Flight TV - Выпуск 29






Сигма-6. Начались испытания нового самолёта Сергея Игнатьева.
33 часа 20 минут! Фёдор Конюхов и Иван Меняйло установили мировой рекорд.
Смеяться или плакать? Законопроекты о регистрации беспилотников в ФСБ и Росавиации.
В одиночку до Австралии. Британка пролетела 20.000 километров на биплане 1942 года.
Чтобы не забыть. 94 летний ветеран 2 мировой войны сделал скульптуры погибших однополчан.

Текстовая версия выпуска


В эфире FlightTV – программа для людей, влюблённых в небо. В студии по-прежнему Александр Швыдкин, здравствуйте!

Летать хочется быстро, а взлетать коротко. Лётчик-испытатель Дмитрий Ракитский поднял в небо Сигму-6

В Первую Мировую французы отдавали дань памяти павшим товарищам. Они говорили: «Благодаря тебе, сегодня я жив» Чтобы мы не забывали. В США частный пилот делает скульптуры пилотов в память о погибших во второй мировой.


О самолётах Сергея Игнатьева мы не раз рассказывали в своих программах. Накануне наша съёмочная группа наблюдала за первым полётом его нового творения. Это «Сигма - 6», сверхлёгкий высокоплан с тандемным расположением экипажа и двигателем Ротакс-912. Авиаконструктор Сергей Игнатьев называет его мечтой путешественника.

 

Сергей Игнатьев – авиаконструктор самолётов «Сигма»

Самая главная особенность самолёта – это складывающееся крыло. Самолёт для домашнего базирования, не аэродромного. Его идея – выгнать за фаркопом на окраину населенного пункта и дальше коротко взлетать с небольшой полосы.

Оригинальность – основная характеристика Игнатьевских сигм. Не платить за базирование на аэродромах, ранить на автоприцепе в обычном гараже, потом отвезти его по дорогам общего пользования в нужное место или просто на окраину города или посёлка, где есть 150-200 метров прямой грунтовой дороги или чистого поля, и всё – дорога в небо открыта. Идеальный партизанский самолёт. Именно эта задача и определила облик Сигмы-6. Длина воздушного судна чуть более 5 метров, размах крыла – 6 метров. Поперечное складывание крыла потребовало применение мощной механизации.

 

Дмитрий Ракитский – лётчик-испытатель

На крыльях применен двухщелевой закрылок с зависающим элероном, являющийся частью закрылка и выдвижным предкрылком. Это сложное изделие, требующее большой конструкторской работы , и оно полностью себя оправдало.

Лётные испытания «Сигмы -6» проходили при температуре воздуха минус 20 градусов. На кадрах хорошо видно, что крыло раскладывается в считанные секунды. Что же касается скоростей, то здесь ожидания превзошли себя. В первом же испытании самолёт с одним стосильным двигателем развил горизонтальную скорость в 290 км/ч. В первом полёте, естественно, выявились и недостатки, над которыми Сергею Владимировичу ещё предстоит поработать. Кроме того в планах оснастить Сигму 6 поплавками и парашютной системой. После проведения лётных испытаний мы расскажем вам подробнее о Сигме-6.



Известный путешественник Фёдор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло побили мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом аэростате – они пробыли в воздухе 32 часа 20 минут, улучшив почти на три часа предыдущий рекорд, установленный 23 года назад американцем Вильямом Басси . Маршрут Федора Конюхова и Ивана Меняйло начался в Тульской области, приземлились они под Владимиром. Рекордному полёту помогли холод и отсутствие облачности. Шар летел на минимальной высоте, чтопозволило использовать самый экономичный расход газа – несколько метров над землёй над полями днём, около 30 метров от земли над лесной местностью и 70 метров – ночью. Для максимального света ночью специально была выбрана ночь полнолуния. Полёт был очень тяжёлым с точки зрения человеческих возможностей, за перелётом следили воздухоплаватели всего мира – во время полёта на находившийся на борту спутниковый трекер инрИч пришло более 300 смс со всего мира на различных языках. Авиационное сопровождение полёта, общаясь с представителями управления воздушного движения, оказывал директор Аопа-Россия Андрей Иванов. Также на борту шара в рамках проекта «Авиапочта» было перевезено 500 специальных открыток, выпущенных Аопа-Россия по к этому перелёту. Они будут отправлены всем подписавшимся на их получение со штампом и автографами Фёдора и Ивана. На момент выхода этого выпуска есть ещё 100 свободных открыток. Если хотите получить сувенир на память – записывайтесь на их получение на сайте aopa.ru в разделе Новости.



На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появились сразу несколько документов, регламентирующих процедуры регистрации и сертификации беспилотных воздушных судов, в том числе авиамоделей. В настоящий момент опубликованы не все тексты проектов нормативных актов, обозначен лишь подготовительный этап - сбор предложений. Пока ситуация выглядит анекдотично. Из смысла документов, с которыми уже можно ознакомиться, предполагается, что каждый авиамоделист должен явиться в отделение ФСБ и поставить каждую авиамодель весом свыше 250 грамм на учёт и подать сведения по определенной форме и получить бесплатную справку о постановке на учёт. Роль такой справки в дальнейшем процессе получения государственных услуг не поясняется. Ещё интереснее - постановка на учёт в ФСБ не является процедурой государственной регистрации, которую планирует проводить Федеральное агентство воздушного транспорта. Частным пилотам знакома эта непростая процедура – платная регистрация прав собственности на воздушное судно и регистрация самого воздушного судна и личная подача документов в Москве на Ленинградском проспекте, куда сейчас нужно предварительно записываться за месяц до визита. Если проект будет принят в нынешнем виде, необходимо будет регистрировать все детские радиоуправляемые вертолёты и даже воздушные змеи массой свыше 250 граммов. Также готовятся правила, по которым будут сертифицироваться все операторы беспилотников с получением квалификации «внешний пилот». О возрастном ограничении для получении этих свидетельств информации нет. Также пока непонятно, как будут работать детские и взрослые авиамодельные клубы



Центральный музей военно-воздушных сил получил официальную «дорожную карту» о перемещении всех экспонатов музея Монино в парк «Патриот» в Кубинке. Перевезти экспонаты предлагается летом этого года. В следующем выпуске FlightTV мы расскажем о том, можно ли будет разобрать, перевезти и собрать экспонаты музея, многие из которых держатся на честном слове.



Британская летчица Трейси Кертис-Тейлор завершила одиночный перелет длиной в 20 тысяч километров на биплане с открытой кабиной 1942 года производства. В октябре прошлого года 53-летняя пилотесса вылетела из города Фарнборо в английском графстве Хэмпшир. Конечной точкой путешествия была столица Австралии. За три с лишним месяца Тейлор пересекла воздушное пространство 23 стран, 50 раз приземлившись для дозаправки. В ходе полета Тейлор пересекла Европу и Средиземное море, Иорданию, Аравийскую пустыню, Оманский залив, Пакистан, Индию и Юго-восточную Азию. Этот маршрут впервые в 1930-м году годах проделала другая женщина-авиатор, Эми Джонсон. В ходе своего перелета Тейлор пыталась как можно детальнее воссоздать условия, в которых летела Джонсон: она летела по старым приборам и с открытой кабиной, без какого-либо сопровождения в воздухе.



ВЕДУЩИЙ: В июне, когда мы снимали сюжет про мотопланер Штемме, корреспондент FlightTV Евгений Максимов познакомился с американским частным пилотом Марком Арнольдом. В разговорах речь зашла о том, что АОН, это всё-таки хобби, которое крайне редко реализуется в основной работе пилотов. И тут оказалось, что отец Марка, участник второй мировой войны, создаёт скульптуры пилотов-однополчан.

Отставному майору Фрtдрику Арнольду 94 года. Для своего возраста он держится очень бодро. Фредрик— единственный, кто остался в живых из 14 пилотов Локхид P-38, которые сначала базировались в Алжире, а после изгнания немцев из Африки — в Тунисе. Его группа называлась 42-J. В названии зашифрованы год и месяц выпуска — октябрь 1942-го. Буква J — десятая буква алфавита и обозначает десятый месяц. Арнольд сегодня – один из немногих оставшихся в живых американских лётчиков-истребителей Второй Мировой. Он не только имеет множество высоких наград и 50 боевых вылетов только за 43 год. Кроме этого, он написал учебник и наглядно проиллюстрировал учебник для пилотов по P-38 и, наконец, он великолепный художник.

Его первая работа была выставлена, когда ФрЕдрику было пять лет. Это был рисунок лошади с коляской. К девяти годам он стал признанным художником-портретистом. В одиннадцать он поразил своего учителя начальной школы скульптурами, вырезанными из мыла. После этого его отправили в Институт Искусств в Чикаго учиться рисовать человеческое тело, как и многих выдающихся художников до него.

Также Арнольд с детства увлекался авиацией, научился летать на пайпер Каб, и записался пилотом в военно-воздушные силы США, оставив искусство в качестве хобби. Он попал на фронт, летал на боевые задания с 43 по 45 годы в Африке и в Европе, и продолжил там службу и после окончания войны. В 1945 году Арнольд участвовал в испытаниях реактивного Lockheed P-80, в 46 году после четырёх лет службы Фредрик стал майором. Во время боевых вылетов Фредерик подружился с Джимом Хейнгенбеком.

Фредерик Арнольд, ветеран ВВС США, скульптор

«Мы поддерживали контакт, и были крепкими друзьями, наша дружба продолжалась всю жизнь, и однажды Джим сказал мне «Я слышал, что в Первую Мировую французы отдавали дань памяти павшим товарищам. Они говорили: “Благодаря тебе, сегодня я жив”. Кажется, это был тост. Так отчего же нам не дать такой обет — почтить память тех, кто ушёл раньше нас?»

После окончания войны Фредрик и Джим поклялись, что последний из оставшихся в живых из них сделает всё, чтобы почтить память тех двенадцати пилотов, кто погиб в их отряде. Они понимали, что это будет не скоро, но хотели сделать это как можно позднее, чтобы память об их однополчанах держалась ещё дольше. И вот несколько лет назад его товарищ скончался.

Фредерик Арнольд, ветеран ВВС США, скульптор

Я был у Джима в больнице перед его смертью. «Мы попрощались, и Джим сказал: “Не забудь наше обещание. Теперь это твоё дело”. Я ответил, что понятия не имею, с чего начать. Джим ответил мне - “Для начала возьми бутылку вина и скажи тост”. “Ты что-нибудь придумаешь”.

После войны Фредрик Арнольд вёл широкую деятельность, занимаясь бизнесом и творчеством. Газетный художник, актёр кино, телевидения и театра, изобретатель в разных отраслях. В авиацио они принёс усовершенствованную модификацию элеронного бустера - усилитель руля для частных самолётов, человечеству – первое в мире алюминиевое складное кресло с полосой ткани на сиденье и спинку, к 1957 году компания Фредрика Арнольда выпускала более 14 тысяч складных кресел в день. Было и несколько других изобретений, но FlightTV – авиационная программа, поэтому вернёмся к теме

Подумав несколько месяцев после смерти друга Джима, Фредрик вспомнил юношеское увлечение скульптурами и решил назвать свой проект “Не забудем: Задание”. Группа включает в себя одиннадцать скульптур, две скамейки и карту - предполётный брифинг эскадрильи, всё в бронзе. Это собирательные образы с лицами погибших товарищей У каждой скульптуры есть название, и Арнольд рассказал историю каждого из них.

«Подросток» внимательно ловит каждое слово старших товарищей. У него было только трицдать часов тренировок — и вот он уже лётчик-истребитель.

«Ведущий» стоит у карты и разъясняет полётное задание. Сегодня до цели пятьсот семьдесят пять миль.

«Красавчик» показан в полной экипировке — так его и найдут после крушения. Он выбился из строя и в одиночку пошёл на цель. Такие как он становились жертвой более дисциплинированных и опытных вражеских лётчиков. Кресел-катапульт в те годы не было, поэтому за спиной у пилота был парашют в ранце. Но выбраться из кабины и прыгнуть удавалось не всегда...

«Везунчик» слушает комэску с недоверием. Он опытный лётчик, за его плечами около тридцати вылетов. Он скептически относится к обещаниям хорошей погоды и слабости вражеской обороны. Но хоть разведка и не всегда была права, он выполнит задание любой ценой. Сигарета в руках довершает портрет. «Мы все курили тогда», — говорит Арнольд.

«Работяга» — новичок в эскадрилье. Он записывает курс и расстояние до цели на ладони. Он знает, что если его собьют, надпись на руке будет смыта пОтом. Карты при себе иметь было нельзя, чтобы они не попали в руки врага. Эти две цифры — все данные, которые были у пилотов Второй мировой: они часами летели над сушей и морем — без автопилота, точно удерживая магнитный курс. Это называлось «полёт по счислению».

«Французик» к моменту брифинга уже погиб в бою. Он одет так же, как в момент смерти — парашют, перчатки, шлем, очки и кислородная маска. Лицо скрыто и мы никогда его не увидим, как лиц тысяч других пилотов, погибших на той войне. По задумке автора, он стоит за спинами ещё живых, словно утешая их — эту связь не могла разорвать даже смерть.

«Монтана» — ещё один новичок, он только прилетел из Штатов. Такие как он должны были летать рядом с более опытными товарищами. Он задаёт вопросы во время брифинга: «Что, если мы опоздаем на встречу с бомбардировщиками?» — «Опоздать нельзя, без нас они — просто мишени». «А вдруг запасной бак не отстрелится?» — «С парами бензина в баке ты летающая бомба. Возвращайся на базу». «Как вернуться, если я потерял эскадрилью?» — «Вызывай нас по радио. Если не докричишься — крутись как хочешь.».

«Одиночка» — тоже уже погибший дух. В кино редко показывают, как выглядел воздушный бой на самом деле. Несмотря на все тренировки и планирование, реальность была суровой. Этот пилот не был сбит — в тесноте строя он не справился с управлением и винт его «Лайтинга» врезался в киль звеньевого. Они оба погибли при столкновении.

«Чарли-Замыкающий». Так называли хвостовой самолёт в строю. На это место ставили новичков. Чем больше опыта — тем ближе к ведущему. Он одет так же, как в момент гибели. Кислородной маски нет — значит, летел невысоко. Его самолёт сбила вражеская пуля. Он был смертельно ранен, потерял сознание и разбился в бреющем полёте на скорости в четыреста миль в час.

«Жеребец». Ведущий звена. С «Одиночкой», менее опытным напарником, он старался держать строй, отбивая атаку «мессершмитта» на бомбардировщик Б-семнадцать. «Одиночка» на секунду расслабился... С повреждённым хвостом «Жеребец» вошёл в стремительный штопор. Он выжил при первом столкновении, но не смог выбраться из кабины – зацепился парашют. Перед смертью он пережил ужас падения с десяти километров — пять очень долгих минут. Рука «Жеребца» на плече его ведомого. Он не винит напарника в своей смерти. Эта ошибка — лишь следствие хаоса вокруг них.

«Быстрый». Он смотрит на запястье. Скрупулёзные планы операций зависели от того, как лётчики эскадрильи сверили свои часы. Сцена, изображённая в скульптурной композиции, происходит перед рассветом. Наземные техники уже снарядили, заправили и прогрели самолёты. После планёрки пилоты залезали внутрь, пристёгивались и ждали назначенного часа. К восходу они будут уже далеко от базы. «Быстрый» напоминает нам, что во Вторую мировую удача зависела от точности часов. Простых механических наручных часов.

Скульптуры выставлены в Новом Орлеане. Кто будет в тех краях – не проходите мимо. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте проекта lestweforgetsculpture

Игнат Соловей, Евгений Максимов, FlightTV

А я с вами прощаюсь. Если вам понравился выпуск, ставьте нам лайки в фейсбуке и записывайтесь на наш канал в Ютубе. С вами был Александр Швыдкин, увидимся.