе, не имея для этого подходящих навыков и квалификации.

Дмитрий Суслаков, главный конструктор НПО «Аэроволга»

Многодвигательный самолёт он надёжнее в руках профессионала, который постоянно отрабатывает эти отказы на тренажёрах. А в нашей отрасли general aviation что-то случилось – ручку от себя, и под себя, вот и всё. Нет никаких попыток тянуть на одном моторе, удержать его. Скорости у нас небольшие, самолёт безопасный, лётчик прекрасно защищён корпусом, поэтому «Борей» по безопасности более надёжен даже с двухдвигательных самолётом.

И, кстати, получить рейтинг в США или в Европе на многодвигательный самолет – это гораздо дольше и дороже, чем стандартный PPL (пи-пи-эл) на однодвигательный самолёт. Да и многие ли частные пилоты, летающие на двухдвигательной технике, регулярно отрабатывают на тренажёрах отказ силовой установки? Это как раз тот случай, когда теоретические знания и практическая психология расходятся между собой. В беседе об этой ситуации Дмитрий рассказал нам исторический анекдот, что в 37 году, когда к трансполярному перелёту подготовили два самолёта – АНТ-25 и ДБ-А, Чкалов, не раздумывая, выбрал однодвигательный.

Дмитрий Суслаков, главный конструктор НПО «Аэроволга»

Когда Иосиф Виссарионович вызвал Валерия Павловича лично в кабинет и спросил – «товарищ Чкалов! Не лучше ли вам было бы перелететь через Северный Полюс на четырёхдвигательном самолёте? – Иосиф Виссарионович, товарищ Сталин! Один мотор – это 100% риска. А четыре – четыреста! – отвечал Валерий Павлович, и как показала история, он оказался абсолютно прав. И чкаловский экипаж, и громовский прекрасно отработали на АНТ-25, а Сигизмунд Леваневскй пропал на ДБ-А так, что до сих пор его не найдут.

Но вернёмся к «Борею». Как показали лётные испытания и практический перелёт на 4000 километров из Самарской области в Архангельскую и обратно, расход топлива в зависимости от загрузки у этого гидросамолёта 14-18 литров автомобильного бензина в час. И за этот час можно улететь на 150-180 километров в такую глушь, куда в автомобиле добираться несколько часов, если это вообще возможно. Российские и иностранные участники экспедиции на Печору, побывавшие по очереди в «Борее», оценили его возможности посадки и взлётов в труднодоступных местах. Управляемый опытным пилотом, самолёт взлетал и садился при ветровом волнении до трёх баллов.

Сергей Алафинов, председатель совета директоров НПО «Аэроволга»

Кто занят охотой и рыбалкой, какими-то путешествиями в глухие точки земли, потому что самолёт позволяет садиться на достаточно узких таёжных реках, на небольшие озёра, позволяет садиться в поле, более или менее ровное, а если мы поставим по заказу колёса побольше, то он станет bushplane.

Для разбега на воде и на суше Борею достаточно сотни с небольшим метров, для пробега – и того меньше. Достаточно вместительные для самолёта такого класса передний и задние багажники позволяют без проблем размещать палатку, котелки и прочее походное снаряжение. Бак на 90 литров позволит на одной заправке улететь в тайгу или в тундру на 400 километров и вернуться обратно.

Если рассматривать «Борей» с точки зрения авиационных работ, здесь себестоимость лётного часа немного ниже сухопутных аналогов и значительно ниже, чем у вертолётов Robinson.

Сергей Алафинов, председатель совета директоров НПО «Аэроволга»

Если будут летать пилот и наблюдатель, то можно поставить ещё порядка 80 килограммов оборудовния при заправке полных баков, которых хватает на шесть часов полёта. Себестоимость сегодня операционная около 3000 рублей в час, то есть самолёт очень дешёвый. Сегодня мы уже подписали контракты с тремя российскими покупателями – один самолёт уходит в АУЦ, два самолёта уходят в частные руки. В том числе люди намерены заниматься рыбалкой-охотой, т.е. возить достаточно тяжёлый багаж на 400-500 километров, а один покупатель попросил поставить допбак, он хочет летать на 1500 километров.

Заинтересовались «Бореем» или остались вопросы? Обращайтесь в Аэроволгу.



Ведущий: Одним из важнейших элементов обеспечения любого авиаперелёта по нашей бескрайней стране является карта – подробная и понятная. Времена первых авиаторов, летавших по компасам и сескстантам, давно прошли.

Стенды северо-западного регионального центра аэронавигационной информации всегда привлекают внимание посетителей выставок и других мероприятий. Здесь хорошо расходятся карты разных масштабов и регионов - двухкилометровки для густонаселённых районов, пятикилометровки для остальной России и десятикилометровки для северных широт. В этом году северо-западный центр отмечает 20-летие. В 1997 году созданная в советские времена система аэронавигационной информации разваливалась, и специалисты из Санкт-Петербурга фактически взяли на себя функции аэронавигационной информации по своему и соседним регионам, а несколько лет назад вышли на федеральный уровень. Сегодня северо-западный центр входит в тройку крупнейших российских провайдеров аэронавигационной информации. Более 80% сотрудников центра являются выпускниками Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Средний возраст специалистов в этой компании меньше тридцати лет, но это уже профессионалы, досконально знающие своё дело.

Владимир Марказен, директор аэродрома Гостилицы

Эту компанию я знаю с момента её зарождения. Приятно было наблюдать, как она развивается, растёт, становится всё лучше и лучше, как её ряды наполняются большим количеством молодёжи. Я пользуюсь их картами периодически, в принципе доволен. Мне нравится, как быстро и оперативно отзываются они на какие-то возможные вопросы, которые при этом возникают. Хорошие ребята.

Российские программные продукты из Санкт-Петербурга первыми из отечественных получили одобрение Росавиации в рамках внедрения электронных планшетов в производственную деятельность авиакомпаний. Пилоты авиакомпаний «ЮТэйр-Вертолетные услуги», «НордСтар», «Северсталь», «Аврора», «Газпромавиа» готовятся к полётам по картам северо-западного центра.

Максим Власов, директор СЗ РЦАИ

01:05 Основная задача у нас сейчас, как и во всей экономике – так называемая цифровизация, в нашей отрасли этот процесс тоже очень активно идёт, продвигается, и в общем-то наша организация одна из первых, даже первая, которая перевела вертолётную компанию полностью на электронные носители.

Специалисты северо-западного центра не забывают и про частных пилотов и готовы с ними сотрудничать, потому что частники, пользуясь передовыми зарубжными новинками, дают вызов и стремление к развитию.

Максим Власов, директор СЗ РЦАИ

Часть нашей продукции тоже ориентирована на этих потребителей, потому что большой плюс, что это самая продвинутая часть пользователей, которые уже давно летают с планшетами, активно используют европейские и американские программы, поэтому естественно мы прислушиваемся к их мнению.

Приложение SmartSkу, запущенное в 2013 году, полностью соответствует концепции EFB – электронному портфелю лётчика. Пларирование полёта, где можно создать свой маршрут, навигация с отображением местонахождения, где можно выбрать несколько разных картографических подложек с интерактивным разделением по слоям всех необходимых пилоту элементов структуры воздушного пространства. Также SmartSky обеспечивает доступ к обновляемой в режиме реального времени базе NOTAM и к ежедневно обновляемой объёмной базе нормативных, организационно-распорядительных и информационных документов, где можно получить любую официальную справочную информацию. При этом частным пилотам не требуется покупать какой-то специальный планшет – мощности любого современного устройства вполне достаточно.

Александр Гетманский, начальник отдела автоматизации и картографии СЗ РЦАИ

Если мы говорим про ios версию, единственное техническое требование – это объём жёсткого диска для планшета в 16гб для того, чтобы поместили туда карты на текущий и на следующий цикл. Что касается программного обеспечения, то ios должен быть версии не меньше 9. Версия андроида должна быть не ниже четвёртой, а технические требования тут уже немножко другие – объём оперативной памяти должен быть не меньше 1гб, а жёсткого диска также 16гб.

Важный момент для частных пилотов - карты северо-западного центра по своей информативности не уступают известным среди авиаторов онлайн ресурсам, на них нанесены необходимые данные аэронавигационной информации – посадочные площадки, зоны интенсивных полётов, границы метеоплощадей и другая информация, также есть возможность интерактивного взаимодействия с картой

Александр Гетманский, начальник отдела автоматизации и картографии СЗ РЦАИ

У нас есть инструмент «карандаш», где человек может сам на любой схеме нарисовать что-нибудь любым цветом, подписать, обвести, квадратик выделить. Пользователь может добавлять свои пользовательские точки, они синхронизируются с сервером и потом доступны на любых других машинах.

Синхронизация с сервером приватная, но можно поделиться своими метками с другими пилотами. При этом SmartSky – бесплатное приложение, и вы можете прямо сейчас после просмотра этого сюжета установить его себе в планшет, чтобы оценить и посмотреть всё то, о чём мы сейчас вам рассказали. А если вам понравится и вы захотите попробовать – заплатить достаточно небольшую сумму за доступ к полной базе данных или запросить у них бесплатный демо-доступ на один месяц.

Вазген Маргарян, заместитель директора СЗ РЦАИ

Саму программу вы не покупаете, она устанавливается бесплатно, вы платите только за базу данных. Для физических лиц стоимость квартальная 3800, годовая 12000. За эти деньги пользователь получает доступ ко всему спектру информации на территории РФ, то есть это как схемы заходов на посадку и вылетов для аэродромов и посадочных площадок, вертодромов, это маршрутные карты и полётные карты.

Если у вас остались вопросы – заходите на сайт www.szrcai.ru. А в следующем выпуске FlightTV мы расскажем вам про ещё одно направление деятельности северо-западного центра – геодезические работы и создание аэронавигационных паспортов.

Наш выпуск подошёл к концу. Большая просьба – если вам что-то понравилось или не понравилось – пишите отзывы и комментарии в соцсетях. Так мы лучше понимаем, что вас волнует-интересует, о чём снимать следующие сюжеты. Делитесь с нами новостями, зовите на съёмки,– мы работаем для вас. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!