Flight TV - Выпуск 85


Текстовая версия выпуска


Экспедиция на амфибиях. Рассказываем про кругосветный перелёт на Ла-8 и Борей

Предлагаем объединяться. Профсоюз АОН сотрудничает с Минтрансом в разработке нового воздушного кодекса

 

Здравствуйте! Вы смотрите 85 выпуск FlightTV - единственной в России авиационной телепрограммы про малую авиацию. С вами, как всегда, Александр Швыдкин. От винта!

 


С аэродрома Красный Яр стартовала полярная кругосветная экспедиция на самолётах-амфибиях Ла-8 и Борей. Пять лет подготовки, два лётчика-космонавта и их товарищи - частные пилоты, в числе которых главный конструктор самолётов, отправились в полёт вокруг земли. Подробности - в нашем репортаже из Самары.

Идея перелёта возникла в дружеском общении председателя совета директоров НПО «АэроВолга» Сергея Алафинова и космонавта Валерия Токарева. Валерий Иванович рассказывал Сергею Вячеславовичу о потрясающих видах на Землю с орбиты, а тот ему – о красоте полётов на малых высотах. После этого разговора они решили, что нужно вместе посмотреть все континенты в кругосветном перелёте. Тем более, что «АэроВолга» Алафинова – это самый крупный частный авиационный завод в России, где производятся восьмиместные амфибии Ла-8, которые вполне способны справиться с этой задачей.

Сказано – начали делать. Токарев стал продвигать идею экспедиции в министерстве иностранных дел, в Росавиации и в администрации Президента. Алафинов – искать финансирование и подбирать команду, и решать многочисленные вопросы, связанные, как ни странно, прежде всего с пролётом над российским севером.

Сергей Алафинов, Председатель совета директоров НПО «АэроВолга»

В принципе, никаких сложностей, но надо решить 33000 вопросов, очень легко. Если начинаешь лет за пять, то успеваешь. В других странах можно Северную Америку пролететь без проблем, ту же Мексику. Можно летать по Европе. Где-то тяжело и почти невозможно летать по Африке. Вроде мир открыт, и всё свободно, но мы собрались лететь на север, на северо-восток, а там нет инфраструктуры, и очень редкие аэропорты – ФГУПы государственные. Топливом они не распоряжаются, время работы у них – световой день, суббота-воскресенье – выходные. Они не ждут гостей.

Российская часть экспедиции называется «Север Ваш». Это первая кругосветная экспедиция, которая пересекает Россию по южным побережьям северных океанов, и второй частный авиаперелёт в России после вертолётной экспедиции Игоря Гуржуенко Россия 360. выбор наших космонавтов – посмотреть на красоты Севера не с орбиты, а своими глазами. И время выбрано специально – 5-20 июля, самый расцвет полярного лета.

Сергей Алафинов, Председатель совета директоров НПО «АэроВолга»

По сравнению с территорией, на которую мы летим, мы даже не песчинка, мы пылинка – меньше, чем пылинка, и к сожалению там действительно абсолютно неосвоенная территория. Скажем, лететь от того же Тикси до Чокурдаха-Нижнеянска, там ведь ни деревень, ничего нет, территория очень неосвоенная.

С технической точки зрения намного проще пролететь страну по уже накатанному южному маршруту, но цель экспедиции – показать частным пилотам красоту полётов в северных регионах и пропаганда авиатуризма. И они уже сподвигли своим примером частных пилотов Эдуарда Лосеева и Олега Нехорошева пролететь российскую часть их маршрута, благо при подготовке к перелёту забросили на аэродромы маршрута более чем достаточное количество 100LL и АИ-95.

Естественно, во время подготовки к экспедиции решались не только организационные вопросы. За это время на «АэроВолге» родился малыш «Борей», который получился настолько крепким и ладным, что и его решили взять с собой, хотя изначально перелёт планировался только на Ла-8. Естественно, были тренировочные полёты экипажей из Красного Яра на Байкал и Печору. И самым ключевым был финансовый вопрос – ключевыми спонсорами кругосветного перелёта стали Газпром, ВТБ-Страхование и НПО «АэроВолга». Также их поддерживают в меру своих возможностей Федерация Любителей Авиации России, Натура Сиберика, братья Широгоровы и другие спонсоры.

Экипажи собрались на аэродроме за несколько дней до старта. По-хорошему им нужно было бы перед вылетом ещё полетать и потренироваться, облетать двигатели после регламентных работ, но тут снова вмешался административный фактор – по всей российской АОН возле городов, где проходил чемпионат по футболу, ввели ограничение на полёты, которое по факту оказалось запретом – даже несмотря на такую весьма уважительную причину, как поддерживаемый государством международный перелёт, им не дали облетать самолёты. Пришлось обкатывать двигатели в стендовых условиях и на пробегах по полосе.

Сергей Алафинов, Председатель совета директоров НПО «АэроВолга»

Безопасностью тут и не пахнет. На все наши заявки с сопроводительными письмами, что всё это не просто так, работа совместно с администрацией президента, с МИД, разрешение на облёт самолёта после регламента нам не дали. На самом деле мы вылетаем завтра и первые полчаса облётываем самолёты по маршруту, и если что не так – надо возвращаться, а разрешение только на вылет. Как они сказали – летите отсюда, и чтобы вас не видели.

В перелёт отправились только пилоты, каждый из которых минимум с сотней часов налёта. Лётный директор экспедиции Владимир Евстафьев, начинал карьеру лётчиком испытателем минобороны, затем шеф-пилот МТК Бериева, уже совершивший кругосветку на гидросамолёте Бе-200, и вообще летающий вокруг Земли до двух раз в месяц капитаном 747го в AirBridgeCargo. В этом перелёте его роль - планирование, согласование, контроль подачи планов от штаба, контроль маршрутов на всех приборах, контроль рабочего времени и подготовки экипажа, а также ведение радиосвязи. Как говорит Владимир, язык диспетчеров в разных странах далёк от королевского английского, и чтобы понять их сразу, нужно тренированное ухо. И опыт Евстафьева в кругосветке на Бе-200 пригодится в нынешнем перелёте.

Владимир Евстафьев, КВС B747 AirBridgeCargo, лётный директор экспедиции

Приключение тоже было месяц, конечно это мощная реперная точка в жизни авиационной, постоянно помнится, и цель моего участия здесь – это поставить такую же точку, потому что мне это очень нравится. Это приключение, знания, встреча с людьми новыми, новые полёты. Казалось бы, что нужно – летаешь на боинге 747, но это уже по привычке превратилось в рутину. А это новое. И это новое хочется.

Владимиру и всем остальным участникам экспедиции помогает организованный федерацией любителей авиации штаб перелёта, взявший на себя задачи по любой оперативной помощи, которую можно оказать с помощью телефона и электронной почты

Николай Мазурин, Президент ФЛА

По ходу перелёта возникает масса вопросов, как технических, организационных, ну любых. Пилоты находятся в сложных условиях, и им важно пилотировать самолёты, пилотировать по тому маршруту, который запланирован. Экипажу нужно знать погоду, состояние принимающей стороны и прочая-прочая масса вопросов.

Самым молодым участником экспедиции стал частный пилот и директор АОПА Россия Андрей Иванов. Он отвечает за фото и видеоматериалы и связь с прессой. У Андрея, как и у всех остальных кроме Евстафьева это первая кругосветка, но с дальними перелётами он знаком с 2009 года, когда пролетел с товарищами на Ан-2 по аэродромам вдоль русла Волги, потом перегнал цессну 150 с Камчатки в Москву, и участвовал ещё в десятке других перелётов.

За матчасть и исправную работу всех агрегатов Ла-8 и Борея отвечает их главный конструктор Дмитрий Суслаков, который, естественно, знает эти самолёты лучше кого бы то ни было. И готовый лично оценить их эксплуатацию на протяжённых маршрутах. В памяти напрашивается анекдот про главного конструктора автоВАЗа и поездку на жигулях от Москвы до Владивостока. Пришлось ли Дмитрию краснеть перед попутчиками, узнаем по возращении экспедиции.

За научную программу отвечают частные пилоты и космонавты – президент перелёта Валерий Токарев и научный руководитель Олег Атьков. Цель их программы – изучение циркадных ритмов в условиях высоких широт, физиология сердечно-сосудистой системы пилотов в дальних перелётах и психология малых групп, то есть как нужно себя вести в команде, чтобы по возвращению домой можно было спокойно смотреть друг другу в глаза.

Олег Атьков, научный руководитель экспедиции

Выяснение и изучение работоспособности взрослого человека в условиях Арктики, в довольно жёстких условиях, потому что Арктика — это не курорт, не 5 звёзд. В условиях сдвига циркадных ритмов, потому что мы как часы работаем, причём такие интересные механические часы, потому что каждая из функциональных систем имеет свою ритмику.

Информация будет собираться специальными приборами, замеряющими электрокардиограмму и кожно-гальваническое сопротивление. обрабатываться институтом космической медицины и пойдёт в копилку знаний человечества. И практическая цель – такой прибор в реальном времени показывает состояние пилота и не даст ему уснуть.

Единственный иностранец в команде экспедиции – пилот гидроавиации Лоик Блез, работавший на Каталине. Сейчас он борется за сохранение Арктики и сам вышел на Аэроволгу, когда узнал о планируемом кругосветном перелёте на амфибиях.

Лоик Блэз, пилот гидроавиации

Идея облететь Северный полярный круг пришла мне в голову четыре года назад, и я основательно её проработал. Первыми, к кому я отправился, были люди из Аэроволги, потому что, очевидно, если хочешь летать в Арктике, а немалая её часть в России, то знания россиян об этом регионе и этих суровых условиях совершенно неоспоримы. Плюс здесь сразу поверили в мою идею и сделали её частью более глобального проекта, — трансокеанского перелёта, — так что я счастлив и горжусь тем, что стал его частью. И это немалая честь — летать с космонавтами.

 

При всей кажущейся некоторым обыденности космонавтики, за 57 лет в космосе побывало всего 570 человек, и присутствие в составе экспедиции сразу двоих из них обеспечило перелёту внимание федеральных телеканалов - Культуры, России 2, Рен ТВ, НТВ. Почаще бы такое внимание к АОН. Ну и мы, конечно же, будем рассказывать Вам об этом путешествии по северным красотам.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

Ссылки на трекеры самолётов

LA-8T(RA-0778G)https://iridium360.ru/sharedmap/1c487b59

LA-8(RA-0344G)https://iridium360.ru/sharedmap/09b06cfa

Borey (RA-2877G) https://iridium360.ru/sharedmap/1f650b80




Руководитель профсоюза АОН Вадим Цыганаш предлагает всем частным пилотам поучаствовать и присылать предложения по изменению законодательства. В это можно верить или не верить, но как известно, капля камень точит. Рассказываем подробнее о том, чем же сейчас занят профсоюз.

 

В январе этого года в Минтрансе состоялась встреча рабочей группы Минтранса и представителей АОН, на которой частные пилоты озвучили 31 проблему, которые возникают из-за несовершенства законодательства. Эти больные темы известны всем подвижникам малой авиации – лётная годность по неадекватным ценам, статус земли посадочных площадок, закрытие авиационных учебных центров, авиационные работы, ознакомительные полёты и многие другие. Минтранс как раз к этому времени приготовил пакет изменений в федеральные авиационные правила и руководитель комиссии Борис Алякритский предложил частным пилотам внести свои предложения.

Вадим Цыганаш, руководитель профсоюза АОН

Глубина изменений колоссальна. Достаточно сказать, что впервые в последней истории нашей страны в АОН разрешаются легальные ознакомительные, обзорные, экскурсионные, акробатические и иные виды полётов. Профсоюз АОН и ряд других общественных организаций получили от министерства транспорта полномочия по глубокой переработке ФАП. Главная цель, к которой мы стремимся – чтобы правила позволяли создавать авиационные бизнесы разных масштабов, от парапланериста, катающего за деньги, до небольшой авиакомпании.

Обсуждается много интересных и по-настоящему революционных для АОН тем. Например, обсуждаются отдельные авиационные правила для каждого вида и типа воздушных судов. И вывод авиаработ в АОН из серой зоны в официальную с возможностью легально зарабатывать и платить налоги.

Сегодняшние требования по сертификации дельталёта и Боинга одинаковы, это ненормальная ситуация. Важнейшая вещь, которую мы хотим получить, это такая нагрузка на авиабизнес, которая составляла бы не более 30% от совокупного дохода. Чтобы была понятна разница – сегодняшние требования составляют 360% от тех затрат, которые пилот по факту несёт сегодня. Именно это является главной причиной вывода авиационного сообщества в серую зону.

Профсоюзу АОН помогают авиационные федерации – планерного спорта, воздухоплавания, сверхлёгкой авиации, авиационных видов спорта, частные пилоты и даже представители бизнес-авиации. Им всем интересна возможность создать справедливое законодательство. Вадим Цыганаш надеется, что все вместе они до конца года разработают варианты новых нормативных актов, после чего передадут их в Минтранс для внесения правок ко второму чтению в Госдуме.

Помимо работы над законодательством профсоюз АОН планирует с сентября открыть отделения более чем в 30 регионах России. Уже есть энтузиасты, готовые за это взяться, и их количество будет расти. И Вадим планирует, что участие в профсоюзе будет для пилотов выгодным.

Вадим Цыганаш, руководитель профсоюза АОН

Зачем он нужен конкретным пилотам? Очень просто. На тех территориях, где согласовано открытие отделений профсоюза, находятся, например, 720 воздушных судов. Совершенно очевидно, что, когда мы предлагаем сертификационным центрам обслужить 720 судов, это автоматически снижает цену СЛГ минимум в два раза.

Уже проведены переговоры с одним из сертификационных центров, и они готовы существенно снизить стоимость своей работы для членов профсоюза при условии стабильной загрузки и распланированных заказов на весь год. Также профсоюз провёл переговоры с авиационным учебным центром, который готов дать членам профсоюза скидку на обучение в 30.000 рублей, а также посодействовать в получении ещё 30.000 рублей налогового вычета по закону об образовании. Третий плюс членства в профсоюзе – их участие в переговорах с органами авиационной администрации.

Очевидно, что те усилия МТУ в области безопасности не достигают эффекта просто потому, что они не являются профессионалами в области лёгкой и сверхлёгкой авиации. Очевидно, что совещания по безопасности с участием представителя дадут гораздо больший эффект, поскольку действительно касаются тех вопросов, которые волнуют частных пилотов, руководителей посадочных площадок и владельцев аэроклубов.

В общем, планов много. Сбудутся они или нет – зависит в том числе и от вас. Никто не сделает жизнь частных пилотов лучше без их лишнего участия. Хотите узнать о профсоюзе больше – контакты на экране.

www.profsouzaon.org

 +79081799165

tsiganash@mail.ru

Беспилотные летательные аппараты осваивают всё большее число профессий, и частным пилотам остаётся лишь наблюдать за развитием прогресса у "соседей". Но переживать стоит не всегда. Среди задач, где дроны могут заменить пилотируемые летательные аппараты, встречаются и такие, которые не всякому опытному пилоту доверишь. Например, как в сегодняшнем видео "Без комментариев", сжечь огнемётом мусор с высоковольтной линии. А я с вами прощаюсь, и надеюсь, что после окончания чемпионата мира по футболу мы сможем почаще радовать вас новыми выпусками. Увидимся.