Flight TV - Выпуск 84


Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! Вы смотрите FlightTV, единственную в России авиационную телепрограмму о малой авиации. В студии Александр Швыдкин, от винта!

Новость авиации


Убер представил проект летающего такси - электрического воздушного судна вертикального взлёта и посадки. Концепт, у которого пока нет названия, будет перевозить пассажиров и их багаж с максимальной скоростью до 320 километров в час на расстояние около 100 километров с высотой полёта до 600 метров. Его салон сделан в формате минивэна - два на два пассажира лицом к лицу и пилотская кабина. Вылеты планируется производить с небольших терминалов — скайпортов, сначала в пилотируемом, а в перспективе после урегулирования законодательства - в беспилотном варианте. Первые демонстрационные полёты планируются в 2020 году в аэропортах Даллас-Форт-Уорта и Лос-Анджелеса. Напомним, что о перспективах будущего авиации общего назначения мы рассказывали в 81 выпуске нашей программы.



В прошлом году в 60 выпуске FlightTV мы рассказывали вам о тренажёрах-гироскопах разработки инженера из Димитровграда Фирката Шайхаттарова. Эти аттракционы пользуются спросом на всех праздниках у детей и взрослых, в том числе и среди посетителей аэродромов. Мы решили собрать отзывы авиаторов, которые купили гироскоп после предыдущего сюжета, чем же он их привлёк, для чего наши съёмочные группы отправились в Крым и Подмосковье.

 

Первым покупателем тренажёра среди наших зрителей стал житель Крыма Андрей Елецкий. Он рассказал, что видел гироскоп на первом канале в программе «Лучше всех», а потом после просмотра нашего сюжета, узнав, что тренажёр стоит всего 130.000 рублей, купил его для пропаганды Федерации Любителей Авиации и ДОСААФ в республике Крым. И теперь выставляет на всех праздниках, где участвует ДОСААФ, и на всех остальных, пропагандируя авиацию.

Андрей Елецкий, председатель крымского отделения ФЛА

Его полюбили все, весь возраст, который существует, и которым не хватает драйва, которым не хватает неба. Они видят по телевизору, в интернете, как наши пилотажники, какие они делают фигуры, какие перегрузки, им хочется это почувствовать, попробовать на этом тренажёре. Ребята, покупайте. Это фишка для любого аэродрома. Цветовую гамму выбираете любую, может быть кому-то нравится синий, кому-то красный, кому-то розовый для девчонок-пилотажниц, поэтому - покупайте!

Максимально возможная перегрузка на этом гироскопе всего две единицы, а в остальном действительно ощущается вращение как на пилотаже. И приводит к неописуемому восторгу тех, кто катается на нём впервые. Купил его себе и руководитель детского клуба «Авиатор» Евгений Мартенюк.

Евгений Мартенюк, руководитель детского клуба «Авиатор», г. Москва

Этот тренажёр нужен для того, чтобы ребята себя почувствовали вверх ногами, для нашего обучения. Пришёл он, конечно, очень так хорошо упакованный. Он разборный, на сборку ушло два дня. Он на прицепе, будет перевозиться по аэродромам, и собирать его достаточно легко, есть хорошая инструкция, всё очень понятно.

За три года Фиркат продал почти 200 тренажёров для аттракционных площадок, и сейчас они радуют детей и взрослых от Минска до Алма-Аты. По информации производителя, аттракцион безопасен для всех людей от 5 до 70 лет, у кого нет проблем с сердечно-сосудистой системой. Ну и, естественно, не рекомендуется для беременных. Других ограничений по здоровью нет, а если человек чувствует головокружение от вращения, то увеличивая день за днём продолжительность вращения, можно натренировать вестибулярный аппарат у любого. Аэродромы и аэроклубы покупают его как раз для этих целей как тренажёр. Вопреки бытующему даже среди авиаторов мнению, гироскоп полезен не только пилотажникам, а вообще всем пилотам, и даже парашютистам. Например, в Усмани его купили для планеристов.

 

Владимир Жилкин, директор АТСК «Сапсан», г. Усмань

У нас контингент обучаемых разный, кто-то приходит из большой авиации, кто-то с авиации военной – они знают, что такое тренировка вестибулярного аппарата. Приходят те же дети, те же люди, которые влюбились в авиацию, в планерный спорт, и сначала не понимают упражнения на переносимость, а здесь этот тренажёр даёт сразу тренировку организму, и переносятся все полёты более легче.

В авиации тренированный вестибулярный аппарат нужен всем – и линейным пилотам на случай попадания в ограниченную видимость, и парапланеристам и парашютистам для тренировки открывания запасного парашюта. В ситуации хаотичного вращения и стресса с непривычки это не так просто.

Леонид Одаев, мастер спорта по высшему пилотажу, г. Симферополь

Кто идёт в авиацию, парашютистом хочет стать, лётчиком – нужна физическая подготовка, это перво-наперво. И в неё включаются как раз вот эти лопинги, которые дают первоначальную отработку вестибулярного аппарата. Нужен конечно и пилотам, которые летают по маршруту и везде. Что такое вестибулярный аппарат? Летит лётчик в облаках, там есть такое обманное впечатление, что ты летишь вверх колёсами, это всё связано с вестибулярным аппаратом.

Гироскоп легко устанавливается как в помещении, так и на открытой площадке, и представляет собой карусель из трёх колёс из труб марок сталь 20 и сталь 35, которые обеспечивают одновременное хаотичное вращение в трёх плоскостях. Диаметр большего кольца – 2,5 метра, и для его безопасной эксплуатации достаточно площадки в 10-12 квадратных метров и минимального инструктажа для оператора, который следит, чтобы никто не подходил к работающему тренажёру и одновременно за тем, кого он вращает.

Андрей Елецкий, председатель крымского отделения ФЛА

Он останавливается моментально. Это же не электрический привод или не какой-то там двигатель внутреннего сгорания, где надо заглушить или применить какие-то механические действия. А это рука, мозг, и ты в контакте непосредственно, когда ты контролируешь, ускоряешь или замедляешь и ведёшь диалог, то есть ты разговариваешь с человеком, который находится на этом тренажёре, и заставляешь его говорить – как он себя чувствует, что видит, видит ли он небо, видит ли окружающих. Если это ребёнок, видит ли он маму, папу, друзей, и ты постоянно в контакте. То есть я считаю, это должен знать каждый оператор.

Если у вас остались вопросы, или вы заинтересовались этим тренажёром, контакты на экране. Также можете посмотреть сюжет в 60 выпуске нашей программы. Если хотите приобрести его для аэродрома или аэроклуба, то для коллег-авиаторов Фиркат готов предоставить братскую скидку в 10%. Срок изготовления тренажёра – одна неделя, любой цвет на ваш выбор, доставка удобной вам транспортной компанией.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV www.gyroskop.ru  Rw4Ldf@mail.ru



Также в 60 выпуске в прошлом году мы рассказывали вам о сервисе Wingly, авиационном аналоге Бла-бла кара, где частные пилоты могут найти попутчиков и официально и легально разделить с ними затраты на полёт. Мы давно хотели рассказать вам подробнее об этом сервисе, и вот нам повезло встретиться с одним из основателей Бертраном Жоаб-Корню, который рассказал нам о принципах и правилах Wingly.

Идея Вингли родилась в дружеском общении трёх приятелей – частного пилота, авиационного инженера и программиста. Они хотели заняться какой-то новой идеей, обсуждали успешные проекты, среди которых блаблакар, эйрбиэндби и поняли, что, если двое из них – авиаторы, нужно делать сервис, связанный с авиацией общего назначения. Проанализировали проблемы и остановились на том, что некоторые пилоты с трудом находят деньги на полёты, и есть люди, которые хотят полетать на чём-то совсем небольшом, решили сделать из этого бизнес. Что удивительно – чиновники одобрили идею.

Бертран Жоаб-Корню, сооснователь сервиса Wingly

Вначале, конечно, было непросто. Сначала мы запустили сервис во Франции и возник вопрос регулирования: может ли частный пилот вообще брать деньги за полёт, не окажется ли это коммерцией, достаточно ли это безопасно. Мы получили согласие немецкой администрации гражданской авиации, потом британской. О разделении расходов они обе сказали так: «Раз блаблакар законен и можно разделять стоимость поездки, то разделение стоимости полёта тоже не стоит запрещать». А британские чиновники добавили: «Если частный пилот разделяет расходы на полёт, то ему полёт обходится дешевле, он за те же деньги летает больше. А стало быть, это безопаснее.» EASA, европейское агентство по авиационной безопасности, заключило, что это действительно лучше для АОН: мы помогаем пилотам летать больше, это добавляет динамики в частную авиацию как в сектор экономики и улучшает безопасность.

Конечно же, эти ответы не были получены после первой же встречи. Чтобы убедить авиационные власти Евросоюза, потребовалось полтора года. И до сих пор есть чиновники, которые против Wingly, но тех, кто поддерживает – больше, в том числе среди высокопоставленных руководителей, которые и приняли итоговое решение – разрешить. И, конечно же, это не финальный этап развития сервиса – например, такие перевозки до сих пор запрещены в США, что уж тут говорить о России.

Бертран Жоаб-Корню, сооснователь сервиса Wingly

Сейчас в США запрещено то, что мы делаем. Это там обсуждается, но разрешить это должен конгресс. Там мощное лобби, но это и огромный рынок, поэтому мы пристально следим за тем, что там делается и думаем, как пробить это побыстрее. 04:05 На сегодня мы активно продвигаемся во Франции, Германии и Великобритании. Полёты выполняются больше чем в пятнадцати странах Евросоюза, но интенсивного маркетинга там нет, мы просто регистрируем пилота на своей платформе, и он ищет себе пассажиров на Вингли. Сейчас у нас в базе больше 10 тысяч пилотов и более ста тысяч пассажиров, но только 10 тысяч пассажиров реально летали.

Вингли начал работу летом 2016 года. На сервисе могут зарегистрироваться пилоты с пилотскими любой категории любой страны Евросоюза, ограничения есть только у воздушных судов – они могут быть сверхлёгкими или лёгкими с максимальной взлётной массой не более 5700 килограммов, по моторам – допускаются два поршневых двигателя, но только один турбинный, и вовсе не регистрируют любые реактивные, дистанцируясь от сегмента бизнес-джетов.

Бертран Жоаб-Корню, сооснователь сервиса Wingly

Вингли — это в первую очередь развлечение, а не транспорт. 70% наших полётов — покатушки: посмотреть пейзаж сверху, посмотреть, что такое малая авиация... Пилоту интересно налетать побольше, поэтому такие полёты ему тоже нужны. Оставшиеся 30% полётов — это из точки А в точку Б, но тоже развлекательные, типа экскурсии на день или на выходные, слетать отдохнуть в какое-нибудь симпатичное место в качестве туристов. У нас нет чисто деловых полётов типа «быть там-то на встрече в девять утра понедельника». С нашей точки зрения легкомоторная авиация для этого не годится. Мы постоянно напоминаем и пилотам, и пассажирам, что развлекательный полёт — это в первую очередь именно развлечение, и это не транспортное средство, чтобы срочно добраться из точки А в точку Б. Мы напоминаем пассажирам, что полёт может быть отменён из-за плохой погоды, и, если ему надо добраться в точку Б к определённому времени, стоит воспользоваться другим транспортом.

На борту во время полёта в рамках сервиса Wingly разрешается не более 6 человек, то есть максимум 5 пассажиров, даже если это Ан-2 или Pilatus PC-12. Стоимость перелёта можно делить как угодно, пилот может летать и бесплатно, закон не обязывает его вкладывать свою долю в стоимость полёта. Но пилот не должен получить от него никакой прибыли и заплатить сервису хотя бы 1 евро из своих денег. А основатели Wingly рекомендуют этическое правило – пилот и пассажир должны заплатить поровну. Сумма, обозначенная перед вылетом, является предварительной, а окончательная цена формируется только после полёта, исходя из его фактического времени. Если продолжительность была на 5 или 10 процентов больше или меньше заявленной, стоимость не меняется. Если полёт был дольше или меньше на полчаса из-за метеоусловий, сервис пересчитывает цену. Ну и, конечно же, Wingly проверяет адекватность цены, чтобы не допустить заработка у пилота.

Пилот заявляет воздушное судно, на котором он летит, а у нас есть база данных, в которой рассчитана средняя стоимость лётного часа на каждый тип, и когда пилот выставляет своё предложение, мы с этой базой сверяемся. Если называется завышенная сравнительно с нашей статистикой цена, то мы останавливаем заказ и разбираемся.

Комиссия Wingly, на которую сервис живёт, 4 фиксированных евро плюс 15% от фактической стоимости каждого перелёта. Пилот получает деньги через 48 часов после приземления. Его ответственность перед пассажирами и любыми третьими лицами по европейскому законодательству входит в страховку воздушного судна, а недавно сервис заключил дополнительное глобальное соглашение с компанией «аллианц» о дополнительном страховании с выплатой до миллиона евро. В общем, Wingly развивается, и нынешние 1000 пассажиров в месяц уже через год наверняка сменятся более внушительной цифрой.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, Фридрихсхафен, Германия

Наш выпуск подошёл к концу, но вы пока не отключайтесь. Далее будет наша традиционная рубрика «без комментариев». А я с вами прощаюсь, до следующего выпуска!