Flight TV - Выпуск 86




Снова первые. Россияне стали чемпионами на 16 ЧМ по вертолётному спорту.
Новый спорт. В Нахабино прошёл чемпионат России по дрон-рейсингу.
День рождения. Аэродром Вершина приглашает пилотов в гости 10-11 августа.
В гостях у Ютейр. В Тюмени на аэродроме Плеханово пройдёт традиционное авиашоу.
Половина маршрута. Рассказываем о кругосветном перелёте амфибий Ла-8 и Борей.
Любителям авиации. На аэродроме Орловка прошёл первый этап СЛА 2018.
Граница для АОН. Впечатления частного пилота Вадима Дроздова о Пскове.

Текстовая версия выпуска


В Минске на аэродроме Боровая завершился 16 чемпионат мира по вертолётному спорту. 34 экипажа из 8 стран соревновались в четырёх традиционных дисциплинах – навигации, параллельном полёте на точность, развозке грузов и слаломе. Первое и второе место традиционно заняли российские экипажи, а вот на третьем – белорусы. По итогам этого чемпионата золотыми призёрами стали Максим Сотников и Олег Пауджуюкас, серебряными – Андрей Орехов и Вадим Сазонов, бронза у Алексея Маханского и Антона Данченко. Оценить напряжённость и драматичность борьбы можно по разнице между первым и третьим местом – всего 15 очков. А занявшие пятое место поляки Марчин и Микаэль Шамборски отстали от лидера на 25 очков. Отдельно стоит отметить участие китайской команды. Экипажи Чжао Вэя и Чжан Вэема, и Чэнь Чжэнфэня с Хань Ёном заняли последние места, но интерес китайцев к какому-то виду спорта всегда добавляет интригу: пусть в этот раз не получилось, но через несколько лет китайские пилоты могут добиться успеха.



В Подмосковном Нахабино прошли первый чемпионат России и этап кубка мира по дрон-рейсингу. Первым Чемпионом России в истории этого вида спорта стал спортсмен из Москвы Кирилл Федукович, показавший максимальную среднюю скорость 78 км/ч и лучшее время прохождения дистанции. Второе место занял спортсмен из Московской области Владимир Иванов, а бронза досталась Никите Новикову из Красноярского края. Дрон-рейсинг в прошлом году получил от FAI статус официального вида спорта, а в этом году Министерство спорта России внесло дрон-рейсинг во Всероссийский реестр видов спорта. Чемпионат России являлся отборочным турниром для определения состава сборной команды Российской Федерации, которая будет участвовать в Чемпионате мира в ноябре в китайском Шеньчжене.



Август – традиционное время авиационных слётов и авиапутешествий. И аэродром Вершина в воронежской области традиционно приглашает частных пилотов к себе на дружеский авиаслёт и третий день рождения. Прилетевших гостей бесплатно заправят для показательных выступлений бензином АИ-95 и керосином ТС-1, дадут скидки на отели в городе Россошь, а также угостят шашлыками. Даты проведения праздника – 10 и 11 августа. В пятницу будет день для авиаторов и вечерний фуршет, в субботу – открытый праздник для всех желающих зрителей, которых, как показывает практика двух предыдущих авиашоу, будет немало. У кого есть желание и возможность – прилетайте, телефон руководителя полётов на экране.



18 августа в тюменском аэропорту Плеханово пройдет авиашоу «В гостях у Ютейр». Оно проводится уже много лет с интервалом раз в два года, и включает в себя традиционную лётную и наземную программы. В лётной программе будут Ан-2, амфибии СК-12, Л-42 и все типы вертолётов, в том числе самый большой из летающих - Ми-26Т. Зрителям покажут десант парашютистов и высадку спасателей из Ми-17, а также работу пожарного вертолёта. На отдельной площадке выступят авиа- и ракетомоделисты. Хороший повод посетить Тюмень влюблённым в небо и в путешествия. Вход на авиашоу бесплатный, а при желании за 2000 рублей можно будет легально и официально полетать на Ми-8 и посмотреть на город с высоты. Частные пилоты также смогут прилететь в Плеханово, но по предварительной заявке и при наличии всех необходимых документов.



В прошлом выпуске мы обещали рассказывать о кругосветной арктической экспедиции на амфибиях Аэроволги «Ла-8» и «Борей». На момент подготовки материала экспедиция успешно приземлилась в Гренландии на аэродроме Нуу́к, прилетев туда с запада. Везде по маршруту участники отмечают весьма тёплый приём.

Валерий Токарев, лётчик-космонавт, герой России, президент перелёта

Встречают нас по Северу — подтверждение вы найдёте у всех членов экипажа — очень тепло, очень гостеприимно, с большим интересом. То есть для людей, которые живут постоянно на Севере, мы как бы носители большой культуры, представители большой страны, они с надеждой смотрят. Видят, конечно они и небольшие самолёты. Но на наш «Борей» они сказали: «Вот, дескать, американцы какие делают». Мы говорим: «Да нет, это под Самарой, у нас делается». Ну, и другой самолёт тоже. Это вызывает подъём. Говорят «Да, действительно, вы такие молодцы, уже самолёты делаете российские». Вот это радует.

 

В якутском Чокурдахе местные жители устроили торжественную встречу в национальных костюмах, а в Номе на Аляске пилоты танцевали эскимосские танцы с местными детьми.

Разумеется, не обошлось без трудностей с погодой и небольших бюрократических затруднений, но основные задержки случаются всё-таки из-за погоды, на севере она очень коварна даже в разгар лета. Так, в Бухте Провидения на Чукотке экипажи провели почти неделю — облачность и туманы мешали перелететь через Берингов пролив на Аляску. Также погода добавила задержек в Канаде.

Кстати, именно американская и канадская части маршрута оказались сложнее всего психологически и в бытовом плане. Аляску, из-за особенностей американских законов для российских воздушных судов, самолёты преодолели по правилам инструментальных полётов на высоте больше километра, и это пришлось делать над облачностью. В крохотных посёлках американского Крайнего Севера нет никакого подобия гостиниц, да и с интернетом пока проблемы, аналогичные российскому Заполярью. Если в Форт-Юконе ночёвка в палатках на лётном поле компенсировалась радушием местного шерифа и его друга, которые угостили лётчиков запечённым на костре лососем, то в канадском Холл-Бич ночевать пришлось в накопителе аэропорта, и то — спасибо, что пустили.

 

Олег Атьков, лётчик-космонавт СССР, научный руководитель экспедиции

 

На самом деле, запоминающихся моментов так много, что всего не перечислить. Это и встречи, и места, и само движение, и перемена мест, и перемена климата, и температур, и ожидания... Наконец, то, что ожидания заканчиваются и всё превращается в движение, и радость движения опять...

В ходе перелёта участники меняются местами в самолётах — и устают меньше, и практики больше. Однако кроме полётных задач у экспедиции есть и научные, связанные с изучением циркадных ритмов и психологии малых групп.

 

Олег Атьков, лётчик-космонавт СССР, научный руководитель экспедиции

Медицинская часть. Она началась ещё в Самаре. Были сделаны заборы исходных проб у всех членов нашего коллектива и в процессе перелёта на самых ответственных участках я надевал на своих коллег некоторое оборудование — браслеты для того, чтобы контролировать их работоспособность и с тем, чтобы не было засыпания. А с другой стороны ещё надевал мини-прибор, который пишет электрокардиограмму в одном отведении. И, самое, наверное, сложное и самое, может быть, интересное — это психология малых групп. Скажу честно сейчас: цыплят по осени считают. Пока рано ещё говорить что-либо о том, как всё это потом будет складываться... oh, thank you, thank you, you're very kind... как всё будет складываться. Мы все взрослые люди, со своими, уже сложившимися, характерами. Далеко не всё просто складывается. Бывают, сразу скажу, бывают, естественно, и более чем оживлённые споры, но всё интеллигентно... oh, thank you, beautiful, beautiful... Но всё проходит в пределах, всё проходит в пределах. Всех нас тормозит только одно, по-настоящему — это необходимость тормозиться там, где нет погоды. И вот это вот отсутствие перспективы движения и отсутствие, иногда, информации о наличии гостиницы — но это не самое главное. О наличии топлива — вот это вот самое главное. Вот это вызывает не то что бы нервозность в коллективе, но вызывает некие напряжённости, которых хотелось бы избежать. Но это жизнь, и это всё... Но я уверен, что, когда всё закончится — все будут счастливы.

 

Экспедиция рассчитывает вернуться в Самару примерно в середине августа или чуть раньше — зависит от погоды. После этого мы подготовим и осенью покажем вам обстоятельный рассказ о перелёте.



На аэродроме Орловка прошёл первый этап тринадцатого слёта любителей авиации. Начиная с этого года, он двухэтапный. Помимо традиционного массового слёта в Первушино. Отличие сбора в Орловке от Первушино, во-первых, в том, что многим пилотам Тверская область гораздо ближе Башкирии. Так, в этом году на него с одной промежуточной посадкой прилетело три иностранных борта – два из Латвии и один литовский, и слёт стал международным. Во-вторых, слёт только для АОН без посторонних гостей создал более интимную доверительную обстановку, когда можно общаться, не закрывая самолёты и не опасаясь, что оттуда что-то унесут или погнут. И, в-третьих, этот слёт обошёлся без приглашённых за деньги пилотажных групп, что очень хорошо сказалось на его финансах. Обывателей привлекают в небо выступления пилотажных звёзд, но стоят они весьма недёшево.

Всего на слёте было 95 воздушных судов, из них 37 – базирующиеся на Орловке, в гости прибыло 58 бортов из 14 российских регионов, а также из Литвы и Латвии – 48 самолётов, 7 вертолётов, два автожира и один мотопараплан. Гостей могло бы быть больше. Более десятка бортов планировало прибытие утром в субботу, но небо внезапно закрыли из-за инцидента с поисками самолёта, залетевшего в запретную зону Мигалово, а над Орловкой пролетел Су-27. Но праздник всё-таки разрешили продолжить.

По традиции, расскажем подробнее о тех воздушных судах, которые были на авиаслёте впервые. В первую очередь это иностранные гости, сделавшие слёт международным. В прошлом году Росавиация отменила требование штурмана на иностранных бортах АОН, и теперь они могут прилетать к нам относительно просто. Гости из Латвии и Литвы остались довольны слётом и показали россиянам воздушную программу. Единственное, остались в недоумении, почему потребовалось два месяца переписки и обмена бумагами для получения разрешения и стоимостью обслуживания в Пскове.

Юрис Либманис, частный пилот

Это было немножко сложновато, сначала надо было получить разрешение на использование пространства воздушного, которое длилось, я думаю, месяца два.

Также мы заметили на аэродроме ещё один самолёт с иностранным номером, но он оказался уже наш. Частный пилот Вадим Дроздов купил его в Британии и прилетел на слёт с Альбиона. Этот Дорнье 27 – второй в России, в варианте как у Вадима, может отвезти на 1000 километров пятерых человек плюс 200 килограммов груза с крейсерской скоростью как у 182 цессны, при этом с возможностью взлёта и посадки в полевых условиях, как у Вильги. Двигатель лайкоминг GO 480 мощностью 270 лошадиных сил и винт диаметром 2,5 метра позволяют этому самолёту взлетать с разбегом от 50 метров.


Вадим Дроздов, частный пилот

Я сам с Дальнего Востока, с Хабаровска, и для наших краёв он очень подходящий. Во-первых, это самолёт короткого взлёта и посадки. Во-вторых, это самолёт достаточно вместительный и при этом он ещё достаточно скоростной.

На Орловке за зиму появилось несколько новых бортов, самый крупный из которых – пайпер сенека, купленный в Финляндии за относительно небольшую сумму двумя братьями- пилотами. Он позволяет летать на высоте 300 метров с крейсерской скоростью 300 километров в час, на высоте 3000 метров – 350 километров в час, и без посадки долетать с жёнами и детьми из Московской области, например, в Сочи.

Алексей Никифоров, частный пилот

удовлетворяет нашим требованиям, нашим целям. Мы хотим безопасных полётов, а это два двигателя. Летая над водоёмами и лесами даже с психологической точки зрения с двумя двигателями чувствуешь себя более в безопасности. Плюс это полноценный шесмиместный самолёт, соответственно, брали его, чтобы летать на дальние расстояния, грубо говоря, семьями.

Из российских новинок на АОНовский слёт впервые прилетел «Скаут» - ремоторизованный Ми-2, где ГТД-450 поменяли на АИ-450М с электронным программным управлением и общей мощностью 800 лошадиных сил. Директор МАРЗ и частный пилот Павел Ненастьев говорит, что экономика его Скаута стала лучше на 30-40%, и Ми-2 ещё не прожил свой век.

Павел Ненастьев, генеральный директор МАРЗ

Сейчас у него около 200 – это на часовой расход, при этом его характеристики остальные – они практически вдвое улучшились. Потому что Ми-2 был в перегоночном варианте 580 километров с двумя членами экипажа, сейчас он летит почти 1000 с девятью. Он стал легче на 250 кг, соответственно, его возможности грузоподъёмности улучшились. А также он стал существенно экономичнее. Всё вместе делает его с учётом цены в этом классе чуть ли не лидирующим. Безусловно, нужны новые вертолёты, мы это понимаем. Но для того, чтобы подготовить под них рынок, ремоторизированный Ми-2 может занять нишу и подготовить её для Ансата, например.

Из самолётных новинок на слёт прилетел цельнометаллический пилотажный Дельфин 10 с двигателем джабиру 3300 производства кронштадского ОКБ «Дельфин».

Александр Агафонов, частный пилот

Желание было создать самолёт для спортивного пилотажа. Его, конечно, нельзя считать полностью акробатическим самолётом, с Як-52 он не сравнивается. Но для 3-2 лиги чемпионатов он может выполнять любые фигуры. у него эксплуатационные перегрузки +6 -3 и мы закладывали двухкратный запас мощности, т.е. на самом деле там 12.

В завершение слёта было проведено традиционное награждение в нескольких номинациях, и объявлено о подписании соглашения о сотрудничестве с авиасалоном МАКС, а также анонсировано, что будут варианты бесплатного базирования и стоянки для участников выставки из АОН. Куратором от АОН на МАКС будет Сергей Минигулов, который провёл у себя в Первушино уже 32 авиационных мероприятия.

Сергей Минигулов, организатор слёта

Они попросили меня им помочь, и сказали, что к 2019 году сделают всё для того, чтобы помочь, чтобы была отдельная выставка, отдельное шале, отдельный зал для семинаров на МАКС именно под АОН. Попросили меня помочь с организацией воздушной программы, чтобы под наше имя люди прилетели на МАКС, чтобы они выставили продукцию свою.

На сайте reaa.ru в теме слёта опубликованы видеозаписи некоторых семинаров слёта от Дениса Панкова, а также сотни фотографий Игоря Колоколова. Напоминаем, что второй этап слёта любителей авиации состоится традиционно в Первушино, но из-за футбола и новой схемы проведения слётов - 23-25 августа. Этот слёт будет открытым для зрителей, и кто хочет и может посмотреть на полёты и выступления пилотажных групп - Башкирия ждёт всех желающих.