Flight TV - Выпуск 60






Почти по-настоящему. В Москве открылся симулятор Л-39 «Альбатрос».
«Беркуты» и их друзья. В Торжке прошло авиашоу в честь 25-летия вертолётной группы.
Разделение затрат. Авиационный сервис поиска попутчиков Wingly отмечает годовщину.
Соревнования парителей. В Усмани прошёл чемпионат России по планерному спорту.
Золотые руки. Частный пилот из Димитровграда производит тренажёры-гироскопы.

Текстовая версия выпуска


Здравствуйте! В эфире очередной выпуск народной авиационной телепрограммы FlightTV. В студии, как всегда, Александр Швыдкин, а спонсор нашего выпуска традиционно компания «Эрвин», которая уже тринадцать лет продаёт отличный авиационный бензин Б-91/115 производства польского завода OBR. Летайте безопасно!

Новости авиации!


Москве в торговом центре "Авиапарк" открылся симулятор Л-39. Для пилотов сообщаем, что по функциональным возможностям он достоверно приближен к комплексному тренажёру экипажа "Альбатроса" и позволяет осваивать и поддерживать навыки по пилотированию, навигации, эксплуатации бортовых систем и оборудования реактивного самолёта, а также тренировать отказы и особые случаи. Для всех остальных влюблённых в небо рассказываем, что у этого симулятора настоящий кокпит с штатными органами управления, где почти все контрольные лампы, приборы и указатели, краны, ручки и переключатели работают как на настоящем Л-39. А сферический экран с углами обзора в 115 градусов по вертикали и 210 градусов по горизонтали и динамическая платформа с шестью степенями для передачи всевозможных акселерационных и прочих ощущений передают полный спектр ощущений, начиная от стыков плит на рулёжке и разбеге и заканчивая турбулентностью и вертикальными ускорениями, за исключением разве что сложных пилотажных фигур.



В Торжке в 344 Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в минувшую субботу прошло авиашоу в честь 25-летия пилотажной группы «Беркуты», выступающей на 6 ударных вертолётах Ми-28Н, а также на Ми-35 и Ка-52. В составе группы – лучшие лётчики военно-космических сил. К ним в гости прилетели «Русские витязи» на Су-30СМ и «Стрижи» на МиГ-29. На наших каналах в Ютубе и в инстаграмме вы можете посмотреть подборку наиболее зрелищных моментов из выступлений. На авиашоу бесплатно пускали всех желающих, по примерной оценке на вертодроме собралось около 5000 человек. На земле работала статическая выставка, и зрители могли посидеть в кабинах действующих боевых вертолётов.



На заметку туристам, путешествующим по Евросоюзу. В Европе отмечает годовщину работы сервис попутчиков для малой авиации Wingly. Аналог блаблакара работает по всему Евросоюзу, а также в некоторых странах за его пределами и позволяет частным пилотам разделить расходы на перелёт с пассажирами. Предложить свои услуги могут частные пилоты одномоторных самолётов до 6 мест с обычной лицензией частного пилота. Для пассажиров нет вообще никаких ограничений – всё обсуждается в рамках частной договорённости с пилотами. И учитывая цены на общественный транспорт в Европе, перелёт на частном самолёте может обойтись в несколько раз дешевле. Этот сервис набирает популярность и о нём пишут в серьёзных СМИ. В частности, газета Independent опубликовала статью про довольного британца, который добрался из Лондона в Ньюкасл за полтора часа и 67 фунтов стерлингов. При этом поездка по железной дороге обошлась бы в 146 фунтов и заняла бы три часа. За год работы Вингли на нём зарегистрировались 5000 пилотов, которые совершили 10.000 перелётов и перевезли 50.000 пассажиров. Редакция нашей программы передаёт привет Росавиации и надеется, что Вингли когда-нибудь придёт и в Россию.



Ведущий: На аэродроме Усмань (Шаршки) прошёл чемпионат России в клубном классе по планерному спорту. Как соревнуются планеристы и что такое вообще планерный спорт? Об этом в нашем репортаже из Липецкой области.

 

Чемпионат России по планерному спорту в клубном классе - крупнейшее отечественное спортивное мероприятие, в котором определяется сильнейший планерист-паритель России.  В соревновании традиционно участвовали пилоты из самых разных регионов России – Воронежа, Москвы и московской области, Белгорода, Алтайского края и даже из Приморского края, а также один участник из Беларуси.

 

Планеризм из-за безмоторности особенно метеозависимый вид авиации, но в этом году погода благоприятствовала соревнованиям и состоялось девять спортивных полётов, что не всегда получается даже на чемпионатах мира. Можно было разыграть ещё больше дней, но судейская коллегия решила дать отдых пилотам, так как почти весь чемпионат проходил в безоблачной погоде, что значительно усложняет полёты и требует повышенного напряжения сил. Да и физически находиться в кабине по 3-5 часов под палящим солнцем непросто. Хотя иногда вместо солнца из облаков шёл снег.

 

Евгений Злобин, победитель Чемпионата России

Погода не то что даже не майская, она даже вообще не воронежская. В Новосибирске я бы к такой погоде относился нормально. Очень низкая температура, мощная кучевая облачность, временами снег, он мешает видеть что у нас происходит дальше, какие условия по маршруту.

 

Группа лидеров начала формироваться уже с первых упражнений. Пилоты, которые допустили ошибку и сели на площадку, не долетев до аэродрома, по сути выбыли из игры, и могли бороться лишь за места во второй половине турнирной таблицы. Были и обидные ситуации, когда потенциальные победители, допустив техническую ошибку, лишились шансов поспорить за первые места. Так, например, чемпион прошлого года - москвич Антон Минский ошибся при программировании планерного компьютера и потерял результат целого дня.

 

Соревнования отличается от тренировочных полетов в домашнем клубе тем что погоду и маршрут выбрать самому нельзя: куда, как далеко и по каким правилам лететь - определяют каждый судьи. При этом для спортсмена очень важна стабильность результата, недостаточно один-два раза победить в отдельных упражнениях, очки нужно планомерно набирать по итогам каждого полёта, чтобы к моменту окончания чемпионата обладать самой большой их суммой.

 

Поскольку большинство упражнений состоялось по безоблачной погоде, это определило характер полётов как преимущественно групповой - все 19 участников, среди которых одна женщина, летали часто вместе, используя для подъёма одни и те же потоки.

 

Титул Чемпиона России и первое место завоевал в упорной борьбе Евгений Злобин. Его результаты на протяжении девяти упражнений были очень стабильные и редко когда он опускался ниже третьего места по результату дня. При этом разрыв между призёрами был небольшой и до самого последнего упражнения интрига сохранялась. В итоге второе место занял Сергей Клюев, а третье - Сергей Серов.

 

Основной смысл подобных соревнований - выявление сильнейших спортсменов, которые войдут в состав сборной команды, а также только на соревнованиях могут быть выполнены разряды и получены спортивные звания. Два спортсмена-второразрядника, принимавшие участие в Чемпионате, успешно выполнили нормативы первого разряда. А ещё на чемпионат приехали зрители, которые решили воочию посмотреть, что такое планерный спорт, и может быть приобщиться к небу.

 

Сергей Клюев, серебряный призёр чемпионата, капитан сборной команды России по планерному спорту, заместитель директора АТСК «Сапсан»

Популярность нашего аэроклуба далеко вышла за пределы воронежской/липецкой области, к нам приезжаю люди и с дальнего востока, и с зауралья, с Сибири, из Питера, из Москвы, для того, чтобы обучиться у нас, пройти подготовку в качестве пилотов-планеристов.

 

Все участники соревнований отметили отличную работу организаторов. При всей индивидуальности планеризма для того чтобы пилоты смогли выяснить, кто сильнее в воздухе, нужно хорошо поработать многим людям на земле. Например, судьи должны поставить такую задачу, которая будет реально выполнима, и большая часть пилотов сможет вернуться на аэродром. Если переоценить силу погоды, то вместо ужина и вечернего отдыха придётся собирать планера с площадок в разной удаленности от аэродрома. Инженера и техники должны обеспечить бесперебойную работу всей матчасти, а пилоты-буксировщики быстро поднять всех планеристов в воздух. Не обошлось и без помощи волонтёров - девушек-курсантов аэроклуба, подрастающей смены пилотов.

 

Мария Максименко, волонтёр

Учусь как бы летать для развития своего. Вдруг война начнётся, а летать будет некому. Мальчиков у нас также тут нету, только одни девочки. Мальчики у нас слишком несмелые

 

Инфраструктура аэроклуба Сапсан полностью покрывает все потребности спортсменов в бытовом плане. Питание, проживание, досуг – жалоб и нареканий не было ни от кого. Некоторые участники приехали на чемпионат вместе с семьями и домашними животными, поэтому лагерь планеристов напоминал большой и дружный коллектив, оказавшийся на отдыхе на природе. Тем более что домашняя и семейная обстановка способствует лучшим результатам. Также чтобы поддержать спортсменов и порадовать их своим выступлением из Москвы прилетела пилотажная группа «первый полёт».

 

Участников Чемпионата России могло было быть и больше - вплоть до 30 человек, но не удалось собрать такого количества планеров. Эти соревнования проведены почти полностью на частной технике, принадлежащей спортсменам или взятой в аренду, и показали, что аэроклуб Сапсан из воронежского села Верхняя Хава может проводить соревнования самой высокой категории без какой-либо помощи со стороны, вплоть до гран-при и чемпионатов мира.

 

Евгений Злобин, победитель Чемпионата России

Именно благодаря прошлогоднему гран-при здесь соревнования не могут проходить на низком уровне, потому что создана база, получены компетенции, которые позволяют проводить соревнования любого ранга, даже международные, на самом высшем уровне, который сейчас в планерном спорте есть.

 

На Чемпионат России, как и вообще на строительство всего аэродрома ШаршкИ не потрачено никаких государственных денег – практически все расходы взял на себя бизнесмен и планерист Антон Пермяков, продемонстрировав на практике хороший пример успешного развития авиации общего назначения.

 

Алексей Спиридонов, Игнат Соловей, FlightTV



Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об авиационных тренажёрах? Наверняка вы думаете о каком-то пилотажном комплексе с компьютером, монитором, ручкой управления и креслом пилота? Но тренажёр, о котором пойдёт речь в нашем репортаже из Димитровграда, пригодится не только пилотам, но даже пассажирам. И уж точно понравится всем любителям аттракционов.

Фиркат Шайхаттаров, как и многие частные пилоты, в детстве мечтал о небе, но в авиацию пришёл десять лет назад. Друг позвал прокатиться на мотодельтаплане – затянуло, стал летать сам. Потом пересел на самолёт Ф-32 «Ястреб» и летал по маршрутам, потом в 2010 году его прокатили на пилотаж. Пилотаж открыл для него новую страницу в авиации, и Фиркат купил себе списанный Як-52 в нелётном состоянии.

Фиркат Шайхаттаров, инженер-механик, частный пилот

Есть люди, которые всю жизнь строят и не летают, есть которые всю жизнь летают, но не строят, я, наверное, отношусь к той категории, которая просто берёт серийный агрегат и его восстанавливает. Это как бы моё хобби. В данный момент, если взять тот же Як-52, и я его, скажем так, до винтика весь разобрал и до винтика весь собрал, так как мне нужно.

Механик агрегатов по образованию, Фиркат увлёкся новым авиационным хобби и восстановил до лётного состояния четыре самолёта разных типов для себя и друзей. И конечно же продолжал летать на пилотаж в одиночку и с друзьями. Но в отличие от простого полёта не все смогли оценить акробатические фигуры.

Фиркат Шайхаттаров, инженер-механик, частный пилот

У меня были как бы в моей практике такие случаи, что человеку становилось плохо прямо после минуты полёта.

Фиркат задумался, как решить эту проблему. И друзей жалко, и самолёт отмывать неприятно. Пошёл искать информацию про проверку вестибулярного аппарата и наткнулся на описание простой и надёжной конструкции, которая позволяет ещё до полёта на пилотаж понять, выдержит ли его человек в кабине. И понял, что со своим образованием и опытом сможет сделать такую нужную конструкцию.

Фиркат Шайхаттаров, инженер-механик, частный пилот

Прежде чем посадить человека в свой самолёт, конечно же опробовать его вестибулярный аппарат вот на этом тренажёре. Если в течение 2-3 минут человеку не стало плохо, последующие все уже манипуляции с этим человеком в режиме пилотажа, я думаю, что уже ничего страшного.

Трубы большого диаметра из хороших марок сталь 20 и сталь 35 обеспечивают тренажёру большой запас прочности. Гироскоп предназначен для детей и взрослых от 5 до 70 лет и работает за счёт за счёт хаотичного смещения центра тяжести, напоминая движения в космосе вокруг себя, откуда, кстати, и была взята его идея. Она оказалась настолько популярной, что тренажёр стали брать парки развлечений по всей России, в Белоруссии и в Казахстане. Это оказалось выгодным бизнесом – за пару минут вращения аттракционщики берут от 100 до 250 рублей. Сделанные Фиркатом гироскопы засветились в телепрограмме «лучше всех» на Первом канале и в рекламном ролике средства от насморка, который показывали федеральным каналам.

Фиркат Шайхаттаров, инженер-механик, частный пилот

Дети, и взрослые, и все остальные с удовольствием катались на этом аттракционе, без никаких проблем, все в восторге, и прохожие в восторге.

За счёт статичного положения относительно земли и отсутствия электромеханизмов он создаёт перегрузку максимум в две единицы, что исключает перегрузку организма. И тем, у кого вестибулярный аппарат оказался слаб, он позволяет натренировать его за счёт постепенного увеличения времени и скорости вращения. Мальчик – герой телешоу начал тренироваться с двух минут и постепенно довёл время спокойного вращения до двадцати. Пытаясь понять, сколько он сможет выдержать, наш корреспондент крутился 5 минут, пока ему просто не надоело, а потом спокойно вышел из него без малейшего головокружения.

Евгений Максимов, корреспондент

Опробовал этот тренажёр второй раз в жизни. Это конечно не настоящий пилотаж, потому что не хватает перегрузки, но как проверка вестибулярного аппарата – отличная вещь, я думаю, и просто как детская развлекаловка.

Для тех, кто заинтересовался, сообщаем, что стоит этот тренажёр всего чуть более ста тысяч рублей, и у Фирката обычно всегда есть под отгрузку пара готовых тренажёров, но даже если и нет, новый сделают за неделю. Учитывая цену на уровне нескольких бочек авиационного топлива, эти гироскопы хорошо расходятся по аэродромам и посадочным площадкам – для проверки друзей и курсантов, тренировки спортсменов-пилотажников, а также для хорошего развлечения гостей.

Евгений Максимов, Игнат Соловей, FlightTV

==========

Спонсор нашего выпуска, компания Эрвин, с 2005 года поставляет на российский рынок авиационный бензин Б-91/115 производства польского завода OBR. Высокое качество польского Б-91 подтверждено сотнями тысяч лётных часов как на отечественных АШ-62 и модификациях М-14, так и на зарубежных Лайкоминг и Континентал. Выбирайте проверенное топливо! А я с вами прощаюсь. Если вам понравился наш выпуск, пожалуйста, поддержите нас в соцсетях! Чем больше лайков и просмотров соберут наши выпуски, тем чаще мы будем вас радовать новыми видео. В студии был Александр Швыдкин, увидимся!