Flight TV - Выпуск 8




Хлебосольный Ярославль. Частные пилоты-авиатуристы прилетели в гости на день города.

Самый точный на автожире. В «Авиацентре Воскресенск» состоялся Турнир им. Валентина Устинова.

Ничто не предвещало. Как сломался «Роторвей».

Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо. В студии по-прежнему Александр Швыдкин, здравствуйте!
- Хлебосольный Ярославль. Частные пилоты-авиатуристы прилетели в гости на день города.
- Самый точный на автожире. В «Авиацентре Воскресенск» состоялся Турнир им. Валентина Устинова.
- Ничто не предвещало. Как сломался «Роторвей»
В Ярославле на прошедших выходных состоялся АвиаТурслёт «Золотое Кольцо». Администрация ярославской области позвала к себе в гости частных пилотов. И не просто позвала, а дала бесплатные номера в гостинице на все три дня проведения слёта и обеспечила бесплатные стоянки, взлёты и посадки на государственном аэродроме "Туношна". Подробности – в репортаже Евгения Максимова.
Ярославль встретил пилотов хорошей погодой. Пока в Москве в пятницу были дожди и ненастье, всего в двухстах километрах на северо-востоке небо было безоблачным. Программа мероприятия была рассчитана на 3 дня – с экскурсией в Ростов и личным приветствием губернатора. Что неудивительно – руководство ярославской области заинтересовано в развитии авиации в своём регионе, и проведение авиатурслёта стало одним из ключевых моментов в праздновании Дня Города.
Михаил Крупин, заместитель Председателя Правительства Ярославской области
Идея проведения авиатурслёта – она входит в общую концепцию развития отрасли транспортной и туристической ярославского региона. Вообще у нас есть стратегия общая по развитию авиакластера, которая содержит в себе пять реперных точек по росту. Мы задачу поставили привлечения туристов и в формате именно авиации. Потому что это красиво – раз, это активно – два, это продаваемо – три. Оно специально приурочено к дню города Ярославля. Сегодня мы празднуем 1005 лет, и 1005 лет бывает раз в 1005 лет.
Поскольку авиаторы были приглашены на день города, желающие могли пролететь над центром Ярославля. А горожане могли полюбоваться на непривычные им самолёты как в небе, так и на земле – вход на аэродром сделали свободным и бесплатным.
Николай Мазурин, президент Федерации Любителей Авиации
Федерация Любителей Авиации ещё в момент появления идеи о проведении авиатурслёта выступала одним из соорганизаторов. И нам очень хотелось, чтобы сюда прилетало, так сказать, очень большое количество людей, чтобы они поняли, что можно летать не только вокруг аэродромов, а и путешествовать по стране. Реализовывать свои желания, познакомиться с новой местностью, с новыми людьми, с новыми элементами культуры. Ощущаю себя очень хорошо, просто великолепно, потому что за очень короткий срок я прилетел сюда, на машине я ехал бы значительно дольше, несколько часов. А так – меньше часа, я здесь, я вижу прекрасную инфраструктуру, хороших людей. Я действительно ощущаю себя авиатуристом.
Авиатуризм в России сейчас находится на самом стартовом этапе. В отличие от стран Евросоюза и США, где тысячи и десятки тысяч частных пилотов летают на своих самолётах в другие города и страны, и организованы сотни клубов авиапутешествествующих, у нас пока что только единицы работают над этим.
Николай Куваев, учредитель «Алпина-авиа»
Принять решение о прилёте сюда, мы фактически его приняли после того, как увидели в приглашении, что это слёт, будем так называть, посвящён именно развитию авиатуризма, и в частности в ярославской области. Нас это заинтересовало, так как в последний год аэроклуб «Алпина-авиа» фактически склоняется к развитию и авиатуризма, и туризма в целом. Хочу особенно отметить, что в последние годы, где мы бываем на слётах, это наверное слёт с самой лучшей организацией. Фактически правительство ярославской области очень постаралось это качественно организовать. Комфортно разместили, комфортно провести время, соответсвенно, вечером можно было пообщаться с единомышленниками.
На первый слёт прилетели активно летающие пилоты, которые, как говорится, на слуху в узком кругу АОНовцев, почти все – из Подмосковья. Однако в Ярославль удобно прилетать на выходные практически из любых регионов европейской части России. В городе «золотого кольца» есть что посмотреть, а руководство аэропорта Туношна обещает приём и содействие и в обычные дни, не только в рамках АэроТурСлёта.
Дмитрий Цуриков, частный пилот
Уже давно известно, что в Туношну можно прилетать. Причём прилетать на выходные. Город входит в золотое кольцо, является его столицей, золотого кольца, есть что посмотреть и прилетать сюда надо. В плане данного мероприятия очень понравилась организация. То есть всё чётко, нет такого бардака, как обычно, когда никто не знает, как когда куда, куда едем, где живём. Здесь пригласили, сразу обозначили, что забронированы гостиницы.
Однако славится Ярославская земля и своими пилотами. Так, таковым теперь можно считать и известного путешественника Фёдора Конюхова, который в особом представлении не нуждается. Достаточно лишь сказать, что в его дальнейших планах – одиночный кругосветный перелёт на аэростате.
Фёдор Конюхов, путешественник
Здесь приехало много моих друзей, прилетело, тем более что я живу в Ярославской области, и приехал посмотреть и так. Люблю романтику. Здесь как раз много самолётов, которые способны обойти вокруг света . У меня сейчас как раз важно небо. Я начал увлекаться, готовиться и думать с 1993 года, когда Ричард Бренсон стал перелетать через Атлантический океан и Тихий океан на воздушном шаре. Когда Стив Фоссет в 200м году уже облетел вокруг света на воздушном шаре, на гигантском воздушном шаре, то я приступил к тренировке, к обучению. Я готовлюсь к перелёту вокруг света на воздушном шаре с Австралии в Австралию, без остановки, без посадок, на высоте 11000 метров.
Также на АэроТурСлёте авиаторам и горожанам был представлена местная разработка из города Гаврилов-Ям - двухместный высокоплан со спаренным управлением и автомобильным двигателем Субару 25
Виктор Жевагин, участник АэроТурслёта
Этот самолёт абсолютно с чистого листа был разработан Вадим Борисовичем Румянцевым, самодеятельным конструктором с большим опытом. Это его уже десятый самолёт. Да, какое-то сходство с Пайпером есть, но оно не столь значительное, так же как и все самолёты состоят из хвоста, фюзеляжа и шасси.
Почти все участники слёта на него прилетели, однако умельцы из Гаврилов-Яма свой самолёт привезли. Всё-таки государственный аэродром, а у них – ни регистрации, ни лётной годности. И взгляды на их получение – принципиальные и в общем-то типичные в народной авиации среди тех частных пилотов, у кого нет хорошего источника дохода, а летать охота.
Виктор Жевагин, участник АэроТурслёта
Из ранее построенных Вадим Борисовичем Румянцевым самолётов был зарегистрирован во ФЛА лишь самолёт «Настойчивый», поскольку это происходило в начале 2000 годов и тогда это было очень просто. Принесли расчёты, руководство по лётной, руководство по технической эксплуатации, разработанные нами же самими. Вот. И процедура была очень простой, заняла буквально несколько минут. Если бы условия регистрации и цены были соответственными, мы бы не партизанили. Но 9,5 тысяч лётный час при моей зарплате в 22 тысячи рублей, вы извините.
Итог первого ярославского АэроТурСлёта скромным не назвать - около 50 самолётов и почему-то всего лишь 2 частных вертолёта. И поскольку идея и формат встречи понравились и организаторам, и частным пилотам, в следующем году слёт решено повторить, и уже обсуждается его проведение на два региональных центра - Ярославль и находящуюся в 40 километрах от него Кострому. А также, поскольку Туношна является международным аэропортом, позвать иностранных участников
Евгений Максимов, Александр Моисеев, FlightTV
Соревнования на точность приземления - дело обычное. Однако для пилотов автожиров такие состязания прошли впервые. В минувшие выходные в «Авиацентре Воскресенск прошёл турнир имени Валентина Устинова. О том, как это было в материале Ольги Кузнецовой
Сильный боковой порывистый ветер от 7 до 13м/с, временами менявший своё направление на попутный, субботняя интенсивность полётов в районе аэродрома... Не смотря на непростые условия 16 пилотов автожиров приехали в Воскресенск посоревноваться в первом Турнире имени Валентина Устинова.
Светлана Нижегородова - пилот автожира МТОsport
Для меня так почётно просто даже участвовать в этих соревнованиях. Новичку выпала такая честь. Очень рада и благодарна, что вообще есть такое место, где учат летать. Где можно себя показать и на других посмотреть.
По заданию автожир должен приземлиться на площадку размером 100 на 10 метров. По замыслу упражнение имитирует приземление на борт авианосца. Каждому участнику давалось по три попытки: первая - пристрелочная, две остальных - зачётных. Соревнования проходили в 2 зачёта: в личном и командном. Организатор Турнира Руслан Устинов так же принял участие в соревнованиях.

Руслан Устинов - Президент «Авиацентра Воскресенск»
Результаты отличные. Несмотря на погодные условия. Я даже сам не ожидал, что человеку, у которого более 500 часов налёта, могут возникнуть сложности, но все справились. Самое главное, это лётная безопасность и особо приятно, что все курсанты, которые у нас учились - достойные пилоты и соревнования это подтвердили.

Турниром действо не ограничилось. После соревнований начался праздник, посвящённый юбилею Валентина Леонидовича Устинова. Человека, посвятившего автожирам всю свою жизнь. Именно поэтому и состоявшийся Турнир назвали его именем. Руководство «Авиацентра Воскресенск» планирует сделать это мероприятие ежегодным. А победителями в этом состязании стали: третьи места у Андрея Алексеева и Антона Шапиро, вторые - у Кирилла Вечтомова и Анастасии Вершинской. Первое место в командном зачёте у Александра Сорокина, а гран- при взял профессиональный лётчик, пилот автожира Калидус Анатолий Жуков.

Дмитрий Шадрин - судья Турнира им. В. Устинова
В зачёте с экипажем нужно больше отметить инструкторов, которые в этом участвовали. Но тем не менее по очкам. Андрей Алексеев за третье место с экипажем получил 250 очков, Анастасия Вершинская 260 очков, Александр Сорокин 350 очков. Антон Шапиро в личном зачёте получил 250 очков, Кирилл Вечтомов в личном зачёте 350 очков и гран-при Анатолий Жуков 650 очков все посадки были качественными и красивыми.
Итоги первого Турнира имени Валентина Устинова подведены. Хочется надеяться, что в следующем году участников будет больше, а результаты лучше!
Ольга Кузнецова, Михаил Фокин Flight TV
С любой техникой время от времени случаются поломки. И хорошо, когда это происходит на земле, и заканчивается благополучно для пилота. А характер поломок иногда случается такой, что потом диву даёшься и самой технике, и её производителям. Частный пилот Яков Колесник рассказывает о своём случае с вертолётом Роторвэй.
Кемеровский частный пилот Яков Колесник весной 2013 года купил два кит-набора вертолёта Роторвэй А600 тэйлон. Весной он закончил сборку первого вертолёта, и полетел в Новосибирск на тестовые испытания, которые необходимо пройти для получения СЛГ. Сначала программа испытаний проходила успешно, вертолёт с пилотом-испытателем за 4 часа прошёл все необходимые проверки, и Яков собрался лететь на нём обратно в Кемерово.
Яков Колесник, частный пилот
Начали выводить на режим и у нас резко заклинило двигатель. Мы сначала в таких непонятках – что происходит, то есть практически уже были готовы отрываться в воздух и попробовали сделать повторный запуск. Нажали, стартёр сначала туго вращался, потом начал далеко крутиться. Выходим, начинаем делать какой-то анализ, открываем крышки, смотрим – у нас спадает венец стартёра с маховика и просто падает. Естественно, у нас из-за этого начал легко крутиться стартёр. Но при этом пробуем прокрутить коленвал – у нас не получается.
После поломки об авиационном происшествии сразу сообщили дилеру Роторвей в России. Он сказал, что проинформирует производителя о ситуации. Вертолёт погрузили в грузовик и вернулись в Кемерово. Там Яков приступил к разборке двигателя, снял масляный поддон, и сразу увидел причину поломки – на дне подднона лежала шпонка, которая должна фиксировать вращающую распределительный вал шестерню.
Яков Колесник, частный пилот
У нас вращается шестерня свободно, которая вращает распредвал. Начали вращать – она не крутится. Соответственно, распредвал чтобы вытащить, нужно располовинить двигатель. Мы чуть-чуть приоткрыли двигатель, интраскопом залазим туда, смотрим и у нас распредвал сломан в 4 частях. Примерно вот так всё это выглядит. И в итоге потом выясняется следующее, что этот мотор, или, скорее всего, была серия моторов, был заводской брак, и шпонка у них сама вылетает из посадочного места.
Как оказалось впоследствии, шпонку в этом двигателе можно легко поставить и вытащить рукой. И при вибрации двигателя она вылетела, шестерня стала проворачиваться не в такт, и удерживаемый ей коленвал стал бить по распределительному валу, сломав его в четырёх местах. Повезло, что это произошло на земле
Яков Колесник, частный пилот
Представляете, мы вот в воздухе летим. Поднялись на 40 метров, тут такая ситуация, авторотация не спасёт, ничего не спасёт. Двигатель колом становится, грубо говоря, ты уже падаешь, и там уже что будет, то будет.
Общение с российским дилером и американским производителем ни к чему продуктивному не привело. Вертолёт был продан как кит-набор, сертификата типа не имеет, и, несмотря на то, что общая наработка двигателя была всего 48 часов, гарантия предоставляется только календарная – 1 год с момента получения. Производитель ориентируется, что вертолёт можно собрать за 4-6 месяцев и у покупателя останется ещё полгода на гарантийное обслуживание.
Яков Колесник, частный пилот
Я купил его, собирал практически два года. Про те 400 часов, которые они заявляют на сборку – это нереально, невозможно собрать – это обман. У них позиция компании такая, я лично разговаривал с генеральным директором – зачем я буду как Робинсон заморачиваться с сертификацией, нам не нужно. Мы делаем кит-набор, а дальше вы уже что угодно дальше можете с ним сами делать.
Яков предлагал разные варианты решения проблемы – отправить за свой счёт им двигатель для анализа ситуации и получить взамен новый. Или получить хотя бы новый распределительный вал в обмен на сломанный. За всю историю производства и эксплуатации вертолётов Роторвэй А600 это первый случай такого происшествия, и данные могли бы производителю для сервисного бюллетеня. Из СГА ответили, что им достаточно только текстового описания и фотографий.
Яков Колесник, частный пилот
За свой счёт я должен купить распредвал, купить всё, сам собрать, и пробовать дальше эксплуатировать этот двигатель. И хорошо, что это случилось у нас перед взлётом, грубо говоря. А их продали ведь партию, значит это ещё у кого-то должно произойти. Прошу выставить счёт, они и на это не идут. Ничего, вообще ничего. И как с ними работать дальше – непонятно.
И даже с покупкой нового распределительного вала вышла неожиданна проблема. Производитель по какой-то причине вот уже в течении трёх месяцев не готов продать новую запчасть. И просто приехать на завод и купить её там – тоже не получается. Как говорится, где Кемерово, а где США.
Евгений Максимов, Владимир Козин, FlightTV
Частные пилоты по разному относятся к тому, стоит ли маленьким детям приезжать на аэродромы. Кто-то считает, что им там совсем не место, а кто-то берёт детей с собой в полёты. И из тех, кто начинает летать с пелёнок, уже к трём годам вырастают помощники, знающие, как провести предполетную подготовку. Сегодня в нашей рубрике «без комментариев» - девочка Амелия. Несомненно – будущий пилот.
Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки в фейсбуке и подписывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся.