Flight TV - Выпуск 82




Первый прошёл. Алпина-авиа учит курсантов совместно с чешской и белорусской лётными школами.
Транспортный налог. Оплату по мощности двигателя меняют на акцизный сбор в автобензине.
Макарыч и все все все. В Ярославле прошёл праздник «Мирное небо в Левцово»
Мировая премьера. Самолёт-амфибию «Борей» впервые презентовали публике

Текстовая версия выпуска


Первый прошёл. Алпина-авиа учит курсантов совместно с чешской и белорусской лётными школами.

Транспортный налог. Оплату по мощности двигателя меняют на акцизный сбор в автобензине.

Макарыч и все все все. В Ярославле прошёл праздник «Мирное небо в Левцово»

Мировая премьера. Самолёт-амфибию «Борей» впервые презентовали публике.

 

Здравствуйте! В эфире – очередной выпуск FlightTV, единственной в России телепрограммы для всех влюблённых в небо. Спонсор нашего выпуска – компания «Аэроволга», производитель самолётов-амфибий Борей и Ла-8. В студии Александр Швыдкин, от винта!

Новости авиации!

В 75 выпуске FlightTV мы рассказывали о совместной программе обучения частных пилотов российского аэроклуба «Алпина-авиа» и чешской лётной школы BlueSky Aviation. И вот на днях первый курсант Михаил Беляев получил пилотское. Поскольку Михаил не мог надолго оставить работу в России, на обучение у него ушло более полугода и около полутора миллионов рублей, включая 6 перелётов из Москвы в Чехию и обратно и месяц суммарного проживания и питания в Праге. Напомним, что теорию курсант изучает в России в удобном для него режиме, также в России знакомится с пилотированием на ознакомительных полётах в Алпина авиа на аэродроме Северка и у её партнёров от Краснодара до Красноярска, а затем приезжает в Чехию на сдачу экзамена по теории и непосредственное обучение пилотированию. Если улететь в Чехию сразу на месяц и соблюдать график занятий, затраты на учёбу и сопутствующие расходы уложатся в миллион рублей. По этой программе можно получить все виды пилотских, от LAPL для полётов в Евросоюзе и США на однодвигательных самолётах до двух тонн, и заканчивая CPL для работы коммерческим пилотом.

Также с весны Алпина-авиа подписала соглашение с белорусским авиационным учебным центром Даймонд. АУЦ Даймонд заключил договор с белорусским министерством гражданской авиации и выдаёт пилотское государственного образца, которое без проблем конвертируется Росавиацией в российское свидетельство частного пилота. Первоначальные ознакомительные полёты начинаются в России на цессне 172 и заканчиваются в Белоруссии на даймонде DA40 с внесением в пилотское двух типов. В этой программе курсант прилетает в Минск на 5 дней на установочную сессию, затем месяц в России на самоподготовку, после чего во время второго визита в Белоруссию за неделю сдаётся теория, тренажёры, получается необходимый налёт и при успешном обучении принимается экзамен по практическому пилотированию. Стоимость этой программы без учёта сопутствующих расходов примерно 800-900 тысяч рублей. Подробности по обеим программам можно уточнить в аэроклубе Алпина-авиа.



В Государственную думу внесён законопроект об отмене транспортного налога. Выпадающие от этого доходы авторы инициативы предлагают включить в стоимость акциза на топливо. В таком случае будет работать принцип оплаты налога в момент вождения или, в нашем случае, его будут платить только те, кто летает на автомобильном бензине. Президент России ещё в 2012 году заявлял, что поддерживает отмену транспортного налога. Представители Минтранса России в 2016 также положительно оценили идею отмены транспортного налога. Поэтому у законопроекта большой шанс на прохождение через Госдуму. Если его примут, закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не раньше первого числа следующего месяца.



В России начался сезон активных полётов и слётов. Одним из первых стал авиационный праздник «Мирное небо в Левцово», который прошёл в канун 9 мая. Гвоздём праздника стало открытие первого в России памятника на частном аэродроме, памятника авиационному технику Макарычу. Это тоже первый памятник авиатехнику во всей России. Но обо всём по порядку – в нашем сюжете

В советское время Левцово был основным аэропортом Ярославля, где базировалось до 80 воздушных судов и выполнялись региональные регулярные авиарейсы на Ан-2, Ми-2 и Ми-8. И хотя пассажиров там давно уже нет, сюда до сих пор ходят рейсовые автобусы, а по дороге к аэродрому до сих пор остались дорожные указатели «аэропорт».

Наша съёмочная группа приехала сюда уже второй раз. Мы были здесь прошлым летом на фестивале «Технотревел», о котором рассказали в 69 выпуске FlightTV, тогда на аэродроме была сделана закладка памятника Макарычу. И вот нас пригласили на праздник «Мирное небо в Левцово», гвоздём которого стало открытие этого памятника.

Идея памятника пришла в голову соорганизатору праздника Андрею Серову, который родом из Данилова ярославской области, где родился и актёр Алексей Макарович Смирнов, сыгравший роль Макарыча из фильма «в бой идут одни старики». Команда Левцово приняла эту идею и спустя полтора года первый в России памятник авиационному технику и вообще первый памятник на частном аэродроме открыт.

И хотя и самого актёра, и ещё десятков тысяч авиатехников уже нет в живых, ещё есть ветераны – свидетели тех лет. И двое из них приехали на аэродром.

Евгений Альтов, ветеран ВОВ, механик Ла-5

Это моя молодость. Я в молодости был механиком самолёта на Лавочкине Ла-5 в экипаже героя СССР гвардии майора Базанова Петра Васильевича. Так что памятник этот – это моя молодость. Фильм один-в-один с моей службой. Макарыч был механиком на Ла-5, и я был на Ла-5, он был механиком командиром эскадрильи, героя СССР, и я был механиком командира эскадрильи, героя СССР. По всем параметрам наши данные совпадают. Так что этот памятник Макарычу в некоторой степени памятник мне самому.

Открытие дважды первого в России памятника – уже достаточный повод для праздника, и можно было больше ничего не придумывать. Но организаторы решили этим не ограничиваться. И скажем честно – за 6 лет работы в авиационной телепрограмме мы видели десятки авиационных праздников от Кубани и Крыма до Новосибирска, но масштаб того, что было в Левцово, нас удивил. Песни военных лет в исполнении симфонического оркестра, в кинотеатре демонстрировали пять фильмов о лётчиках времён второй мировой - «В бой идут одни старики», «Небесный тихоход», «Чкалов», «Нормандия-Неман» и «Истребители», в выставочном зале показывали деревянные макеты Сергея Шалаева, а на улице – вооружение тех лет, и даже все организаторы были в специально сшитой военной форме тех лет.

Михаил Скворцов, совладелец и руководитель АТК «Левцово», частный пилот

Мы любим праздники. И в то же время каждый праздник - это популяризация малой авиации, и площадки, на которой мы проводим мероприятие. Левцово – это развивающийся аэродром, центр малой авиации Ярославской области.

По словам Михаила, на организацию этого мероприятия и на переговоры с партнёрами ушло полгода. Дело небыстрое, зато на его результат было любо поглядеть. Один из итогов этих переговоров - впервые в России партнёром частного авиационного праздника стала «Почта России». Да-да, та самая государственная Почта России, ярославский филиал. Они открыли на аэродроме выездное отделение, где принимали почту и продавали сувенирную продукцию на авиационную тематику. А ещё специально к этому празднику напечатали шесть разных открыток по 500 экземпляров каждая – три посвятили Макарычу, три – самому аэродрому. Не знаем, сколько среди гостей праздника было филокартистов, но к концу дня не осталось ни одной открытки –  раскупили все.

Геннадий Додохов, главный специалист по корпоративным коммуникациям ярославского филиала Почты России.

Мы совместно с филателистами выпустили символическую открытку почтовую и штемпель спецгашения, и провели работу почтового отделения. И эти открытки отправляются в любую точку. У нас вот почтовый ящик стоит, уже мы приняли очень много заказных открыток и даже простых. Будем отправлять приветы из Левцово.

На слёт прилетело девять частных бортов, часть из них показывали гостям праздника простой и сложный пилотаж. Гвоздём полётной программы стало выступление Олега Колесникова на Як-18А. 75 летний частный пилот летает с 61 года, а свой Як собирал лично более 20 лет с 84 года. Это единственный в мире полностью аутентичный Як-18А с родным двигателем АИ-14Р.

Олег Колесников, частный пилот

Самолёт Як-18А был родоначальником всех последующих моделей яковлевских. Это последний из истребителей ВОВ. Сделан для переучивания военных лётчиков на Миг-15, Миг-15, которые умели летать только с хвостовым колесом.

Ещё один послевоенный раритетный самолёт, прилетевший на этот праздник в Левцово – Цессна 170А 1949 года выпуска. Её не менее колоритный владелец Сергей Мазный купил её в США в виде готового планера, и самостоятельно провёл капитально-восстановительный ремонт.

Сергей Мазный, частный пилот

Это мечта детства была. У меня были журналы ГДРовские, я там увидел фотографии, ещё в 7 классе, и все модели делал только этого самолёта.

У зрителей была возможность пообщаться с пилотами и узнать подробнее, как можно летать самостоятельно. Александр Курылёв на По-2, Эдуард Лосеев на цессне 337, Леонид Филимонов на R-44, Вадим Кузьмин на Пайпер Ацтек и другие частные пилоты отвечали на вопросы подходившим к ним зрителей и рассказывали о том, как они пришли в авиацию и почему летают.

Вадим Кузьмин, частный пилот

Сначала было тяжело, сложно. Як-52, пилотажный самолёт, сложный. Думал, зачем мне это всё надо. Но каждый день всё равно просыпался с мыслью, что хочется обратно вернуться, полететь, подняться в небо. Потом в разных местах учился на разные типы. Дальше был свой самолёт Ан-2, первый, который своими руками был восстановлен-собран.

Организаторы «Мирного неба в Левцово» не скрывают, что одна из основных целей авиационного праздника – это пропаганда частной авиации. Следующий праздник, второй фестиваль «Технотревел», состоится 4-5 августа. И мы обращаемся к частным пилотам – поддержите хорошее начинание, занесите эти даты в свои планы и прилетайте в Левцово, скучно не будет.



На крупнейшей в Европе выставке авиации общего назначения Аэро во Фридрихсхафене было несколько мировых новинок, представленных широкой публике впервые. Одной из таких новинок стал российский самолёт-амфибия «Борей», который выставлялся на стенде одного из первых покупателей - немецкого аэроклуба WINX Aviation. О том, чем же привлекла русская амфибия практичных немцев – наш репортаж.

Александр Крюгер Генеральный директор WINX Aviation

Два с половиной года назад я очень интенсивно искал амфибию сверхлёгкого класса для себя, а потом, может быть, стать дилером. Однако найти такой самолёт для перепродажи оказалось очень сложно, чтобы он был достаточно хорош, а особенно — чтобы он вписался в действующие немецкие и европейские ограничения по весу.

Винкс Авиэйшн — это компания, владеющая самолётами, которые она сдаёт в аренду частным пилотам. Они планируют закупить самолёты-амфибии и развивать гидроаэродромы в Германии и других европейских странах. Исследуя новый для себя сегмент рынка, Александр с коллегами рассмотрел почти десяток моделей, но почти у всех была проблема – большой вес, а в Европе очень строгие нормативы – взлётный вес амфибии в классе LSA должен быть не более 650 килограммов.

В процессе поисков я связался практически со всеми производителями амфибий классов «ультралайт» или LSA. В Европе их очень немного. Я полетал на одном, потом на других. Они все симпатичные, но у них одна общая проблема — они слишком тяжёлые для нормативов. С моей точки зрения продавать самолёты, на которых можно летать только незаконно — плохая идея.

Александр рассказывал собравшимся на презентации зрителям, что, узнав о проекте «Борей», он как представитель WINX Aviation два года назад отправился в Самару, чтобы познакомиться с прототипом амфибии. После нескольких дней демонстрационных полётов, впечатлившись его лётными качествами и техническими характеристиками, Александр Крюгер понял – это тот самолёт, который он искал. Более того, когда немец поделился с руководством «Аэроволги» своими соображениями о «Борее», что стоило бы изменить и сделать для немецкого и европейского рынка, русские ответили, что им интересно и что они попробуют сделать такой самолёт, который им соответствует. И сделали его, в первую очередь уменьшив массу пустого снаряжённого самолёта до 380 килограммов.

Александр Крюгер Генеральный директор WINX Aviation

Соответствует идеально. У «Борея» 270 килограммов полезной нагрузки, это больше, чем у «Пайпер Каба» на поплавках, он быстрее, чем «Каб», так что мы видим большой рынок сбыта для «Борея». Это лучший самолёт в таком классе, и, думаю, он останется таковым на протяжении нескольких лет. Мы разместили первый заказ на пять самолётов просто чтобы прощупать рынок. Сейчас в России строят самолёты по моему заказу. Нужно кое-что изменить для соответствия новым немецким нормативам на ультралайты. После этого мы получим сертификат — надеюсь, в этом году. У нас уже есть запросы на «Борей» из Германии и других европейских стран, так что по поводу его продаж в 2019 году я настроен очень оптимистично.

Поскольку немецкие стандарты в сфере регулирования авиации общего назначения самые строгие, сертификат германского федерального управления авиации ЛюфтфАрт бУндесАмт признаётся почти во всех европейских странах. С ним можно продавать самолёты в Греции, Италии, Польше, Финляндии, Швеции, Норвегии и других странах, интересных с точки зрения продаж. Водную поверхность для взлёта и посадки можно использовать во всех странах Евросоюза, кроме Чехии и Швейцарии.

После Александра на презентации выступил руководитель Швейцарской компании ADSB - европейского дистрибьютора «Аэроволги», и рассказал об условиях продажи самолётов как дилерам, так и непосредственно частным пилотам. Он отметил, что уже сейчас идут переговоры и есть большой интерес к поставкам Борея на 2019 год.

Третьим выступавшим был частный пилот француз Лоик Блейз, который уже хорошо знаком с «Бореем».

Лоик Блэз, частный пилот

Амфибии «Аэроволги» знамениты во всём авиационном мире, все знают о Ла-8. Мне нравятся амфибии и возможности, которые они дают по сравнению с сухопутными и поплавковыми самолётами, я искал авиастроителей, у меня было множество идей. Так что я позвонил в Женеву, в представительство, вышел на этих ребят и предложил встретиться и поговорить здесь, во Фридрихсхафене, это было два года назад.

Итогом встречи стало участие Лоика в прошлогодней экспедиции на Печору. Он рассказывал, что летел с космонавтом Валерием Токаревым, и что на маршруте почти в 4000 километров у него не было ни одного замечания к «Борею», и поэтому он снова решился на экспедицию – теперь уже в кругосветный трансполярный перелёт.

Лоик Блэз, частный пилот

Мы сейчас теряем Арктику, и битва за её сохранение — величайшая. Нам нужно объединиться вокруг этого, и поэтому я очень рад работать с российской командой. Если хочешь создать международный резонанс вокруг Арктики, первым делом нужно говорить с Россией, и никак иначе — это самая большая арктическая страна. Плюс у россиян есть большой запас знаний по части полётов в Арктике ещё со времён, например, Михаила Водопьянова. В России есть очень твёрдые знания как справиться с арктическими условиями с точки зрения техники. Прошлой зимой в Гренландии я видел, как целые деревни просто исчезают с лица земли, нам нужно с этим что-то делать. Политики и гражданское общество очень неповоротливы, но мы, — пилоты и вообще авиационные люди, — знаем, что такое чрезвычайные ситуации. Наша обязанность — остановить эту беду, потому что это касается всех во всём мире.

Borey и два LA- 8 планируют примерно за месяц пролететь более 18 тысяч километров, и около трёх четвертей маршрута пройдёт в труднодоступной малозаселённой местности. За время этой экспедиции её организаторы планируют отработать технологию полётов на Борее в различных условиях и, конечно же, продемонстрировать современные российские амфибии в США, Канаде и северных странах Европы. Тем более что «Борей» получился достаточно мощным и имеет хороший запас по тяговооружённости и мореходным качествам, и некоторые его характеристики ограничены лишь сертификационными требованиями

Александр КРЮГЕР Генеральный директор WINX Aviation

Я знаю, что по документам он выдерживает волну не выше полуметра, но на самом деле мы летали и с более куда более высокого волнения, и он с ним отлично справляется. То же самое касается и ограничений по весу. Думаю, что борей взлетит и с семьюстами килограммами, и с семьюстами пятьюдесятью, но я хочу остаться в разрешённых законом рамках.

В России хорошо знакомы с творчеством Бориса Чернова и в том числе с прототипом «Борея» Че-23. Но ни одна чешка не обладает такими характеристиками, которые получил «Борей» в рамках серийного производства по западным нормативам. В частности, только вес пустого самолёта снизился почти на 100 килограммов. И наши пилоты это оценили, внеся аванс за ещё не построенные самолёты – нечастое явление для современных реалий.

Сергей Алафинов, председатель совета директоров НПО «Аэроволга»

Выкуплено 3 самолёта на Россию, первый уходит в Чебоксары в Красный Партизан, второй самолёт – самарский пилот, сегодня он летает на Як-52, остаётся у нас в Красном Яру, я думаю, он его будет базировать. А третий самолёт уходит в Ростов-на-Дону. Потом у нас программа – до конца года мы закрываем Германию.

2018 год на «Аэроволге» занят уже полностью плановыми заказами на «Борей» и Ла-8, но если вы заинтересовались - можно после 15 августа прилететь в Самару на просмотр и демонстрационные полёты. Также напоминаем, что более подробную информацию о Борее можно посмотреть в 70 и 73 выпусках нашей программы.

Наш выпуск подошёл к концу, но вы пока не отключайтесь. Далее будет наша традиционная рубрика «без комментариев». А я с вами прощаюсь, до следующего выпуска!